Как мы ездили в Марокко

Состав путешественников (семейная пара):
    Елизавета (девушка в самом соку, никогда не была в арабских странах, в разговорах о них отмахивалась и говорила, что лучше Европы ничего нет, никогда не полезет на амбразуру, ну только что если очень надо, очень доверчива, впечатлительна, причем эмоции внутри не задерживаются)
    Федор (мужчина в самом расцвете сил, никогда не был в арабских странах, последние 8 лет прожил НЕ в USSR, никогда не умел торговаться, сдержан в эмоциях на людях)

Предисловие

Говорить, писать и читать мнения людей об этой волшебной стране можно бесконечно, но нет ничего лучше, чем взять большой рюкзак с самыми необходимыми вещами и отправится в поисках открытий, изумлений, восхищений и иногда разочарований.

Итак, одним прекрасным утром моему мужу пришла идея посетить Мaрокко. В отпуск собирались уже давно, Испания отпала сама собой, поскольку мы живем в Эдинбурге, а с визой не было времени морочиться, в Эмираты долго лететь, в Тайланд тоже, и тут вдруг Мaрокко! Я позвонила в Мaрокканское Посольство в Лондоне, мне сказали, что русским виза не нужна. Вот так мы начали готовиться к путешествию, точнее я, поскольку муж работает. При первом приближении все было довольно страшновато, ревью русских туристов ("обманывают", "Океан грязный, как...","все попрошайничают", "отравления от некачественной еды" и т.д. и т.п. ) Меня стали грызть смутные сомнения, поскольку мы привыкли к европейскому комфорту, для нас это могло быть сравнимо с школой выживания, а не отпуском.

Муж предложил почитать отзывы европейских туристов ("Morocco is great", "Ocean is perfect", "good people, good service, great food", etc...") Это меня смутило еще больше. Но так хотелось рискнуть! Мы купили тур-пакет в Агадир у известной британской компании и решили, что это будет базой, а ездить везде будем сами. Приобрели замечательный путеводитель, из которого узнали, что поскольку попрошайничают и дети и взрослые, детям лучше не давать денег, а купить конфет, шоколадок. По этому поводу был закуплен необходимый провиант (Федор очень настаивал купить шоколадные еврики, но я решила, что это жестокая шутка). Также таблетки от желудочных недомоганий, много влажных и сухих салфеток, 4 литра воды на первое время А дальше было само путешествие.

11 декабря 2006 года. Agadir. Прибытие

Полет был двойной, сначала Эдинбург-Лондон (1 час), а через 4 часа Лондон-Агадир (4 часа). Где-то в 7 часов вечера мы уже заселились в гостиницу, причем помощников донести чемоданы было столько! Мы поняли, что надо готовить мелкую деньгу. Поскольку дирхамы еще не были приобретены, а кошельке лежали несколько купюр по одному доллару (древнейшая сдача в Duty-free), мальчик был одарен долларом (позже мы узнали, что это многовато по местным меркам, 1 доллар = 8 дирхам). Повезло ему!

Отель Ramada Les Almohades 3*, ничего так интерьерчик, французское окно, балкон, выходящий во внутренний дворик, сейф, холодильник, телевизор. Хорошая зеленая территория, бассейн, бесплатные шезлонги у бассейна, большая столовая, даже Beauty centre с безумными ценами. На первый взгляд все очень неплохо. Сразу скажу, что мы люди не придирчивые, главное, чтобы было чисто, сухо, без насекомых.

В номере сидеть не хотелось, поэтому, освежившись, побежали ужинать, а после ужина решили разведать, где пляж. Отель находится в первой зоне, поэтому до океана минут 5 пешком. В темноте пляж показался очень общественным, ну а что мы хотели от муниципального пляжа? Кто был в Коста Браве, тот меня поймет. Но должна заметить, потрясающий променад!!! Вдалеке гора "Аллах-Люди-Король", везде музыка, много гуляющих "себя показать, на других посмотреть". На девушек-европеек, конечно, обращают внимание все мужчины, а их на променаде, в общем как и везде, большинство. Говорят на берберском, арабском или французском. Очень подкупает, когда обращаются "Bon jour, madam")))

12 декабря 2006 года. Inezgane. Как мы не хотели покупать берберский ковер

На следующий день был запланирован подъем на ту самую гору(8 км). На ней находится старый Казбах, кот, был разрушен сильным землетрясением в 1960 году, кот. унесло жизни 15 000 человек. На самом деле от Казбаха остались одни стены, можно просто походить внутри, представить, как все было до этого злополучного дня. Но я забегаю вперед...

Добравшись пешком до горы мы взяли такси за 50 дирхам = 5 евро ("5 oro, 5 oro, good price!"), подумав, что по жаре просто туда не доползем. По приезду нас уже ждал караван верблюдов и очень ловкий мальчик в маленьким козленком на руках, кот. не долго думая, вручил мне его, уверяя Федора, что это бесплатно. Потом предложил фоткнутся, и тут начался торг, сколько он хочет за это. Я еще пребывала в полной эйфории от козленка (в Шотландии попробуй поймай овцу, чтобы погладить), когда Федор боролся за цену одной фотографии)) Козленок вместе с блохами обошелся в 10 дирхам. Ближе к середине дня живот у меня как-то странно зачесался и появились прыщики. У Федора на лице было написано, что он хочет переписать это утро. Обратно мы шли пешком)))

Следующим по плану было посещение Рыбного порта, кот, находится в непосредственной близости от горы. В голове мы крепко держали, что хотим слопать как минимум одного лобстера и креветок, никаких сардин (их там больше всего и они дешевле всего). Не успели подойти к контейнерам, к нам сразу пристроился местный, спросил, что мы хотим и уверил, что все сделает по высшему разряду. Мы посветили его в наши планы, он присвистнул и опустил нас на землю ценой в 40 евро за кило лангустина! Мы сглотнули, мысленно попрощавшись с ним, согласившись на кило свежевыловленных креветок, дораду и маленькую акулу, пожаренных на гриле, с мароканским чаем и рассказом о жизни местного населения. Все это удовольствие встало нам в 20 долларов. Жизнь удалась!

После мы вернулись в отель и решили охладиться в бассейне. Я, девочка наивная, думала, что воду в бассейне они действительно подогревают, как у них расписано на сайте. Проплыла нужные метры я очень быстро, чем привела в восторг общественность. Французы(основная публика в отеле) явно было шокированы)))

Немного отдохнув мы двинулись в старую часть Агадира - Инезган (Inezgane). Находится в 13 км от Агадира, считается абсолютно Мороканским городом. Решили ехать на местном автобусе. Пока шли до автобуса, увидели, как местные работники разбирают какую-то ограду, кот. протянулась на многие метры вдоль дороги. Главное, что мы подискутировали, разбирают они ее или наоборот устанавливают. Сошлись во мнении, что разбирают (это важный момент, кот. сыграл роковую роль в дальнейшей истории). Дошли до местного Макдональдса и остановились, чтобы убедиться, что не прошли остановку, тут нас останавливает абориген в дорогом костюме, с хорошим парфюмом, представляется чуть ли не начальником охраны самого короля и спрашивает, куда мы направляемся. Мы (лопушки) говорим о наших намерениях, и тут он делает кислое лицо, начинает уверять, что езда на местном транспорте - это ад, кот. нам не надо знать, и потом, скоро должен проехать король, поэтому тут УСТАНАВЛИВАЮТ ограждения для людей, т.к. они все любят короля и хотят его видеть. Поскольку Инезган находится за городом, движение может быть перекрыто. Поэтому "вам лучше взять человека в машиной, он вам покажет город, с вами походит, а то здесь так опасно, что лучше одним не ходить. Это моя работа вас предупредить". Хорошо, работа так работа... Он нас подводит к стоянке машин, стучит одному, говорит ему по-аглицки что нужно, тот соглашается на 120 дирхам = 15 долларов и мы едем в хорошей Suzuki в Инезган. Почему делаю акцент на машине, потому что молодой человек нам объяснял, что он студент и хочет быть учителем английского, а сейчас зарабатывает на английские книги, кот. стоят как его месячная зп, причем все это он начал рассказывать, когда мы сказали, что живем в UK. Мы предложили ему помощь, сказав, что если что-то найдем в Интернете, пришлем ему линк и он скачает. На это он очень слабо отреагировал...

По приезду нам очень стремительно показали город. Колорита особого я не отметила, но здесь, по их словам, делают и продают самое высококачественное золото и серебро 925 пробы. Поэтому нас сразу отвели в магазинчик на souk'е (souk - рынок), из которого (как мы подсознательно поняли) просто не могли уйти без покупки. По этому случаю был приобретен серебряный браслет с берберским узором (здесь они не торгуются, цена фиксированная, в зависимости от веса). Также нам показали фокус с ониксом и King's water, как определить. настоящее серебро/золото или нет. Федор отнесся к этому скептически)))

Далее нас повели по лабиринтам к гончарным рядам. Войдя в магазин мы восхитились красотой местной посуды, но нас проводили на второй этаж, где находились ковры. Мы сразу сказали, что ковер не в наших планах, но продавцы дали понять, что просто покажут, что у них есть. Нам рассказали, откуда, как, из чего, зачем и сколько это изготавливается. Все было очень интересно, но тут началось самое интересное, когда нас попросили выбрать ковер, кот. нам понравился больше всего. Мы выбрали красный шелковый ковер Анти-Атлаские горы. Начался торг с 400 евро, мы даже обрадовались, поскольку и не собирались платить эту цену. Но тут он попросил Федора (торги ведут только с мужчинами) назвать цену. Федор сказал 100 евро, думая, что сейчас они скривятся, а мы скажем "Ну нет, так нет". Но нет, продавец подошел и пожал Федору руку, сказав мне, что мне очень повезло с мужем! Нам стало интересно, мы стали торговать дальше, потому что нам уже хотелось этот ковер))) Торг прошел более чем удачно, остались довольны все!!! Ковер был завернут, в довесок было куплено блюдо с берберским рисунком...

Дальше мы попросили. чтобы нам показали шали (моя слабость). Но до шалей мы так и не дошли, нас отвели к Herbalist'у, человеку, кот. лечит болезни травами. Жутко колоритный дядя, напоил нас вкуснейшим травяным успокаивающим чаем, рассказал про разные травы, намазал мне руки аргановым маслом (выжимка из арганового дерева), надушил "Moroc Chanel" (выжимка из жасмина с воском, сухие духи, потрясная вещь, главное, натуральная). Короче, вышли мы оттуда с мешком трав от разных невзгод! Когда Федор расплачивался, он предложил ему "Berber Credit" - оставить меня на неделю у него, пока не расплатится))))

Тут наш провожатый заторопился и предложил отвести нас назад. Ну куда нам было деваться? Когда наступил час расплаты и Федор отдал ему обещанную сумму за сервис, лицо мальчика слегка изменилось, но он ничего не сказал. Пока мы дошли до отеля мы поделились впечатлениями от всей этой большой разводки, начиная с охранника. Если честно, очень сильно впечатлило!!!! Больше всего то, что из этой цепочки каждый получит свой калым!

13 декабря 2006 года. Taghazout. Серфинг - это жизнь, но не наша

В 18 км от Агадира находится рыбацкая деревенька Тагазут, известная своим огромным пляжем. 10 лет назад это был хиппи курорт. Поскольку водопровода там нет, им выдавали по ведру пресной воды в день и они там "отдыхали". Сейчас это замечательное место для серферов. Наблюдать за их достижениями одно удовольствие, если учесть, что вокруг такая красота! Туда мы отправились на местном автобусе за 5 дирхам, без всяких провожатых (договорились, что не будем ни на кого реагировать). И правильно сделали! Пока шли по дороге от одного пляжа до другого, нам предложили только что выловленную рыбу "Madam, poisson, s'il vous plait!", гриля с собой не было, поэтому мы дружелюбно разошлись)))) Проболтались там почти весь день...

14 декабря 2006 года. Taroudannt. Как мы не хотели быть дважды обутыми

Путешествие в Тарудонт было приключением с самого начала. Мы приехали на вокзал с утра пораньше, но ни одного автобуса туда не было, стояли только сшибалы и предлагали довести за 400 дирхам, хотя мы знали, что красная цена 25. Один из работников автобусной компании довольно охотно поделился секретом, что есть еще одна станция, где на Gran Taxi мы сможем добраться до места в 2 раза быстрее за 27 дирхам. Поймав местное такси (следите, чтобы был включен счетчик, тогда и чаевых не жалко), нас домчали и передали в руки Грантаксеру. В путеводителе было написано, что они рассчитаны на 6 человек, мы наивно думали, что это видимо какие-то другие большие такси, а не тот старый Мерс, в кот. нас заботливо усадили и сразу потребовали денег. Однако когда на заднее сидение сели еще 2 женщины, а спереди 2 мужичка дружелюбно пихали друг друга локтями (это я не считаю водителя), мы поняли, что это и есть тот самый "северный олень". Путешествие длилось около часа (в путеводителе стоит 2,5 часа на автобусе). К этому моменту нога почти затекла, но в остальном ни запахов, ни качки (дороги очень хорошие). Пока ехали, видели тех знаменитых козлов, кот. прыгают по деревьям в поисках съестного.

Сам город находится за большой стеной, выглядит очень элегантно, на горизонте горы, в городе бербер такси с осликами и даже кареты с лошадьми! Не успели мы войти в город, как к нам привязался пьяный беззубый "провожатый", желающий срубить себе на бутылку (зрелище редкое в мусульманской стране). Мы дошли до рынков и тут он стал обсуждать за какую цену согласится провести нас по рынкам и показать город, чтобы мы не заблудились. Поскольку этот урок мы уже выучили, мы вежливо отказались, но, видимо, желание выпить было сильнее, поэтому он продолжал следовать за нами, пока я не сказала Федору, что больше не хочу его видеть. Он отвел его в сторону и сказал волшебные слова...

Город, как полагается, с узкими улочками, продавцами хлеба, мандаринов и разной снеди. Традиционно жизнь марокканца проходит на улице, в окружении людей, они трапезничают, работают и общаются "не отходя от кассы". Поэтому даже не надо заходить в глубь, чтобы увидеть быт аборигенов. К туристам относятся хорошо, даже если нечего им продать. Очень поразили дети, красивые, безумно приветливые, всегда здороваются, не "оборванные, грязные, вечно попрошайничающие", этого вообще на себе не испытала. Но если чем-то угощаешь, берут охотно, "merci, Madam". По плану было посещение дубильни, где обрабатывается кожа, потом из нее изготавливаются бабуши (тапочки маленького Мука), сумки, ремни, лампы!, пуфы, кошельки. Нас встретил приветливый марокканец и на франко-английском провел по кооперативу, дал Федору почесать овчинку, чтобы она была мягкая)) Предприятие небольшое, но дает полное представление о том, что происходит с бедными овцами, козами и верблюдами после их (не)преднамеренной кончины. Естественно при производстве имеется магазин, где можно приобрести отличные прошитые бабуши и остальные товары разных цветов и размеров.

На выходе мы увидели девочку, кот. продавала глиняные скульптуры. Она поздоровалась с нами и застенчиво заулыбалась, но фигурки покупать не было в наших планах. Поэтому я дала ей монетку и сфотографировала ее. У меня до сих пор ее милое лицо перед глазами...

Довольные, что приобрели мужу бабуши, мы двинулись дальше на рынки. Мы очень хотели обзавестись местной керамикой и нырнули в первую лавку с огромным разнообразием глиняной посуды. Торги были недолгие и продуктивные. На радостях мы забыли о нашем уговоре никого не посвящать в наши планы и на вопрос продавца, что еще мы хотим купить на рынках, Федор сказал, что хотелось бы жене серьги серебряные справить. Продавец оживился и тут же отыскался недалеко "кузен", кот. сам все кует, "покупать у мастера дешевле и практичнее". Поддавшись на провокацию, мы последовали к "кузену". По пути нам встретился наш беззубый "друг". Завидев меня, он громко крикнул, обращаясь к мужу: "Your wife is a very bad woman!!!" Я ему широко улыбнулась и мы последовали дальше, зачем портить себе настроение из-за какого-то ханурика? Серьги выбирали долго и упорно, фантазия мастера была очень ограничена, а он все вытаскивал и распаковывал новые образцы... В конце концов были выбраны серьги с берберской вязью. Во время торгов "гончарник" скромно стоял в сторонке, явно пытаясь услышать последнюю цифру, с кот. он прокалькулировал свой калым. Когда Федор начал резко снижать цену, тот чуть руками не замахал, видимо не смог бы он с этой цены хороший процент отдать. Вот так делается бизнес по-мароккански!

Пожав друг другу руки, мы отправились самостоятельно в глубину "шанхая". Поскольку шали все еще были в планах, я стала рассматривать, а за мной шлейфом: "Madam, good price, just to look...", не успели мы сообразить, что все-таки хотим и в каких количествах, перед нами вырос очень ловкий мальчик и нас под белые ручки уже отвели в павильон, усадили на мягкие табуретки, мне на голову был повязан тюрбан "как у людей Сахары" и были предложены шали разных мастей на выбор. Первоначальная цена была просто запредельная!!! Федор держался стойко, продавец пыхтел и периодически напоминал мне, как трудно иметь дело с моим мужем. Несколько раз предлагал ударить по рукам, но мы не дурачки, это означает совершение сделки, поэтому Федор, спрятав руки в карманы, не сдавался)))

Постфактум могу признаться, что обули нас на очень (по местным меркам) приличную сумму, так что век живи - век учись!!!

Загруженные покупками мы выбрали ресторанчик на площади, где подавали марокканский Tajin и кофе. Обед получился с "вах-вахом", вокруг нас появились местные музыканты-зашибалы с какими-то незамысловатыми инструментами и стали отплясывать вокруг нас. Поверьте, рука сама невольно тянется в карман за мелочью)))

Основательно подкрепившись, мы тронулись в обратный путь, Грантакси-вокзал-отель. За ужином одна французская пара вежливо поинтересовалась, в такси ехали люди, или были куры с овцами? Мне кажется наш ответ их слегка разочаровал))) Кстати, они рассказали нам, что живут в том районе Парижа, где много марокканцев и многие вещи можно приобрести в их магазинчиках даже дешевле...

Вечером, подсчитав убытки, поделившись впечатлениями и обдумав план на следующий день, мы легли спать.

15 декабря 2006 года. Essaouira

В половину восьмого утра мы уже были на автобусной станции, откуда в комфортабельном автобусе отправились в "бело-голубую" Эссауру. Ехать три часа (в путеводителе пишут 4 с гаком). Поскольку дорога лежит вдоль океана и гор и довольно извилистая, к концу первого часа укачало прилично (сразу скажу, что раньше никогда этого за собой не замечали). А остановка была только через 2 часа, так что мое дело предупредить будущих путешественников. Прибыли и сразу же купили билеты на вечерний автобус в Марракеш.

Потом вышли, огляделись, "pardon, mer, s'il vous plait". Все смешалось, кареты с лошадьми, продавцы мандаринов и винограда, таксисты, попрошайки... Резко ныряем в узкие улочки с бело-голубыми домами и через несколько минут оказываемся рядом с Фортом, за кот. бушует океан наикрасивейших оттенков. Город 18-го века, раньше был прибежищем евреев, после все евреи иммигрировали в Израиль, но названия некоторых улочек, даже обломки их домов до сих пор живы. Евреи в этом городе были самыми лучшими ювелирами, но, видимо все секреты забрали с собой...

Еще Эссаура славится резьбой по дереву, если зайти в глубь города, можно увидеть местных ремесленников за работой, все очень доброжелательные, если проявить интерес, разрешат посмотреть "что было и что стало". Двигаемся к Рыбному порту в поисках деликатесов. Лангуст все по той же "европейской" цене, зато в наличие тигровые креветки, омары, кальмары, раки, разнообразная рыба, все только что из моря. Тебе заботливо взвешивают выбранное рыбное ассорти на очень сомнительных весах, предлагают присесть, пока все это будет готовиться на гриле. Не забудьте договориться о цене!!!

В определенное время рыбаки выбрасывают остатки разделанной рыбы для чаек. Так получилось, что мы наслаждались местной pattisseri (рахат-лукум и пахлава рядом не стояли, язык можно проглотить) на лавочке неподалеку, шум крыльев подкрался незаметно, а потом знакомый по Шотландии крик чаек, так могут кричать только они. Нам пришлось ретироваться, аппетит был слегка подпорчен.

До отправления в Марракеш оставалось еще 2 часа. Мы прошлись более основательно по городу, дома по-разному интересные, улочки узкие, свет порой едва проникает, дети еще умудряются на них играть в футбол! Город живет своей жизнью, на туристов обращают внимание только продавцы товаров для них же (мне пытались впарить дешевые пластиковые солнечные очки Chanel - я показала, что у меня уже есть очки, дальше часы Casio, собранные за углом - показала свои, переключились на мужа - "No, mersi, Apre!"), все остальные смотрят с любопытством и снисхождением "Такие забавные, в белых брюках и голова непокрыта, туристы...".

В дорогу купили мандаринов и воды, вспоминая утреннее путешествие. Но путь пролегал напрямки, вдалеке виднелся Высокий Атлас с снежными шапками. Я могла прочитать мысли Федора, его душа рвалась туда, но за неделю успеть все невозможно, переезды очень выматывают. До Мараккеша из Эссауры 2,5 часа с 10 минутной стоянкой (в путеводителе стоит 3.5). Цель вечернего приезда заключалась в посещении знаменитой площади Jamaa El Fna, где вечером происходит истинная вакханалия с заклинателями змей, story-tellers на арабском, акробатами, музыкантами, предказателями судьбы и все это заедается и запивается местными блюдами ОООчень сомнительного качества. В отель мы заселились довольно быстро, находился он как раз в 5 минут ходьбы от этой "чудо-площади". На площадь мы пришли в немного "кислом" настроении (переезд, гостиница далеко не люкс). Не успели посмотреть на бренчащих музыкантов, как тут же подлетел мальчик (абсолютно не имеющий отношения к музыкантам) и попросил денежку за просмотр. Федор выдал сокровенную фразу "no small change", на что мальчик не растерялся "Give me a bill, I'll give you change". Купюра в 20-ть дирхам перекочевала в руки мальчика, а в руки Федора 5 дирхам сдачи, что его очень озадачило: "It's too much for you", еще 5 дирхам появились у него на ладони, но лицо Федора не менялось, оно показывало, что еще не хватает как минимум 5-ти дирхам. Когда и они появились на ладони, мы постарались двинутся дальше, но нас остановил мальчик в боксерских перчатках, кот. тоже хотел 5 дирхам. Пока Федор на автомате давал ему монету, мое настроение достигло апогея, я резко прервала все торги и даже не досмотрев, как кобре в скором времени должны были вырвать зубы, мы нырнули в соседний переулок. Повторюсь, что вся жизнь течет на улице, тут же жарят на ужин рыбу, пьют кофе или чай, раскладывают на лаптопе пасьянс... Чтобы как-то поднять себе настроение, мы нашли уютную patisseri и предались чревоугодию. Когда нам принесли счет, Федор немало удивился столь малой цифре, даже подошел и переспросил, нет ли там ошибки, но все было верно. И тут я вспомнила, что Марракеш недаром считают "разумным" по ценам городом. Заснуть мы не могли часов до 11, пока все не закрыли свои магазины и не выключили музыку...

16 декабря 2006 года. Marrakesh

На осмотр достопримечательностей столь великолепного города (еще вечером он мне таким не казался) нам был отведен один день, поэтому долго спать совсем не хотелось. Позавтракав в отеле очень необычными блинами местного разлива, мы направили наши стопы в Bahia Palace ("bahia" - brilliance"). Он был построен в 1866-7 годах для Си Моусса, кот. из раба дорос до главного визиря! Дворец довольно внушительный, имеется малый риад, большой внутренний двор, приватные апартаменты, но смотреть надо на стены и потолки, поскольку комнаты не меблированы. Узоры мозаики завораживают яркостью и искусностью укладки, во всем они использовали только натуральные красители (желтый - шафран, красный - перец и т.д.). В садах мандариновые и банановые деревья, птички разных мастей и всевозможные цветы. Одним словом - рай!

Следующей достопримечательностью был El Badi Palace. История его более чем трагичная. Построенный одним султаном, был разрушен следующим, поэтому до наших дней дошли только развалины этого некогда великолепного массивного сооружения. Можно не только осмотреть все снаружи, но и спуститься в подземелье, где находилась тюрьма и хранили провиант. В некоторый местах можно даже увидеть сохранившуюся мозаику! В отдельном павильоне представлен Минбар (специальная высокая резная лестница, с кот. главный имам читает пятничные молитвы) из главной мечети страны. Резьба настолько утонченная, работа мастера достойна восхищения!

Далее по плану было посещение Гробниц Королей (Tombeaux Saadiens). Тут тоже случилась история. Сначала путь нам преградил "продавец воды" в красочном костюме, кот. уже знал, что я захочу его сфотографировать и протянул руку за монеткой. Когда мы подошли к гробницам, выяснилось, что у кассира нет сдачи с нашей купюры в 100 дирхам (вход 10 дирхам). Мы завернули в первый же ларек и выбрали 2 открытки в надежде получить размен. Продавец сначала противился, требуя мелочь, но, когда мы ему объяснили, что хотим в гробницы, он куда умчался в внутрь "шанхая" и исчез. У меня возникли подозрения, что он не вернется и мы можем попрощаться с нашей купюрой. Федор решил пойти за ним, но разве европейскому уму подвластны, куда именно он мог нырнуть? Не успела я даже окончательно расстроится, как появился (откуда?) наш продавец открыток и отдал мне все до копейки, заботливо спросив, куда же подевался муж?

Гробницы имеют свою историю. Долгое время они были закрыты для всех. Тот же король, что разрушил замок, закрыл их воротами от глаз людских. В 1917 году французские ученые, пролетая на аэроплане, случайно увидели их и открыли вновь для народа, кот. уже успел позабыть об этом месте. Гробницы имеют 2 мавзолея, все утопает в мандариновый деревьях, розах и пении птиц. Полное умиротворение!

Ну а теперь неплохо и пообедать. Марракеш славится блюдом Tanjia. Из названия понять что-либо сложно, поэтому мы решили рискнуть. В одном из местных ресторанчиков выяснили, что это баранина, кот. готовится на медленном огне в течение нескольких часов, периодически поливается жирком, подается с местным хлебом и горячим мятным чаем. Мясо оказалось настолько мягким, что таяло во рту, а мятный чай только добавил приятное послевкусие обеду. Сытые и довольные мы отправились на знаменитые рынки, где можно купить "черта лысого". Рынки в Марракеше - это отдельный мир, кот. живет своей жизнью. Все они делятся на несколько разный рынков, в зависимости от направленности: текстильный, гончарный, кузнечный, кожевенный, музыкальный, травяной и.т.д. К тому времени мы приобрели уже все, что нам было нужно, поэтому просто прошлись, посмотрели, как ремесленники делают будущие горшки, кузнецы выковывают рамки для зеркал и светильники, кожевенники выделывают кожи и т.д. До отправления автобуса на Агадир оставалось полтора часа, поэтому мы решили подкрепиться миндальным коктейлем. Честно признаемся - на любителя...

Дорога до Агадира заняла примерно 5 часов, довольно мучительное путешествие. Водитель сжалился над нами, включив мультики "Том и Джери". Все, кто хотел и не хотел, хохотали от души)))

В ночи ехать довольно сложно и опасно по горному серпантину, поэтому наш полный респект водителю. Федор настолько расчувствовался, что при выходе одарил его купюрой, выражая тем самым свое восхищение. Водитель был явно не готов)

Спать легли рано, дорога умотала совсем...

17-18 декабря 2006 года

Решили никуда не ехать, а поваляться наконец-то на пляжике и подрумяниться. Федор никак не мог накупаться в океане, а я стойко отбивалась от навязчивый продавцов "всего, чего угодно". Забавно, идет продает мандарины, а мы уже сидим едим, так он все равно подходит и пытается продать))) Днем нам в номер прошло письмо от нашего гида, что "скоро заканчивается ваш отдых, страна небогатая, поэтому надо оставить чаевые в столовой и в номере в размере от 50-100 дирхам". Тут до нас дошло, что в последние 2 дня официант был как-то особенно с нами любезен, хотя до этого вообще не обращал на нас внимания (что было намного лучше, спокойно поесть могли), а тут "Morning! Coffee? Tea?" и прямо уже не знает, что нам еще сделать. Это изрядно раздражало. Но вот такие правила, ничего не попишешь. Поэтому за следующее утро мы приготовили нужную купюру и пошли на завтрак. Он чуть не подлетел к нам и вертелся все время, предлагая принести кофе, хотя я уже сказала, что мне все принесет муж. С утра меня лучше не будить)) По окончанию завтрака он подошел, типа забрать тарелки, ну и мы его не разочаровали)))

Привычка всем давать за каждый "..." и торговаться стало обычной за неделю. Если честно, я побаивалась, что в Лондоне, когда мы заказали такси и нам огласили цену, Федор скажет: "Tы чё, какие 14 фунтов???? 8 - красная цена!!!!")))))) Даже вчера, закупаясь в супермаркете, Федор периодически бормотал "good price, good price")))

Вот так мы на неделю окунулись в мир Северной Африки, Королевства Мaрокко.

Елизавета

12.04.18 Рамадан в этом году придется на начало туристического сезона
    18.10.17 В Марокко открыт музей Ива Сен-Лорана
    23.05.17 В июне у мусульманского мира - Рамадан
    13.02.17 В топ-3 направлений прошлого года у россиян - Абхазия, Таиланд и Грузия