Осмотрев несколько видов убежищ и пулеметных дотов, с которых началось мое знакомство со знаменитым укрепрайоном, натыкаюсь по дороге на очередной указатель, ведущий к более крупному объекту - фортификационной группе Тиомон. Направляюсь в указанном направлении, еще не подозревая о том, что увижу на месте бывшей группы укреплений.
В этот вечер все способствовало максимальному погружению в атмосферу этого места. В тишине и одиночестве я шел от одного объекта к другому среди деформированных войной ландшафтов и мысленно перемещался в события, происходившие тут сотню лет тому назад, сравнивая увиденное с прочитанным в произведениях Ремарка.
За сто лет раны и увечья, нанесенные земле, зажили, воронки от артиллерийских снарядов и окопы заросли травой и деревьями и только обломки бетона и арматуры, то и дело возникающие периодически среди зарослей, напоминают о том кошмаре, который творился здесь сто лет назад.
Когда я подошел к тому, что на указателе называлось "Ouvrage de Thiaumont", я был поражен увиденным. Никогда еще до этого я не видел фортификационного сооружения, которое было бы настолько раскуроченным, как это "увраже". По сути от объекта остались несколько бетонных глыб и груды арматуры, хаотично разбросанной по всей территории, на которой когда-то располагался объект.
Термин "увраже" появился во французской фортификации в конце 19-го века для обозначения объектов, заполняющих промежутки между фортами в фортовом поясе крепости. Ouvrage в переводе с французского означает "автономный элемент фортификационного комплекса, способный сопротивляться даже после окружения". Изначально увраже были вооружены исключительно стрелковым оружием, как и объект, чьи руины вы видите на этих снимках, но в начале ХХ века их начали модернизировать и дополнять артиллерией.
По ландшафту, окружающему руины, можно представить, какой огненный вихрь бушевал в этих местах в 1916 году.
Наглядное представление о том, как выглядел объект и местность вокруг него в жарком июне 1916-го дает картина немецкого художника Андрэ Брауха, творчество которого полностью посвящено фортификации.
Источник: festungsmaler-andre-brauch.de
Данное сооружение было построено в 1887-1888 годах, но в связи с появлением бризантных снарядов, оно устарело уже на момент постройки и в период 1902-1905 гг. подверглось глобальной реконструкции, настолько глобальной что правильней было бы сказать, что объект был построен заново. В рамках реконструкции увраже получило выдвижную поворотную бронебашню для пулемета, плюс к нему был достроен артиллерийский каземат с двумя 75-мм пушками. В октябре 1915 года все вооружение с объекта было демонтировано и отправлено на фронт, где оно было более востребованным, и к моменту внезапного наступления немцев под Верденом в феврале 2016-го, увраже Тиомон оказалось безоружным.
На снимке обломки одного из двух наблюдательных бронекуполов.
21 февраля 1916 года началось наступление немцев на Верден с целью прорыва фортификационного кольца вокруг города. В числе объектов, первыми подвергшимся мощному артиллерийскому обстрелу немецкими орудиями было и сооружение Ouvrage de Thiaumont. Обстрел был настолько мощным и разрушительным, что в конце марта французы списали объект с военного баланса, передислоцировав его гарнизон в другое место. Захватить территорию, на которой расположено данное сооружение, немцам удалось лишь 23 июня в рамках очередной попытки прорыва оборонительного рубежа. После захвата, немцы разместили в руинах объекта штаб и полевой лазарет. Но вскоре французы начали обстреливать руины артиллерией и немцы понесли тяжелые потери, а разрушенный объект окончательно превратился в груду бетона.
Газетная статья в немецкой прессе, посвященная захвату Ouvrage de Thiaumont
Так выглядело это сооружение в июне 1916-го, снимок сделан с самолета.
источник: fortiffsere.fr
В ходе боевых действий с июля по октябрь объект много раз переходил от одной противоборствующей стороны к другой, пока 24 октября 1916 года окончательно не перешел под контроль французской армии. К тому времени фортификационная группа представляла собой груду бетонных обломков и арматуры. Какое-либо дальнейшее использование этих руин было невозможным и их оставили в том состоянии, в котором они и дошли до наших дней, став мрачным и очень выразительным памятником войне.
Разрушенный наблюдательный бронеколпак после обстрела 420-мм снарядами "Большой Берты".
Торчащая из земли поворотная опора пулеметной бронебашни.
Несмотря на то, что за территорией присматривают, не давая растительности окончательно поглотить это место, информационные таблички тут не обновляли много лет и текст на них сделался практически нечитаемым. И такая картина встречается повсеместно в этих местах.
Рядом с руинами увраже расположены руины еще одного объекта, которые сохранились чуть лучше, чем сам увраже. Тут хотя бы видны контуры сооружения и примерно можно представить себе, как оно выглядело изначально.
Данный объект является не чем иным, как типовым убежищем FT3, построенном по тому же проекту, что и убежище FT1.
Как я уже упоминал, в укрепрайоне Вердена было сооружено три убежища данного проекта. Это третий и наиболее сильно пострадавший от артиллерийских обстрелов экземпляр.
На снимке внешний туалет убежища.
Вход в убежище сильно поврежден. При желании пролезть внутрь можно, но я лезть не стал, решив, что вряд ли там будет на что смотреть.
История убежища аналогична истории расположенного рядом увраже. Сооружено убежище было чуть позже, чем увраже - в 1906 году и после ожесточенных боев 1916-го приобрело вид, в котором дошло до наших дней.
Среди тотальной разрухи и лунного пейзажа, усеянного кратерами от снарядов, это убежище, пусть и в таком виде, но продолжало оставаться единственным островком относительной безопасности в этом секторе боев.
Гроздья бетона, висящие на арматуринах, впечатляют. Если бетон разрывало в клочья, то что уже говорить о людях! В своих произведениях Ремарк очень наглядно описал поля битв Первой мировой глазами простого солдата. Бродя среди руин Верденского укрепрайона, я очень ясно рисовал себе картины происходящего тут сто лет назад.
Сколько людей полегло в боях за эту высоту, неизвестно - счет идет на десятки тысяч. Но на крыше убежища стоят всего лишь два креста в честь павших тут французских военнослужащих.
Почему увековечили память всего лишь двух человек, я не знаю. Возможно, по той причине, что тут ежедневно гибло такое количество людей, что информация о том, кто и где погиб в этой мясорубке, просто не сохранялась. А этих двух солдат по каким-то причинам запомнили.
Под сильным впечатлением от увиденного покидаю это место. Первый вечер знакомства с Верденом стал неожиданно богатым на эмоции и мысли.
Хоть эта экскурсия оказалась совершенно не запланированной, но мне удалось очень глубоко прочувствовать атмосферу "Верденской мясорубки". Этому способствовало полное одиночество - за весь вечер путешествия по Верденскому укрепрайону мне встретилось всего несколько туристов. Теплый летний вечер, заходящее солнце - все это создавало максимально созерцательную атмосферу, позволяющую полностью погрузиться в свои мысли и проникнуться увиденным, визуализируя его в своей фантазии через призму прочитанных книг о Первой мировой.
17/11/2016