Страницы: 1
Доподлинно не известно когда был заложен этот древний русский город. Летописи, которые могли бы пролить свет на этот вопрос сгинули в страшном пожаре, случившимся здесь в 18 веке. Поэтому принято считать, что Каргополь существует с 1146 года. По нынешним меркам это небольшой провинциальный городок с населением всего в 10 000 человек, но несколько веков назад Каргополь считался одним из крупнейших торговых городов России. Разумеется, переживший за несколько веков периоды расцвета и забвения город окутан легендами и историями, которые передают из уст в уста местные жители.
Загадки начинаются с самого названия Кáргополь. Казалось бы откуда у старинного русского и, что характерно, северного города в названии присутствует слово "поль", идущее от древнегреческого слова "полис" - город. В 18-19 веках было модно называть города на греческий манер. Большинство названий с таким окончанием города получили именно в этот период. Тогда появились Севастополь, Мелитополь, Симферополь, Тирасполь и другие. Но название Каргополь появилось задолго до этого греческого увлечения. Версии разные. Одна из них говорит, что слово "поль" означает "поле", а "карго" в переводе с тюркского означает "вороний", т.е. "воронье поле". Другая версия выступает за то, что слово "карго" означает топкое место, а "поль" - открытое место, даль. Иными словами, по этой версии Кáргополь означает "край болот и топей". Чего-чего, а этого в окрестностях города хоть отбавляй.
За последние пару веков Каргополь практически не изменился. Разве что большие похожие на сундуки деревянные дома на центральных улицах крепко ушли в землю, погрузившись в нее по самые окна первых этажей.
Сложно сказать, что явилось причиной такого погружения в историю. То ли постепенно проседает фундамент, то ли город медленно заносит культурным слоем, а может быть и то, и другое одновременно. Уходящие в землю дома по-прежнему жилые. Правда жильцам первых этажей волей неволей приходится мириться с постепенным перездом с первого этажа в подвал.
Количество сохранившихся больших деревянных домов в центральной застройке города удивляет и радует одновременно. Говорят еще двадцать лет назад здесь на центральных улицах еще были деревянные тротуары, но они до наших дней, увы, не дожили. Большинство деревянных строений Каргополя построено в 19 веке, что в наши дни уже практически не встретишь ни в одном российском городе. Возможно, что памятников русского деревянного зодчества здесь было бы на порядок больше, но за века они были уничтожены пожарами.Но даже то что сохранилось до наших дней делает Каргополь настоящим музеем архитектуры и если сойти с центральных улиц, то можно обнаружить действительно уникальные строения. Деревянная отделка не выделяется какой-то особенной изысканностью как можно встретить в других русских городах, но особенное внимание к деталям здесь отчетливо прослеживается.
Дома в частном секторе очевидно много раз перестраивались и подвергались косметическому ремонту из-за чего был утрачен их первоначальный вид, однако даже в сохранившихся до наших дней строениях угадывается особенный архитектурный стиль, присущий деревянному зодчеству 19 века.
Среди индивидуальных бревенчатых домов старой застройки один дом выделяется особенно. Он находится на улице Сергеева, д.1. Это один из старейших индивидуальных домов, сохранившихся в Каргополе. Однако известен он не своим историческим прошлым, а новейшей историей, которую написал его новый владелец Сергей Беляев. Об этом человеке знают все жители Каргополя и далеко за его пределами. Будучи инвалидом, с детства прикованный к постели, подвижной у него была только одна рука, он оказался настолько сильным и целеустремленным человеком, что смог стать успешным бизнесменом, активным общественным деятелем, меценатом, избраться депутатом местного совета. В 2000 году Сергей Беляев получил пострадавший от пожара заброшенный дом. Чтобы его восстановить Сергей продал квартиру. "Дом на Пятницкой" - так Сергей Беляев именовал его по прежнему названию улицы, - стал центром общественной, спортивной и культурной жизни Каргополя. Здесь расположилась парусная спортивная секция, работал магазинчик канцтоваров, функционировал компьютерный клуб, проводились соревнования по шашкам, организовывались выставки художников, выпускалась независимая газета. Дом стал настоящим центром притяжения для многих горожан. В 2011 году Сергея Александровича Беляева не стало.
Но вернемся к истории. Среди поселений Русского Севера Каргополь стоял особенно. Образ жизни горожан этого крупного торгового узла сильно отличался от традиционного уклада коренного населения, которое по большей части состояло из корелов, живущих в основном охотой, рыбалкой и заготовительством. Местный народ называл каргопольцев по-всякому: "толоконники, шипуны, типуны...", и в целом их недолюбливали, рассказывая разные байки.
Рассказывают, например, что ехал однажды по льду озера целый обоз каргопольцев. Проголодались и остановились. Один из них говорит другому: Ванько, замесим-ка толокна! - Замесим! Сделали во льду прорубь, высыпали в нее воз толокна и смотрят: Что, парень? Что-то не густеет! - Давай всыплем еще! Высыпали еще воз, а толокно все не густеет.Они третий, четвертый, все пять, а толокно в проруби не густеет. Тогда один вызвался: Дай-ка, Ванько, я пойду туда, посмотрю, что оно там не густеет! Сказал, да и прыгнул в прорубь. Ждут-ждут, а товарища все нет. Что-то, брат, долго его нет? Как бы там один всего не съел! Дай-ка, Ванько, и я туда пойду. Сказал - и в прорубь. Другие ждали-ждали, да по их примеру один за другим все перескакали в прорубь. Позже проезжали мимо люди и увидели, что стоят посреди озера одни пустые возы да лошади.
Шипунами их прозвали за привычку пыхтеть, а типунами - за скупость.
Центральная часть города как и столетия назад не привышает двух этажей. Выше только здания церквей. В 15 веке процветающий Каргополь стал нуждаться в защите. Тогда здесь появляются первые укрепления - земляные валы, на которых позже были возведены и стены деревянной крепости. В начале 17 века Каргопольская крепость трижды успешно отражала осаду польских войск. В мирное время крепость традиционно выполняла роль тюрьмы. Сюда заточали побежденных ханов, смутьянов, неудачливых военачальников и прочих врагов Московской власти. К сожалению, до наших дней Каргопольская крепость не сохранилась. Остались лишь остатки земляных валов, называемых местными жителями "валушками". Они опоясывают центральную часть города кольцом и сегодня служат пешеходной тропой, по которой удобно быстро перемещаться из одной части города в другую. Сразу за ней начинается частный сектор Каргополя. В этих местах время не просто течет настолько медленно, что его густоту можно почуствовать, а скорее совершенно остановилось.
Если говорить о культурном наследии Каргополя, то главной темой будут его красивейшие белокаменные храмы. Каргополь - город, в котором наблюдается наибольшее количество церквей на душу населения. В 17 веке на почти три тысячи жителей в городе существовало уже более 20 храмов и только один из них на тот момент был каменным. Это Христорождественнский Собор.
Собор был построен в середине 16 века (1552-1562 гг.) и является самым древним каменным зданием Каргополя - единственным свидетелем эпохи его наибольшего расцвета. Собор относится к царствованию Ивана Грозного. Именно тогда по преданию, вместе со строительством собора под руководством опричников начали строить систему подземелий Каргополя, вход в которые скрывается, в том числе, внутри храма. По сей день никто не может найти доступ в подземелья, но они существуют под всей центральной частью Каргополя и по слухам соединяют все храмы того периода, некоторые дома, а также имеют несколько выходов за пределами города, в частности соединяют некогда существовавший мужской Спасо-Преображенский и женский Успенский монастыри. Так же был выход к кладбищу и дальше в поле.
Их строили в оборонительных целях и для того, чтобы можно было в них прятать казну или впавших в опалу и неугодных. Так, например, в этих подземельях держали казну на протяжении всего Смутного времени и во время нашествия французов в 1812 году. Про подземелья знали определенные люди и в советское время. Во время репрессий НКВД содержало в них некоторых своих заключенных. Говорят, что подземелья в то время были переоборудованы в казематы с деревянными полами, было проведено электричество. Позже все было забыто и замуровано, но раскопками никто не занимается. Никто не хочет открывать страшные секреты, хранящиеся в подземельях.
К 19-му веку Каргополь насчитывает уже порядка 22 храмов и два монастыря. Население города разделилось на разные приходы и посещало исключительно свой храм. Такое обилие храмов построено местными купцами и "воротилами", которые были настолько самолюбивы, что не желали ходить в храм, построенный свом конкурентом в купеческом деле. Часто можно было услышать от простых людей, как один купец укорил другого купца за то, что он зашел помолиться в выстроенный им храм. Тот, после упрека своего товарища, построил свой храм. Финансирование такого строительства не всегда шло из кармана купца, но часто приходило извне из пожертвований богатых людей уезда и даже от неравнодушных бедняков.
20-й век стал для каргопольских храмов роковым. Из 22 церквей до наших дней сохранились лишь 11, да и некоторые из тех, что дожили до наших дней находятся в плачевном состоянии. Среди них до недавнего времени действующая церковь была только одна - церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Остальные либо превращены в музеи, либо используются как хозяйственные постройки, либо вовсе закрыты. Как, например, церковь Николая Чудотворца или просто Никольская церковь. Она была построена в 1741 году и входит в храмовый ансамбль Старого Торга (Старой торговой площади). Церковь одноглавая, хотя изначально у нее было пять глав, но после обрушения купола восстанавливать не стали, оставив лишь один главный купол. Сегодня она никак не используется - стоит наглухо заколоченная и понемногу разрушается.
Рядом с Никольской церковью расположена церковь Благовещения Пресвятой Борогодицы или Благовещенская церковь. Это красивейшее строение относится к числу уникальных архитектурных памятников. Ее стены богато и искуссно украшены каменными узорами. Церковь была возведена в 1692 году, но окончательная ее достройка была приостановлена из-за начала строительства Санкт-Петербурга, а позже в связи с царским указом 1714 года, запрещающим "всякое каменное строение". Достроить церковь удалось только после его отмены в 1721 году.
Благовещенскую церковь совершенно справедливо называют "преукрашенной и преудивительной", благодаря доведенному до совершенства каменному убранству ее стен. Эта церковь является ярким примером богоугодного строительства каргопольскими "воротилами". Ее заказчиком был мещанин Шаханов, который, вложив в строительство сумму в размере 1600 рублей, скончался не дождавшись его завершения. Строительство завершали всем миром. Говорят, что даже сам царь Петр I пожертвовал на это 100 рублей.
Каменные узоры, которыми щедро украшены стены Благовещенской церкви могут успешно соперничать с убранством дворцов Флорентийского Возрождения по изысканности пропорций и вкусу.
Второй храмовый ансамбль располагается на Новом Торге. Он состоит из еще одной действующей церкви Рождества Иоанна Предтечи, Христорождественского Собора, Соборной колокольни и Введенской церкви. Самой высокой является церковь Рождества Иоанна Предтечи (35 метров). Она построена в 1740-1752 годах. Это самый высокий храм в Каргополе и самый крупный по объему. Иоанновская церковь - единственный храм с двойными куполами. Не смотря на то, что этот храм довольно хорошо сохранился, он практически соврешенно лишен всякого внутреннего убранства.
Пожалуй наиболее интересная история у строительства Соборки - Соборной колокольни, которая к тому же имеет целую предысторию.
Как рассказывает предание, служил при дворе в Петербурге некий поляк Млюнко, когда немцы и поляки были в почете. Однажды нес он вахту у Ектерины II в покоях и вдруг подумал: а не прилечь ли мне на царицыной перине. Взял да и развалился он на ее кровати во всей амуниции и еще закурить вздумал. В оправдание себе он решил, что царица до поздна будет на балу, а ему стоять в одиночестве шибко тяжко. Вдруг шаги - он вскочил, в попыхах цыгарку за пазуху сунул. Царица мимо него прошла, а за ней Потемкин, остановился - дым заметил. "Почему портите казенную амуницию?" - спрашивает. Млюнко взял да и ответил, что, мол, это у меня сердце горит от красоты императрицы. Потемкин было заорал, но Екатерине понравилось и она заступилась за офицера. Наказали его нестрого - послали в Каргополь, в городской крепости дослуживать.
В 1765 году в Каргополе произошел сильнейший пожар, в результате которого выгорело три четверти города. Екатерина II выделила из казны на восстановление Каргополя немалые деньги - 10 000 рублей. Тогдашний местный губернатор на радостях предложил заодно построить в центре колокольню в честь Екатерины II в память о ее человеколюбии и мудрости, на что получил дополнительно 5 000 рублей. Колокольню выстроили в стиле классицизма, увенчанную четырехконечным крестом, в угоду императрице-лютеранке. Тогда же в ходе строительства случайно проломили свод городских подземелий, но дело быстро замяли и тайну похоронили.
Прошли годы, царица стала собираться с поездкой в Архангельск по Питерскому тракту - проездом через Каргополь. Не доезжая до нас несколько верст, кортеж ее остановился. Потемкин поехал вперед, проверить, как подготовились к встрече. У крепостного рва на заставе собрался народ. Стоял там и опальный офицер Млюнко. И вот подъезжает Потемкин и видит в толпе этого Млюнко. Выругался и повернул назад... Так Каргопопь и не увидел Екатерины. А колокольня с латинским крыжем осталась стоять.
Сегодня колокольня является самой высотной доминантой Каргополя (65 метров). С нее открываются виды на все четыре стороны света. Правда далеко не все можно рассмотреть из-за густой листвы высоких деревьев, коими богат центр Каргополя.
Соборная колокольня открыта для посещения и подняться сюда может любой желающий или почти любой. Дело в том, что наверх ведет кривая узкая лестница, устроенная внутри опор колокольни. Чем выше, тем она становится уже и в самом верху ступени едва ли шире 40 сантиметров. Для человека крупной комплекции такой подъем может стать просто физически непреодолимым препятствием.
Неподалеку возвышается внушительный купол в "греческом" стиле. Это церковь Троицы Живоначальной или Троицкая церковь, построенная в 1790-1802 годах в неовизантийском стиле. Хотя непосредственно строительство церкви завершилось в 1802 году, современный облик Троицкая церковь получила спустя 70 с лишним лет. Причиной стал опять же пожар, во время которого изначально пятиглавый храм сильно пострадал. В процессе восстановления пять маленьких куполов, уничтоженных огнем, решено было заменить всего одним, зато каким!
Рядом с "валушками" расположилась стоящая особняком церковь Воскресения Христова или Воскресенская церковь. До сих пор не известна настоящая дата ее постройки. В так называемой "Писцовой книге" начала 1614-1615 годов, имеется упоминание о Воскресенской церкви, которая изначально была деревянной. Перестройка храма в камне была сделана к концу 17 века. Воскресенская церковь интересна удивительным сочетанием монументальности и массивных форм, присущих архитектуре 16 века, и пышностью деталей, свойственных 17 веку.
Примечательно, что в Каргополе нет железнодорожной станции. Здесь вообще нет железнодорожно сообщения. Ближайшая станция находится почти в 100 километрах от города. По этому поводу есть множество легенд и слухов. Говорят, что местные купцы специально не допустили "бесовской" транспорт. По большому счету версия кажется надуманной, поскольку к тому времени Каргополь окончательно утратил свои торговые позиции и был обычным "медвежьим углом". Вторая версия гласит совершенно обратное, что, мол, во время строительства ветки из Петербурга в Архангельск у местных купцов запросили взятку за то чтобы дорога сделала крюк и прошла мимо Каргополя, но таких денег не нашлось. Есть и третья версия. В народе говорят, что как раз по вопросу предстоящего строительства железной дороги Екатерина II ехала по Петербургскому тракту и планировала заехать в Каргополь, чтобы обсудить детали с местным главой, но тот мылся в то время в бане. Так напарился, да еще и выпил, что навстречу к Императрице не приехал. Так это или нет, но Каргополь остался без железной дороги, которую проложили от Вологды до Архангельска практически по прямой.
Добраться из Санкт-Петербурга до Каргополя можно только на автомобиле, да и то только в хорошую погоду. В период дождей некоторые участки дороги размывает настолько, что проехать по ним порой просто нереально. Зимой дороги превращаются в довольно неплохой накатанный зимник.
Каргополь будет интересен для посещения в любое время года. В каждом времени он раскроется по-своему. Главное не приезжать сюда в июне.
26/03/2016
Страницы: 1