Старый добрый Каргополь: город из сказки


    Страницы: 1 2 3 4 5 

    Когда я подъезжала к Каргополю, я почти ничего о нем не знала. Шел проливной дождь, все было серым, а поезд пришел на станцию в 6.30 утра. Википедия говорила, что Каргополь - это старинный русский город, стоящий на реке Онеге, у ее истока из озера Лаче. В летописях, по некоторым данным, он упоминается еще за год до основания Москвы - в 1146 году. Некий князь ходил воевать с чудью белоглазой и приказал заложить город. А еще в нем сохранилась тьма тьмущая памятников - это внушало оптимизм, но еще ничего не гарантировало. Наконец, я знала, что сегодня днем во второй раз пройдет Баранье воскресенье - старинный праздник, уходящий корнями в язычество, который здесь решили возродить (об это читайте в первой части - Баранье воскресенье в Каргополе). Чего я не знала, так это того, что влюблюсь в этот крохотный игрушечный городок. Но начнем с начала.

    Вид на Благовещенскую церковь конца XVII века, на ее постройку Петр I пожертвовал, как гласит легенда, 100 рублей / Фото из России
    Вид на Благовещенскую церковь конца XVII века, на ее постройку Петр I пожертвовал, как гласит легенда, 100 рублей // Дарья Орешкина, Travel.ru

    На колокольню можно подняться: отсюда весь низенький город как на ладони / Фото из России
    На колокольню можно подняться: отсюда весь низенький город как на ладони // Дарья Орешкина, Travel.ru

    В Каргополе вкусная вода и много родников / Фото из России
    В Каргополе вкусная вода и много родников // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Каргопольские виды прекрасны / Фото из России
    Каргопольские виды прекрасны // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Дорога в Каргополь

    Богатый купеческий город Каргополь - о его богатстве говорит огромное число великолепных каменных храмов (более 20 храмов на 3,5 тысячи жителей) - оказался на отшибе истории из-за того, что железная дорога обошла его стороной. Сейчас остается лишь поблагодарить за это счастливый случай: вряд ли бы он смог сохранить свою индивидуальность в советскую индустриальную эпоху, да и позднее в рыночную, массово уничтожавшую памятники ради коммерческих интересов. Впрочем, географическая удаленность и труднодоступность города, расположенного на севере России, в Архангельской области, с самого начала определила его развитие и самосознание. Распространенную здесь поговорку - "до царя далеко, до бога высоко" - можно было бы поместить на городском герб с пламенеющим бараном в качестве девиза. Местные жители всегда отличались консерватизмом и с недоверием относились к новому, тем более к новым указам далекой власти.

    Вид на храмы Старой торгововой площади Каргополя, которую украшают три храма и колокольня / Фото из России
    Вид на храмы Старой торгововой площади Каргополя, которую украшают три храма и колокольня // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Вид на собор Рождества Христова / Фото из России
    Вид на собор Рождества Христова // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Воскресенская церковь конца XVII века / Фото из России
    Воскресенская церковь конца XVII века // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Церковь Рождества Пресвятой Богородицы также относится к концу XVII века / Фото из России
    Церковь Рождества Пресвятой Богородицы также относится к концу XVII века // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Поэтому в советское время и церкви здесь сносить не спешили (хотя сохранилось, конечно, далеко не все, а многие храмы находятся в плачевном состоянии), а в царское время не спешили принимать новые никоновские каноны церковного зодчества и иконописи. Один из таких примеров - деревянные барельефы на колокольне 61-метровой Каргополя, самом высоком строение города. Синод запретил деревянную скульптуру за несколько десятилетий до строительство колокольни, но каргопольцы этого указания не замели. Теперь деревянная скульптура в украшении православных строений - огромная редкость.

    Колокольню украшают деревянные барельефы с ангелочками / Фото из России
    Колокольню украшают деревянные барельефы с ангелочками // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Вид с колокольни на храм Иоанна Предтечи / Фото из России
    Вид с колокольни на храм Иоанна Предтечи // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Жизнь была размеренной и правильной - в том смысле, что все жили по неписанным городским правилам и не стремились выделиться. Даже самые богатые купцы предпочитали жить в деревянных домах - и теплее, и традиции соблюдены.

    Почти каждый дом в Каргополе - это памятник архитектуры / Фото из России
    Почти каждый дом в Каргополе - это памятник архитектуры // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Все, что осталось от богатых торговых рядом, размещавшихся на берегу Онеги напротив ансамбля Троговой площади / Фото из России
    Все, что осталось от богатых торговых рядом, размещавшихся на берегу Онеги напротив ансамбля Троговой площади // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Поскольку в Каргополе нет железнодорожной станции, то ехать нужно до ближайшей, расположенной в Няндоме. Оттуда до Каргополя на автобусе ехать около часа. Это, конечно, отпугивает многих, учитывая, этот городок практически никому не известен и уж точно не может соперничать по популярности с городами Золотого Кольца. С другой стороны, отсутствие толп туристов - одна из особенностей города, которая делает его таким очаровательным. Сюда за весь год приезжают около 1000 человек, хотя это очень приблизительные цифры - считают только по туристам, официально остановившимся на ночевку. К тому же в городе только одна приличная гостиница - "Каргополь" (есть еще "Каргополочка", где почти все номера без удобств). Также есть хорошие гостевые дома в самом Каргополе и соседних деревнях. Но, даже если Каргополь напряжет все силы, он не сможет принять больше 200-300 человек одновременно.

    В каргопольском дворике / Фото из России
    В каргопольском дворике // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Еще одна чудесная особенность Каргополя - отсутствие визуального шума. И в больших, и в малых городах России (особенно в южных регионах) все завешано разноформатной, кричащей и плохо сочетающейся друг с другом рекламой - растяжки над улицами, рекламные щиты, плакаты на заборах, листовки в витринах магазинов... Все это как кожная болезнь, способная изуродовать даже самый красивый город. Каргополь практически избавлен от этой напасти. Сначала ты не понимаешь, почему тебе так легко и приятно бродить по улицам, а потом понимаешь, что все дело в том, что тебе ничто не мешает смотреть на дома и прохожих, ничто не отвлекает внимания.

    Виды Крагополя / Фото из России
    Виды Крагополя // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Так в Каргополе выглядит офисное здание / Фото из России
    Так в Каргополе выглядит офисное здание // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Магазин "Компромисс". То ли между женской и мужской одеждой, то ли между одеждой и обувью... / Фото из России
    Магазин "Компромисс". То ли между женской и мужской одеждой, то ли между одеждой и обувью... // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Вернемся к тому, как попасть в Каргополь. До станции Няндома добраться относительно просто. Здесь делают краткую остановку поезда, следующие в Архангельск из Петербурга, Москвы, Адлера и других городов, а также поезда, следующие в Северодвинск. Автобусы из Няндомы в Каргополь отправляются всего пять раз в день, они более-менее приближены в прибытию поездов, но добираться на автобусе не всегда удобно. В этом случае можно заказать трансфер в турбюро "Лаче": они часто встречают туристов, могут оказаться свободные места. Стоит заглянуть в их группу в контакте: www.vk.com/lachetur.

    Станция Няндома находится к Каргополю ближе всего / Фото из России
    Станция Няндома находится к Каргополю ближе всего // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Каргопольские пейзажи / Фото из России
    Каргопольские пейзажи // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Удобнее всего, конечно, добираться до Каргополя на своем авто. Особенность местной дорожной сети такова, что от Петербурга, который фактически ближе к Каргополю, сюда дольше ехать, чем их Москвы, откуда идет на Архангельск федеральная трасса М-8. Бывалые автомобилисты заклинают туристов из Петербурга ни в коем случае не ехать по короткому маршруту вдоль берегов Ладожского и Онежского озер, насчитывающему всего 680 километров. Лучше ехать через Вологду, выезжая на М-8: в итоге расстояние в 2 раза больше, но время одинаковое, а машина целее. Собственная машина пригодиться и для того, чтобы побывать в Кенозерском парке, деревянных погостах и чудесных старинных деревеньках Каргопольского района - о них ниже. Правда, нужно понимать, что асфальтированных дорог в районе практически нет: в лучшем случае разбитая бетонка. Так что нужно трезво оценивать возможности своего авто.

    Коты на чердаке старого дома / Фото из России
    Коты на чердаке старого дома // Дарья Орешкина, Travel.ru

    Дарья Орешкина
    02/09/2015

    Страницы: 1 2 3 4 5 



    • Facebook
    • ВКонтакте

    Новости из России

    26.07.17 Былинный фестиваль пройдет в Ярославле
    В Великом Устюге построят новый дворец для Деда Мороза
    25.07.17 На станции Химки появилась ловушка для авиапассажиров Шереметьево
    РЖД изменили информацию на билетах
    Минтранс хочет сделать ручную кладь полностью платной для всех авиапассажиров
    В крымский поселок Балаклава не пустят туристов на автомобилях
    24.07.17 Red Wings и "Сибирь" будут летать из Москвы в Мурманск
    Авиабилеты за рубеж подорожают на 2%
    21.07.17 23 июля затруднена дорога на метро во Внуково и к трем вокзалам
    "Победа" будет летать из Москвы в Улан-Удэ
    [an error occurred while processing this directive]