Страницы: 1 2
Красивая легенда повествует о том, как однажды проезжая эти пустынные места Сим, старший сын Ноя, заснул. И привиделся ему город в огне. Проснувшись, Сим начал строительство города, с того что вырыл колодец и отведав воды, воскликнул: "Хей вак, хей вак!", что означает "как хорошо"! И с тех пор город стал называться Хивой.
Сим жил где-то в приблизительный период 2560-1960 года до нашей эры. Не имея никаких основательных сведений подтверждающих или опровергающих эту легенду, современные хивинцы, говорят о возрасте своего города так: Основан более 2500 лет назад. Согласитесь, впечатляет и так.
Приехав под мощные стены исторического Ичан-Кала (внутренний город), мы откровенно разинули рты от удивления. Практически по всему периметру город окружен стенами высотой до 10 метров, толщина которых 5-6 метров. А за стенами виднелись многочисленные башни, минареты, медресе, мавзолеи, бани и караван-сараи. Впечатляющее погружение в атмосферу древних городов Средней Азии! Впрочем от древности здесь мало что сохранилось, по крайней мере на поверхности. Археологи ведущие раскопки, натыкаются на древние слои, относящиеся как минимум к III веку до нашей эры. Но современный облик Хивы относится к периоду так называемого Хивинского ханства XVIII - начало XX веков.
Заходим во внутрь через главные западные ворота. Справа, Медресе Мухаммеда Амин-Хана, построенное в 1855 году, одно из самых больших в Средней Азии. Кроме духовной школы рассчитанной на 260 (!) студентов, здесь размещалась канцелярия Высшего мусульманского двора. Примыкающая к нему башня - это недостроенный минарет Кальта-Минар. Задуманный Мухаммедом Амин-ханом, как самый высокий на мусульманском Востоке (диаметр основания 14,2 м), должен был достигнуть высоты в 80 метров! Но Амин-хан умер в 1855 году, и строительство было остановлено на отметке в 29 метров. Теперь кажется это самый широкой минарет на мусульманском Востоке!
Впечатления от Хивы усиливаются как минимум двумя факторами. Во первых компактностью исторической застройки. На территории площадью около 30 гектар, нет современных задний, все историческое (максимум реконструированное). Во вторых, - это не музей, здесь по прежнему живут люди, особенно в северной части где мы еще прогуляемся.
Городской народный транспорт. Судя по виду, этот велосипед старше меня... )
Конечно же днем здесь много туристов, да и хивинцы с удовольствием прогуливаются по тесным улочкам, так сказать, на людей посмотреть и себя показать.
Само собой торговлю никто не отменял,
пока жара окончательно не разогнала всех.
Медресе кажется хана Мухаммеда-Рахима II, правившего Хивинским ханством в период 1864 -1910 годы. При нем в 1873 году, ханство оказалось под протекторатом Российской Империи. Был образованным и просвещенным монархом, известным поэтом и музыкантом. Тут каждый уважающий себя правитель, государственный деятель или духовный лидер создавал свое медресе.
Поэтому только во внутреннем городе, я насчитал 24 медресе! Представляете какой это был крупный образовательный, культурный и духовный центр в мусульманской Средней Азии?
В какой момент, я теряю историческую нить далекой для меня мусульманской культуры, и отдаюсь всецело эмоциям, возникающим от того что вижу и слышу.
Обратите внимание на толщину и высоту стен.
Это главной дворец хивинских ханов Таш-Хаули. Аккурат за этими стенами располагался гарем хана. Внушает. )
Идем дальше, и попадаем в жилую, или заселенную часть старого города.
Здесь живут обычные люди,
обычный быт дома № 53.
Есть и чуточку зажиточные товарищи, судя по крашеным стенам дома, воротами и симпатичным дастарханом.
Полдень, жара. Естественно все прячутся в прохладе глиняных домов, или во внутренних двориках.
И лишь отважные школьники, да обезумевшие от жары туристы появляются в этой части города.
Внешняя стена масштабного медресе Мухаммеда-Рахима II.
А рядом, медресе Дост Аляма. Помните я говорил, что каждый важный правитель или чиновник при дворе, считал своей обязанностью построить медресе? Так вот Дост Аляма был юристом при дворе Мухаммеда-Рахима II, и на его деньги, рядом с боссом, было выстроена эта школа. Что-то вроде "сына вырастить, дом построить, дерево посадить да медресе построить", такой восточный вариант. ) И надо сказать таких деятелей было много. Потому что каждое здание в этой части города, какая-нибудь да медресе... ) Интересно да!? Вкладывали деньги в образование народа.
30/06/2015
Страницы: 1 2