Страницы: 1 2
Стенки пассажирского автобуса оккупировала веселая нечисть, в витринах магазинов невообразимые создания суют свои носы в туфли, деловитые и совсем не страшные чертенята тянут лапки к упаковкам с продуктами, над головами прохожих реют флаги с адскими страшилищами и райскими птицами; на улицах, площадях и каналах поселились персонажи картин Босха, рестораны предлагают особое босховское меню, возле памятника Босху на рыночной площади фотографируются туристы... И на каждом углу - плакат: "Welkom thuis, Jheronimus!" - "Добро пожаловать домой, Иеронимус!" Родной город Иеронима Босха Хертогенбос ('s-Hertogenbosch) стал в 2016 году одним из культурных центров Европы, которая с размахом отмечает 500-летие со дня смерти великого нидерландского художника.
Добро пожаловать на родину Иеронима Босха!
Ратуша в Хертогенбосе
Ратуша в Хертогенбосе
В Хертогенбосе не осталось ни одного произведения Босха, и то, что этот провинциальный голландский город сможет собрать достаточно экспонатов для юбилейной выставки, многим казалось утопией. Но Шарль де Моой, директор музея Северного Брабанта, добился своего: с 13 февраля по 8 мая 2016 года 20 живописных работ и 19 рисунков Босха из Испании, Италии, Франции, Германии, Австрии, Бельгии, Голландии, США были показаны на выставке "Иероним Босх. Видения гения". Из Парижа прибыл "Корабль дураков", из Вашингтона - "Смерть скупца", даже грандиозный триптих "Воз сена" впервые за 500 лет покинул Испанию! Вместе с произведениями копиистов, современников и последователей Босха выставка насчитывала более ста экспонатов. Опасения, что "нетуристический" Хертогенбос не привлечет посетителей, абсолютно не оправдались: билеты на выставку были раскуплены в первые две недели.
Рыночная площадь в Хертогенбосе. В центре - устройство для лазерного шоу по мотивам Босха.
De Moriaan - самое старое здание в Хертогенбосе и одно из самых старых в Нидерландах. 13 век.
Есть глубокая символика в том, что спустя пять столетий после смерти художника его творения встретились в городе, где были созданы, - ведь то немногое, что известно о Босхе, тесно связано с Хертогенбосом. Здесь, около 1450 года, Йерун ван Акен родился в семье потомственных живописцев, здесь в тридцать лет удачно женился, здесь прожил всю свою жизнь - благополучную, безбедную, заполненную творчеством. Прославил название родного города, сделав его своим псевдонимом (привычное для нас "Босх" звучит по-голландски как "Бос", а Хертогенбос кратко называют "Ден Бос"). Был прихожанином собора Святого Иоанна (Синт Ян), состоял в братстве Богоматери, объединявшем состоятельных горожан, умер в августе 1516-го, не оставив потомства. Вот, собственно, и все, что мы знаем о художнике, которого историки искусства в один голос называют загадочным и таинственным.
Памятник Иерониму Босху на рыночной площади Хертогенбоса
Возможно, главная загадка Босха: как живописец, живший в стороне от крупных художественных центров, не совершавший дальних странствий и мало что повидавший, смог столь остро ощутить нерв своей эпохи? Где он набрался поистине всеобъемлющих знаний, которые делают его картины энциклопедией всех областей жизни 15 столетия: науки, медицины, алхимии, архитектуры, военного дела, ремесел, кораблестроения, фольклора, музыки, моды, флоры и фауны? В поисках ответов мы снова и снова всматриваемся в скромный облик Хертогенбоса.
Собор Синт Ян в Хертогенбосе
Собор Синт Ян в Хертогенбосе
Нельзя сказать, что город сохранился в неприкосновенности, но, по уверениям историков, краснокирпичные дома над каналами Биннендизе мало изменились со времен Босха (правда, в 15 веке каналы, особенно в их подземной части, были далеко не такими ухоженными и симпатичными, как сейчас). Планировка центра осталась прежней, и Босх, окажись он сейчас на родине, с легкостью нашел бы дорогу к дому отца на рыночной площади и к собственной мастерской неподалеку, хотя тут стоят теперь совсем другие здания. Но так же, как 500 лет назад, в базарные дни здесь разворачивается торговля цветами, сырами и рыбой, журчит вода в средневековом фонтане, а с колокольни собора доносится мелодичный звон.
Интерьер собора Синт Ян в Хертогенбосе
Грандиозный католический собор Синт Ян - один из лучших готических храмов Нидерландов - при жизни Босха был почти достроен, но его башню завершили лишь через 15 лет после смерти художника. Именно собор дает нам хоть какой-то ключ к творчеству Босха: 16 наружных арок - двойных аркбутанов, - расположенных вдоль северной и южной стен храма, украшают 96 каменных скульптур, удивительно живых и характерных - истинно босховских! Мастеровые, музыканты, фантастические звери и птицы... Босх наверняка видел их, помнил с детства. Аркбутаны старинного собора с их каменными седоками - словно мостик из Хертогенбоса к творчеству его знаменитого уроженца.
Здесь и далее: фигуры на аркбутанах собора Синт Ян
Из Хертогенбоса работы Босха отправятся в Мадрид, в музей Прадо. С 31 мая по 11 сентября 2016 года здесь пройдет еще более масштабная, чем в Голландии, выставка, которую называют выставкой столетия: в Прадо покажут практически всю живопись и графику мастера. Но двумя эпохальными выставками год Босха далеко не исчерпывается и вместе с ними не заканчивается. В рамках одного поста невозможно перечислить все события, которые состоялись и еще состоятся в этом году в Нидерландах, Испании и других странах. Назовем лишь некоторые, чтобы дать представление о яркой и красочной, как живопись Босха, атмосфере общеевропейского праздника "Bosch 500".
11/05/2016
Страницы: 1 2