Великий буддийский учитель Цонкапа, основатель школы Гелуг тибетского буддизма, в 1409м году решил заложить свой монастырь неподалёку от Лхасы и избрал место на горе Дрокри. Монастырь получил название Гандэн, что на тибетском означает "тушита" - небеса, чистая обитель, где сейчас пребывает Майтрейя, будда будущего. В течение года были построены около 70 зданий, но главный зал закончили только к 1417му году. К сожалению, во время "культурной революции" китайцы разрушили Гандэн почти до основания.
Однако и по сей день потихоньку здания восстанавливают и отстраивают заново, главным образом, на частные средства. Когда мы приехали в Гандэн, несмотря на дождь рабочие трудились, возводя каркас нового здания.
Раньше в Гандэне проживали до 5 тысяч монахов. После разрушения в 1959м году все они покинули Гандэн, и монастырь вымер. По мере восстановления зданий китайское правительство разрешило 400 монахам вернуться в стены "чистой обители", сейчас здесь проживает около 500-600 монахов.
В большом зале для собраний каждый день проводятся службы, по центру зала - трон для Далай Ламы, на котором он уже, видимо, никогда сидеть не будет. Фотографирование внутри монастыря не приветствуется, в некоторых залах платное, да и в монастырях внутри мне очень редко хочется снимать.
Все статуи и фрески в Гандэне новые - старые были окончательно разрушены динамитом после сноса зданий.
Ступа с останками или реликвиями одного из настоятелей монастыря. Для тех, кто не знаком с буддийской традицией, скажу, что ступы не строят просто так. Внутрь ступы всегда заключают некий артефакт или реликвию, например, волос или зуб Будды, мощи учителя или святого и т.д.
В комнате с протекторами, божествами-защитниками, особенно бросается в глаза Ямантака, гневное воплощение бодхисаттвы мудрости Манджужри. У Ямантаки 9 голов, одна из них бычья (по ней и легко распознать божество), самая верхняя - голова Манджушри. Также у божества 16 ног и 34 руки. Здесь Ямантака изображен в союзе яб-юм со своей супругой Ваджраветали. Женщин при этом в комнату с протекторами никогда не пускают.
Стены украшают фрески с изображениями Цонкапы и его учеников, а также большого пантеона тибетских йидамов и божеств. У Гухьясамаджи шесть рук и три лица: синего, белого и красного цветов, символизирующие преобразование трёх ядов: привязанности (жадности), невежества (заблуждения) и гнева (ненависти). Тело у Гухьясамаджи тёмно-синего цвета, он изображен в соитии, яб-юм с супругой Спаршаваджра. Оба держат одни и те же символы: ваджру, лотос, колесо дхармы, колокольчик, меч и драгоценность, исполняющую желания.
Все книги в монастыре тоже новые, либо отпечатанные в своей недавно открытой типографии, либо доставленные из других монастырей, например, из Сэры.
И снова везде плавятся в чанах килограммы ячьего масла, приносимого паломниками.
10.
В одном из залов снял монаха в процессе выполнения простираний. Как видите, для того чтобы удобнее было скользить руками по полу и уводить их за голову, он использовал небольшие кусочки ткани. Паломники в горах и на улицах используют перчатки и подкладки посерьёзнее и более износостойкие.
Главная святыня Гандэна - ступа-трум с остатками тела Цонкапы. По преданиям, когда Цонкапа умер, его тело приняло форму 16летнего подростка, в таком виде тело великого учителя и заключили в большую ступу. Когда во время "культурной революции" ступу разрушили, но внутри обнаружили нетленное тело в идеальном состоянии, а волосы и ногти медленно, но продолжали расти все эти долгие годы (Цонкапа умер в 1419м году). Китайские хунвейбины разрубили тело и приказали сжечь останки дотла, но монах, которого заставили нести мощи на костёр, смог сохранить несколько фрагментов черепа великого учителя. Эти кусочки черепа и находятся сейчас в заново построенной ступе. Перед ступой - статуи Цонкапы и двух его ближайших учеников, Гьелцаб Дже и Кедруб Дже.
В прошлый визит я ловил кадр с монахом, подливающим масло в лампадки, в этот раз тоже не устоял перед колоритной картинкой.
Вот такая у этого огромного монастыря трагичная история, хотя с первого взгляда подобное ощущение не появляется - больно органично и величественно смотрится Гандэн на склонах горы.
Несмотря на моросивший дождь мы решили обойти Кору вокруг Гандэна, по времени это занимает около часа. По пути можно увидеть и побывать в ретритной пещере Цонкапы.
Местами на тропе были растянуты молитвенные флажки, словно ставшие ещё более яркими на фоне густого серо-белого неба.
Кое-где лежали принесённые паломниками глиняные тса-тса. Внутрь обычно заключают прах или толчёные кости покойника после выполнения ритуала небесных похорон. Так что прикасаться вообще не советую.
Дождь то стихал, то усиливался, но абсолютно не напрягал. Всё-таки прогулка имела сакральный смысл, тут погодные неурядицы - не помеха.
В одном месте на тропе наш гид Джун показала расщелину между камнями, через которую надо пролезть. То ли проверка на хорошую карму, скорее всего, то ли исполнение желания.
Зайдя в пещеру Цонкапы, вскоре мы завершили круг и ощутили чувство выполненного долга. Пусть виды были никакие из-за тумана и пелены дождя, но не это ж в Коре главное, согласитесь.
Оставляя за спиной монастырь побрели обратно к автобусу, чтобы перекусить в местной харчевне, где в 2010м году я впервые попробовал тсампу (сырое тесто из ячменной муки, разведённое тибетским чаем на ячьем масле).
Всё-таки не верится, что относительно недавно все здания были руинами.
Кстати, Гандэн располагается на высоте 4150 м, так что поездка сюда из Лхасы станет заодно и неплохой акклиматизационной вылазкой и поможет облегчить горную болезнь, если такая Вас настигла сразу по прилёту в столицу, как это часто бывает. У нас в группе вроде все держались бодрячком, я вообще ничего не чувствовал на 5й год подряд в Гималаях - организм, видимо, привык к пониженному давлению и перестроился.
Погода снова к полудню налаживалось, уже проглядывало голубое небо. А после Гандэна мы поехали в пещерный комплекс Драк Йерпа, где когда-то практиковал тантрическую йогу и медитировал великий махасиддха Гуру Падмасамбхава.
Больше постов об этой и других поездках в Тибет у меня в блоге. Понравился пост?
17/12/2015 10:00
Материалы по теме
- Регионы: Тибет
- Фоторепортаж: Шигатзе: монастырь Ташилунпо, 08.12.2015
- Фоторепортаж: Тибет: пещеры Драк Йерпа, 16.11.2015
- Фоторепортаж: Лхаса: монастыри Дрепунг и Папонга, 10.11.2015
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.