Страницы: 1 2
Заброшенная церковь.
Внутри церкви.
Вместо крыши - небо.
Уцелевший фрагмент росписи.
Непрошенный гость.
Вид на ущелье реки Тедзами, мост скрыт деревьями, а церкви монастыря склоном горы. Попробуйте найти башню. Подсказка на следующем снимке.
Башня-часовня. Та самая, что на фотографии 25.
Башня Рконской крепости.
Недвусмысленный символ на башне.
Вид на село Ркони, влево уходит дорога к монастырю, вправо уходит дорога в соседнюю деревню, из которой теоретически можно попасть на трассу, ведущую из Манглиси в Тбилиси. Из Ркони также ведет дорога к храму Икви. На горизонте в правом углу можно различить развалины церкви Саорбиси. Дальше крепость Дриси...
Вид на башню Рконской крепости. Из деревьев выглядывают фрагменты крепостной стены.
От Ркони до Чачубети 8 км. Приблизившись к селению, мы сделали остановку возле однотипных летних домиков, напомнивших мне окрестности турецкого Ардагана, чтобы собрать плоды дикого шиповника. Село не подавало признаков жизни, только алабаи, охранявшие отару, принялись неистово лаять при моем приближении к церкви.
Летние домики в Чачубети.
Шиповник.
Храм Богоматери зального типа был построен в X веке. Южный придел с центральным входом достроили в XIII-XIV веках. Когда-то стены были покрыты богатой росписью, от которой до наших дней дотянули едва различимые фрагменты. Весьма вероятно, что раньше округа была заселена куда плотнее, иначе какой смысл в строительстве такого богатого храма. Сейчас население Чачубети сократилось до нескольких домов. В церкви можно насчитать с десяток икон и только благодаря им она не кажется заброшенной.
На храме в Чачубети две таблички. Одна - типовая, как на других исторических памятниках Грузии, другая - на западном фасаде, сильно ржавая и едва читаемая.
Центральный вход.
Интерьер.
Колокол с западной стороны.
Если Чачубети и тем более Ркони - села полузаброшенные и бесперспективные, то в Эртацминда жизнь бьет ключом. Здесь есть магазины, школа, бегают дети, а на лавочках, оперевшись о трости, сидят старики. Весь поселок - сотня домов со своими хозяйствами, над которыми возвышается купол храма.
Храм датируется первой половиной XIII века (на табличке на стене храма указан XII век) и представляет собой типичный крестово-купольный храм, коих немало в Грузии. Он посвящен святому Евстафию и первоначально назывался "Эстатесцминда" (Святой Эстат), но постепенно название исказилось до современного. Первоначальный вид храма утрачен. Известно, что современный купол построен позднее взамен обрушившегося более высокого и тонкого купола. Крепостная стена также заметно сократилась в размерах. Возможно, это произошло во время вторжения Тимура, одновременно с разорением Рконского монастыря. Храм имел богатую роспись, сохранившуюся небольшими фрагментами, но ценился в первую очередь за прекрасные резные барельефы и орнаменты.
Восточная сторона.
Кресты украшают фасад с каждой стороны.
Кладка, благодаря которой храм пережил несколько разрушительных землетрясений.
Резные барельефы.
Неплохие анатомические познания у вандала.
С XVII века Эртацминда являлся собственностью князей Тархан-Моурави, которые вели свое происхождение от полководца Георгия Саакадзе. Здесь похоронена голова Пааты, сына Георгия Саакадзе, бывшего заложником персидского шаха Аббаса I. Георгий организовал разгром персидского войска, за что разгневанный шах казнил Паату и прислал его голову отцу (сцена убийства изображена на фресках). Это событие сделало храм известным на всю страну. Эртацминда превратился в родовую усыпальницу. Надгробными плитами покрыт пол храма, несколько более поздних надгробий можно увидеть на небольшом кладбище снаружи.
Портал.
Внутри.
Роспись.
Замечательная экскурсия на один день, я считаю.
Колокольня на крепостной стене, окружающей храм.
11/04/2016
Страницы: 1 2