Страницы: 1 2
Похоже, надпись на греческом. Вполне может быть, поскольку в середине XIX века монашеская жизнь в Вардзии возродилась благодаря грекам - беженцам из Османской империи.
Когда я поднялся, дверь в храм оказалась запертой. "Может быть, он всегда закрыт", - подумал я и не придал этому значения. Но позже, уже спустившись, на всякий случай поинтересовался про закрытый храм в кассе. Кассир удивился и позвонил служителю храма, тот ответил, что скоро подойдет. Извинившись, кассир добавил, что церковь находится в ведении монастыря, а не музея (поэтому и фотографировать в ней нельзя). Пришлось подниматься во второй раз, чтобы увидеть самые известные в Грузии фрески.
Вот он прижизненный портрет "царя царей всего востока Тамар". Это один из трех её портретов, сохранившихся в Грузии, еще один мы видели в монастыре Кинцвиси.
Стены храма, смотрящие во внутреннюю часть горы.
Часовня у стены храма.
От храма вглубь скалы ведет проход к водному источнику. Табличка сообщает о существовании некоего бассейна, но дорога перекрыта решетчатой дверью (может, туда можно проникнуть с гидом?). Вообще, вопрос водоснабжения для того времени решили гениально. Был прорыт тоннель к источнику, в тоннеле была проложена система глиняных труб, по которым самотеком Вардзиа получала 170000 (!) литров воды в день. Возле часовни Ананаури имелось водохранилище на 700000 литров. Это, не считая еще пары источников и называемого "Слезами Тамары" холодного ключа, просачивающегося из скалы возле храма.
Проход к водному источнику.
Исследователи насчитали, что в монастыре имелось 15 церквей, 120 келий, 420 подсобных помещений, 25 погребов и 185 кувшинов, это помимо кладовых с коптильнями, "тонэ" (пекарнями, в которых по сей день пекут грузинский лаваш), "сацнахели" (давильнями для винограда) и мастерскими.
В этом помещении хранились квеври.
Комнаты с такими нишами (их там больше двухсот) традиционно называют аптеками.
Почти полностью сохранившаяся комната. Видны следы костра.
Гнездышко.
Некоторые переходы очень крутые.
А некоторые опасные. Видна парковка и зигзаг дороги, по которой нужно пешком подниматься к пещерам.
Территория действующего монастыря в западной части комплекса. Проход туда запрещен.
Еще одна часовня.
Когда я находился в районе восточных пещер, откуда, кстати, открывается лучший вид на ущелье Куры, пошел дождь, потом, найдя просвет в тучах, вдруг выглянуло солнце. Дождь, солнце и контрастный свет - это было потрясающе! Жаль, никакие фотографии не передадут увиденного.
Вид на запад. Высоко.
Вид на восток.
Осмотр Вардзии производится слева направо (с запада на восток). В восточной части имеется крутая лестница, за которой начинается тропинка, проходящая как раз по тому месту, куда рухнул пласт скалы после землетрясения. О тех событиях напоминают валуны, лежащие у дороги. Некоторые из них хранят следы обработки - это бывшие стены и своды пещерного города. Все остальное скрывает слой земли и трава, появившиеся здесь за прошедшие столетия.
А все имеющие ценность артефакты, найденные в пещерах и у подножия горы, сейчас выставлены напротив кассы. Возле них начинается и заканчивается путь в Вардзию.
Уже отъезжая, я узнал, что не посетил Зал царицы Тамары - крупную пещеру в восточной части города. Чтож, придется вернуться...
Вон, та самая пещера наверху и есть Зал царицы Тамары.
Осмотрев Вардзию, мы вернулись в Ахалкалаки, чтобы попытаться проехать через горный перевал в Бакуриани. Впрочем, об этом я уже рассказывал.
По дороге в Ахалкалаки.
17 октября 2014 г.
12/08/2015
Страницы: 1 2