Страницы: 1
Расположенный ровно посреди Ангкор Тхома храм Байон - один из наиболее запоминающихся благодаря почти 200 каменным ликам, украшающим его башни. Построенный в начале XIII столетия королём Джаяварманом VII, Байон являлся религиозным центром столицы кхмерского царства. К храму мы отправились первым делом с утра и смогли наблюдать потрясающую игру света на древнем сооружении.
Трёхярусный храм неоднократно достраивался и перестраивался при последующих правителях, поэтому с точки зрения архитектуры может показаться несколько хаотичным и местами не совсем пропорциональным. Но данные особенности не отталкивают толпы туристов, бродящих по всем трём ярусам храма. Байон - один из самых посещаемых храмов, так что запаситесь терпением и готовьтесь протискиваться среди толп китайцев. Тем не менее красоту и монументальность у Байона не отнять, и стоит потратить на его внимательный осмотр 1-2 часа.
Лики на башнях Байона принадлежат бодхисаттве сострадания Авалокитешваре (или Локешваре). Взгляд бодхисаттвы направлен на все 4 стороны света, сея добро и порядок в кхмерском царстве. Существует теория, что лики - портрет самого короля Джаявармана VII, олицетворявшегося с богом.
54 покрытых золотом башни символизировали 54 провинции, находившихся под властью короля, до наших дней сохранились всего 37.
Второй ярус представляет собой несколько связанных галерей и наружные дворики и террасы.
Помимо массивных ликов Авалокитешвары храм запоминается тончайшей резьбой, изображающей моменты военных сражений, дворцовой жизни короля, а также сцены из индуистских эпосов и буддистских сказаний.
Удивительно, что спустя столько столетий пирамидальная кладка башен почти не разрушилась.
Заглядывая внутрь одной из башен и поднимая голову, чтобы посмотреть на купол, поражаешься, как плотно подогнаны друг к другу камни, обращаешь внимание на замки и понимаешь, что никакой раствор при строительстве не использовался.
Часто на барельефах храмов Ангкора встречаются апсары, мифологические женские полубожества, почитаемые как духи облаков и воды и также часто именуемые небесными танцовщицами.
Гаруда - мифологическая птица с телом человека, ездовая птица бога Вишну, боровшаяся с нагами. Под нагами также подразумевают омрачения ума.
Наибольший интерес представляют прежде всего башни. Модной фишкой у туристов является сделать снимок с расстояния, как будто бы ты касаешься своим носом носа Авалокитешвары. Подобными кадрами завалены многие отчёты о посещении Байона.
В ликах прослеживаются общие черты, но они по неизвестным причинам не полностью идентичны.
Ещё раз призываю обратить внимание на качество исполнения резьбы по камню образца XII-XIII столетий. Существуют ли сейчас технологии, способные выполнить такие барельефы в короткие сроки. Одна из многих загадок ушедшей кхмерской цивилизации.
Кхмеры в национальных костюмах развлекают туристов, предлагая совместные фото. Китайцы активно пользуются предложением за 1$, тогда как мои попытки сделать портреты несколько раз пресекались сборщиком этих самых долларов. Ха, телевик в бой и издали исподтишка пару кадров я таки сделал.
Зато каменные лица Авалокитешвары с застывшей в веках улыбкой не требуют ни долларов, ни риелей.
Снова танцующие апсары.
Довольно много я наснимал барельефов апсар, повторюсь, они встречаются во многих храмах, но сдержаться и не нажать кнопку спуска, а после не включить в фоторассказ, - просто не реально.
Сцена военного марша короля со своими подданными и воинами.
На башнях находились по 2, 3 или традиционно 4 лика Авалокитешвары, всего их число достигало примерно 200.
Из Байона не хотелось уходить, настолько потрясает воображение сей храм и его детали, гораздо больше всем знакомого вида Ангкор Вата от западных ворот, с которого и начинается обычно знакомство с древним городом кхмеров.
Но взглянув в глаза Авалокитешваре, можно двигаться дальше навстречу новым приключениям.
21/11/2016
Страницы: 1