Страницы: 1 2
Рядом с троном будды Амитабхи - форма Авалокитешвары с 11 головами и тысячей рук. Напомню легенду. Бодхисаттва поклялся, что "ни на одно мгновение не оставит ни одно живое существо, пока оно не будет спасено из сансары, даже если придется пожертвовать собственным миром, покоем и радостью". Вскоре Авалокитешвара осознал, насколько трудна и, возможно, даже непосильна данная задача, его голова напряжения не выдержала и раскололась на несколько кусков. Дхьяни-будда Амитабха и бодхисаттва силы Ваджрапани придали телу Авалокитешвары новую форму: тысячи рук с глазом в центре каждой ладони смогут дотянуться до всех живых существ. Руки характеризуют просветлённые действия, а глаза являются символом мудрости. В два ряда над центральной головой расположены ещё шесть - красного, белого и зелёного цветов. Выше - голова Ваджрапани синего цвета, а на самом верху - маленькая голова красного цвета, принадлежащая Амитабхе.
Убранство и интерьеры тибетских монастырей, особенно недавно построенных, удивительно красочны.
Снова - та самая мистическая птица-человек Гаруда с нагом в клюве.
Царь смерти Яма держит в своих лапах колесо сансары, в шести мирах которого мы с Вами (если верите в перерождения) вращаемся и будем вращаться, пока не достигнем просветления и не освободимся. Шесть миров - это мир богов-дэвов, мир полубогов-асуров, мир голодных духов-претов, мир людей, мир животных и ад. В центральном круге традиционно можно разглядеть три омрачения ума в виде животных, кусающих друг друга за хвосты: змея - гнев (злость, отвращение), свинья - неведение (тупость), петух - привязанность (страсть). Второй круг разделён на тёмную и светлую половины, символизирующие негативную и положительную карму.
В каждом из миров, и даже в аду, изображены будда или бодхисаттва, воплощающиеся там из великого сочувствия, чтобы помогать живым существам. Если в Вашей жизни преобладают гнев и злость, то возможно, Вам суждено в следующем воплощении гореть и мучаться в аду.
Если же Вами владеют зависть, жадность и страсть, то Вы можете родиться претом, духом, постоянно испытывающим голод и жажду. Преты довольно уродливы, их часто изображают с огромными обвисшими животами, а узкое горло не даёт им пропустить ни пищу, ни воду.
Мир богов, дэвов, традиционно является верхним сегментом колеса сансары. В уме дэвов преобладает гордость и блаженство от своего благополучия. Разумеется, родиться богом хотели бы многие, но боги тоже страдают. А избавиться от страданий можно, только вырвавшись из цикла перерождений, как учил будда Шакьямуни.
Слева внизу от дэвов расположен мир воинственных полубогов, асуров. Асуры одержимы ревностью по отношению к дэвам. Их стрелы всегда направлены в сторону небес, где обитают боги. Под асурами расположен сектор с миром животных. Если в этой жизни Вы занимались ерундой, не стремились к знаниям и духовному обогащению, грубо говоря, даже отупели, то можете в следующий раз родиться каким-нибудь животным. Мир животных отдельно я не снял, сильно бликовал от падающего света.
И наконец, наш с Вами родной мир - мир людей. А одолевают нас постоянные желания и привязанности. Впрочем, заново родиться человеком - не такая уж плохая перспектива.
На крышу монастыря можно подняться, чтобы ещё раз осмотреть долину и ленту реки Саттледж. Над входом в монастырь традиционно установлено колесо дхармы (учения) и два оленя, что по легенде пришли слушать первые поучения будды Шакьямуни после того, как он ночью обрёл просветление в лесу в тени дерева бодхи. По центру ниже - семенной слог мантры Калачакры. Тибетцы часто вешают её на двери.
Настало время спускаться и идти к масштабному комплексу ступ.
Паломники обходят по кругу большую ступу, увешанную шарфами-хадаками. Точно не помню, но вроде бы эта ступа символизирует Кайлас. Вообще все ступы и группы ступ в Тиртхапури считаются символами знаковых святых мест по всему Тибету.
Здесь собраны все идеальные пейзажные ингредиенты: фактурные скалы причудливых форм, ярко-синее облачное небо и красочные пятицветные растяжки молитвенных флажков, развевающиеся на ветру.
В Тиртхапури просто бессчётное количество камней с выбитыми мантрами.
И нужно учесть, что это сейчас, возможно, часть камней привозится на автобусах, автомобилях или мотоциклах, а раньше такие камни пилигримы носили на своей спине, от мастера, искусно выбивающего сакральные слова на тверди камня, до святого места, куда камень надлежит поместить.
Помимо камней мантры выбивают на черепах яков, не пропадать же добру.
Настала пора прощаться с этим волшебным местом и спускаться вниз к автобусу, завершая кору вокруг Тиртхапури. Жаль, что в этот раз не получилось увидеть отпечатки стоп Падмасамбхавы.
Но зато получилось получить благословение от ламы, сидящего ниже к реке в пещере.
И добавила положительных эмоций от посещения Тиртхапури напоследок вот такая милота.
Теперь можно было отправляться обратно в мандалу Кайласа, а точнее на берега священного озера Манасаровар с "живой" водой, где мы традиционно совершили ритуальные омовения перед Корой и поднялись на вершину холма в мой любимый монастырь Чиу.
Больше постов об этой и других поездках в Тибет у меня в блоге. Понравился пост?
08/02/2016
Страницы: 1 2