Страницы: 1
Я очень хотела увидеть этот перевал - каждый день смотрела прогноз погоды, чтобы увидеть заветное солнце в горах, но все время показывало облачность и дождь. Решив, что смысла тянуть нет, мы таки поехали на горный перевал, и в принципе с погодой нам относительно повезло)) Отправная точка нашего горного маршрута - Краньска гора, здесь есть небольшое озеро. Кстати, история этого перевала неразрывно связана с первой мировой войной.
Краньска гора - это горнолыжный курорт, здесь ежегодно проходят этапы Кубка мира по горным лыжам и прыжкам с трамплина. Все остальное время деревня живет тихой и размеренной жизнью
Сразу за озером начинается перевал! Затерянная в Альпийских горах австро-венгерская провинция, - казалось, самое тихое место в Европе, - стала одним из самых кровопролитных фронтов, линией противостояния в первой мировой войне, где погибли сотни тысяч людей. Здесь австро-венгерская армия сражалась против Италии, перешедшей на сторону Антанты объявившей войну Австро-Венгрии и Германии.
Звонка Зупанич-Славец поясняет: "Австрийские соединения с августа 1914 года сражались с русскими в Польше, в Галиции, Карпатах и в Буковине. В некоторых успешных сражениях они захватили большое количество русских военнопленных. По официальным данным, их общее количество насчитывало 1 268 999 человек" "С территории военных действий их увозили в тыл, где концентрировали в лагерях... После объявления войны Италией Словения - прежде глубокий тыл - оказалась прифронтовой зоной. В 1915 году в район Кранькой Горы было привезено до 12000 военнопленных, главным образом русских". Дорог в горах для снабжения действующей армии не хватало, и австрийское командование срочно приступило к строительству новых дорог - шоссейных и железных. Было принято решение построить дорогу через перевал Вршич, от Краньской Горы до долины реки Сочи, куда вела только горная тропа. Уже осенью 1914 года начались работы. В июне 1915-го привезли больше пяти тысяч русских военнопленных, потом еще - "как минимум в два раза больше". "Главным занятием военнопленных на словенских территориях во время войны стало строительство дороги на Вршич... Точной статистики по количеству русских военнопленных, попавших в Словению и умерших здесь, вероятно, никогда уже не удастся получить".
В боях на реке Соче погибли больше 100 тысяч итальянских и австро-венгерских солдат, среди которых десятки тысяч словенцев, воевавших по обе стороны фронта. Здесь, в этих горах, зимой были часты лавины. Австрийцы, зная это, строили противолавинные щиты. В 1915 году снега было очень мало, старики говорили, что такой малоснежной зимы они не помнили десятки лет. Снегопады начались лишь в первых числах марта. Военнопленные измучились, расчищая дорогу. "В среду, на первой неделе Великого поста 1916 года, внезапно сорвалась огромная лавина, тысячи тонн мокрого, тяжелого снега обрушились на противолавинные щиты, похоронив под собою всех обитателей бараков - рабочих Северного лагеря. Погибли сотни людей, среди них - сорок австрийцев, остальные - русские".
Военнопленных хоронили где придется, на разных кладбищах, большинство - в братской могиле, там, где теперь стоит Русская часовня. По церковным данным, собранным после погребения, насчитывалось 272 жертвы.
Как же возникла часовня? Каких-либо подробных свидетельств о ее строительстве не сохранилось. Звонка Зупанич-Славец пишет: "По добровольному решению русских военнопленных, родившемуся из сочувствия к ближнему и уважения к традиции, у дороги, на месте, где стоял больничный барак, была построена православная часовня с русскими луковицами куполов.В тяжелейших жизненных испытаниях, в которых проявляется истинная человечность, это было возведение храма надежды. Эта часовня - печальный памятник бессмысленности войны.
В 1995 году Русская часовня получила статус памятника культуры, охраняемого государством. В 2005 году прилегающая к часовне территория преобразована в мемориальный парк и передана в ведение Минкультуры Словении.
Самая высокая точка на горном перевале - 1611 метров. Здесь платный паркинг - 3 евро. Мы остановились сделать пару фотографий, но очень-очень замёрзли, ледяной ветер, около 0 градусов, холодно! На самой верщине было пасмурно, скорее всего это уже были облака.
Спускаемся - с этой стороны перевала - солнце!
Горы действительно прекрасны! Любые!
Ну и вот она, природная гордость Словении, река Соча. Очень бурная, холодная и очень красивая. В Словении её называют своей "изумрудной красавицей". Цвет воды нереальный, как будто океан на Мальдивах. Район называется Velika Korita.
Эти виды - одно из самых ярких впечатлений за поездку!
Попадаем на равнинную часть перевала - умиротворенная картина!
09/06/2015
Страницы: 1