Страницы: 1
Киото настолько огромен и наполнен интересными местами, что рассматривать его можно только частями. В западной части города, в предгорьях, можно найти интересные храмы, в которых расположены и самый известный в мире сад камней, и символ Киото - Золотой павильон.
Из Арасиямы добираться сюда вполне удобно - на небольших трамвайчиках, сиденья которых обиты старомодным малиновым бархатом.
Пару кварталов от остановки - и перед тобой вырастают ворота храма Ниннадзи.
Ниннадзи - это штаб школы Омуро буддийской ветви Сингон. В каком-то смысле Сингон - это буддийское православие. Само понятие "сингон" переводится как "правильное слово", а Омуро к тому же принадлежит к ортодоксальному направлению этой ветви. :-)
Здесь стоит высокая пятиярусная пагода, известная всей стране. Как и остальные постройки комплекса, она деревянная, что не раз играло дурную шутку с храмом.
Хотя изначально храм основали аж в 888 году, за прошедшие 11 с лишним веков он не раз горел, в том числе и дотла.
В 15 веке во время очередной войны он был полностью разрушен, а восстановили его лишь через 150 лет, в эпоху Токугавы.
Так что большинство сохранившихся построек - это уже 17 век.
Одно из зданий комплекса - Золотой храм (не путать с Золотым павильоном). Выглядит не слишком примечательно, но это национальное сокровище Японии. Почему?
Дело в том, что Ниннадзи - это не какой-то рядовой буддийский храм. Основан он был ни много ни мало, но императором Японии, который был настолько ярым буддистом, что отрёкся от престола и ушёл в монахи - как раз в этот храм.
Поэтому многие сооружения комплекса возведены именно из расчёта, что жить в них будет не кто-то, а сам бывший император.
После его смерти пошёл обычай назначать настоятелем храма Ниннадзи одного из представителей императорской семьи Японии. Таким настоятелям присваивали титул "принц-монах".
В Ниннадзи постоянно толклась высшая японская аристократия, и постепенно он стал не просто основным столичным храмом, но и главным центром буддизма всей Японии.
Этот статус Ниннадзи нёс несколько столетий - с 12 по 15 века.
Но войны и пожары не пощадили храм. И хотя его каждый раз восстанавливали, в более поздние времена он потерял своё центральное значение. А в конце 19 века прервалась традиция назначать настоятеля из императорской семьи, и Ниннадзи окончательно утратил свой исключительный статус.
Однако погулять по его великолепному парку приятно и в наше время.
После Японии я долго не мог привыкнуть к тому, как скучно и убого выглядят наши парки. :-)
Переходы между зданиями сделаны в классическом стиле - деревянные настилы на сваях и под крышей.
Внутри же всё настолько стандартно по-японски, что можно точно сказать: если ты был во внутренних помещениях одного храма, то ты знаешь, как они выглядят во всех остальных. :-)
Хотя знатоки Японии наверняка найдут множество индивидуальных штрихов. :-)
В храме мы встретили эту чудную девочку.
Похожа на куклу. :-)
"Нам очень стыдно, но здесь идут ремонтные работы, простите нас!" Очень по-японски. :-)
А мы перемещаемся в следующий храм, Рёандзи. Это недалеко, 10-15 минут пешком.
Здесь зацветает розовая сакура.
Рёандзи или "Храм мирного дракона" - это совсем другая ветвь буддизма, некогда популярный в России дзен-буддизм.
Этот храм не такой древний, как Ниннадзи, был построен в 1450 году. Не такой огромный. Да и императоры в нём не служили монахами.
Однако есть в нём кое-что, что привлекает туристов со всего мира.
Конечно, это сад камней. Небольшая площадка 10 на 30 метров засыпана мелким гравием. Посреди него, обросшие мхом, в кажущемся беспорядке высятся 15 больших камней. Фишка в том, что откуда ни посмотри, ты видишь лишь 14 камней - пятнадцатый обязательно оказывается закрыт каким-то другим камнем. Поменяешь точку обзора - прежний скрытый камень окажется на виду, зато другой 15-ый - снова вне поля зрения. Теоретически, можно увидеть все 15 - для этого надо либо взлететь (но это не наш метод), либо достигнуть просветления. Ради просветления всё и было задумано - когда-то монахи сидели и часами таращились на эти камни, а нынче туристы на сводят с них глаз.
Это дзен, детка. :-)
С другой стороны храма есть интересный каменный колодец с водой для омовений. Он тоже непростой - края находятся почти на уровне земли, и чтобы достать до воды, нужно глубоко и почтительно склониться. При этом сверху на колодце вырезаны четыре иероглифа, каждый из которых не имеет смысла. Однако если представить, что квадратная выемка для воды - это значок квадрата ("гути"), то слова сразу обретают значение и складываются во фразу "я только много знаю". Её трактуют так: "Каждый нуждается лишь в том, что у него уже есть".
Пока идёшь к следующему храму, тоже дзен-секты, можно об этом поразмышлять. :-)
Кинкакудзи или "Золотой павильон" построен на берегу очень красивого озера, названного "Зеркальным". В тихую погоду оно идеально отражает всё вокруг, однако когда мы посещали это место, ветерок не давал поверхности успокоиться.
Здесь в конце 14-ого века воздвигли знаменитый павильон, покрытый тончайшими листами настоящего золота. Изначально его строили как виллу для отдыха сёгуна, который, умирая, завещал превратить его в буддистский монастырь.
И ходя уже в следующем веке его дважды сжигали дотла, каждый раз здание восстанавливали в первоначальном виде. Сейчас Золотой павильон - это самое знаменитое здание Киото и символ города, а феникс на его крыше изображён на самой крупной японской купюре в 10 000 иен.
В 1950 году Золотой павильон был сожжён монахом-фанатиком, который после своего акта попытался покончить самоубийством, однако выжил и попал в тюрьму, а после - в психушку. Здание восстановили, а история сумасшедшего монаха легла в основу романа Мисимы "Золотой храм".
На этом мы пока прекращаем любоваться красотами Киото - до следующего раза. Не переключайте канал. :-)
12/11/2015
Страницы: 1