Краски осеннего Алтая


    Страницы: 1 2 

    До Голубого озера мы так и не дошли. Небо затягивало тучами, повалил снег, дело шло к вечеру. Дойдя до этой котловины, мы решили не рисковать и вернуться в лагерь.

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Правда, красот за день мы и так насмотрелись достаточно.

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Снег и солнце.

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Вскоре я вновь стоял на берегу речки Актру.

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Долина реки Актру оказалась самой уютной остановкой во время нашего путешествия по осеннему Алтаю. Если бы я и хотел где-нибудь "зависнуть" подольше, то именно здесь. Развлечений тут найдется много: можно сходить на Голубое озеро, можно сгонять на перевал Учитель (категория сложности 1Б). Да просто лишний раз погулять по лесу вдоль речки Актру - уже одно удовольствие.

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Из долины Актру мы вернулись на вахтовке в село Курай, там пересели обратно на свои микроавтобусы и покатили в Курайскую степь. Вся Курайская степь испещрена грунтовыми дорогами, по ней можно проехать на легковом транспорте без особой подготовки для бездорожья. А до села Курай добраться еще проще: через него проходит автодорога федерального значения "Чуйский тракт". Не удивительно, что в Курайской степи мы не чувствовали себя одинокими - о близости цивилизации напоминали многочисленные внедорожники, байкеры и грузовики, встречающиеся на нашем пути. Если у вас когда-нибудь состоится автомобильное путешествие по Алтаю, то не премините воспользоваться доступностью поездки по Курайской степи. Красивые виды гарантированы!

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Не стоит думать, что раз в Курайской степи не было снега, то здесь нам было теплее, чем на Мультинских озерах или в Актру. Степь расположена на высоте 1500 метров над уровнем моря, а ветру есть, где разгуляться на ее открытых просторах. Вечером и утром мне было не комфортно без пуховика (действие происходило в сентябре). Ночью даже три слоя одежды (термобелье, флис, штормовые брюки и пуховик) не спасали полностью от дубака.

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Вечером можно для ночевки вернуться в Курай, а можно встать прямо в степи в каком-нибудь более-менее укромном месте. На плато раскиданы многочисленные лесочки, в которых можно найти дрова. С водой тоже проблем возникнуть не должно - здесь протекает множество речек и ручьев, берущих начало в ледниках Северо-Чуйского хребта. Мы, конечно, решили переночевать в степи.

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    А ночью отправились на поиски интересных ракурсов для съемки звезд.

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    На протяжении примерно двух часов мы блуждали по степи с фонариками. Луна еще не вышла из-за горизонта и не осветила степь, так что ориентиров практически не было, зато хорошо были видны звезды. И было очень холодно. Как уже писал выше, три слоя одежды не удерживали тепло в достаточной мере. Вдобавок из-за повышенной влажности объектив постоянно и очень быстро запотевал. В направлении камер старались вообще не дышать. :)

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Красавица?

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Или чудовище?

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Лучшие виды на Северо-Чуйский хребет открываются со стороны урочища Ештыкёль. Два часа езды на запад от Курайской степи - и мы на месте.

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    В урочище расположена система озер-болот, с самым крупным озером Джангысколь. Это место не очень популярно у туристов - в сети можно найти много фотографий Курайской степи, но мало урочища Ештыкёль. Хотя ехать сюда от Курайской степи часа 1,5-2, а на хорошо подготовленной машине еще меньше. Воду можно брать прямо в озере, надо только брать с собой высокие сапоги, чтобы была возможность отойти подальше от берега, где вода почище. Дрова можно набрать по пути к урочищу, дорога проходит через лесочек (имейте в виду, кстати, что в этом лесочке мы повстречали волка).

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    В Горном Алтае имеется еще одноименное плато Ештыкёль. Так вот, это совершенно другое место! Не перепутайте. :) А еще в некоторых источниках можно найти название Ештыкколь (или даже так: Ештык-Коль) - это то же самое, что и Ештыкёль, только другое написание.

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Мой рассказ о путешествии по осеннему Алтаю близится к завершению. Осталось только показать фотографии с озера Киделю, перевала Кату-Ярык и долины реки Чулышман. За один день мы перебрались из урочища Ештыкёль (крайне-западная часть Курайской степи) в долину реки Чулышман. Это, на секундочку, совершенно другая часть Горного Алтая. По пути проехали мимо озера Киделю. Оно находится буквально в нескольких десятках метров от Улаганского тракта.

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Пока что на озере Киделю я внимание заострять не буду. В первый раз мы провели возле него всего несколько минут, после чего скорым темпом двинули дальше по Улаганскому тракту. Необходимо было обязательно к закату добраться до перевала Кату-Ярык. Но через пару дней мы еще вернемся на обратном пути к водам озера Киделю, так что в конце этой записи еще будут его фотографии.

    На перевал Кату-Ярык выехали аккурат к закату. Виды с него открываются потрясающие! Очень хотелось на нем и остановиться ночевать (маленькая турбаза на нем имеется). Но на перевале дул сильный ветер, было холодно, отсутствовала вода в достаточных количествах, а внизу в долине Чулышман было несколько турбаз, гарантировавших более комфортное проживание. Конечно с таким раскладом мы спустились ночевать в долину.

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Но перевал Кату-Ярык - слишком красивое место для того, чтобы мимоходом его проскочить. Следующим утром в 6 часов мы вернулись на перевал, чтобы встретить рассвет. Кстати, зацените эту грунтовую зигзагообразную дорогу, ведущую с перевала в долину (на фото ниже). Самый веселый участок пути во время всего нашего путешествия. Общее количество поворотов - 9. Если спустились мы по ней без сложностей, то на подъеме один из микроавтобусов (Mercedes-Benz Istana) не тянул на самом нижнем участке дороге, и второму (Mitsubishi Delica) пришлось его вытягивать.

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Поначалу со светом не очень везло. Немного посветило на восходе, но вскоре небо оказалось затянутым серыми тучами. Надежды на красивую утреннюю съемку постепенно таяли. Я уже подумывал о том, что не стоит здесь больше задерживаться и лучше поскорее спуститься в долину. И тут, надо сказать, очень выручило терпение и фотографическое чутье нашего лидера. Он будто чувствовал, что надо еще задержаться на перевале, что можно дождаться интересного света. Мы засели с ним на склоне чуть ниже перевала, и через полчаса ожидания по долине поползли солнечные пятна.

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Светопредставление продолжалось не очень долго - наверно, чуть больше получаса. Но за это время мы отсняли десятки кадров, и каждый новый кадр был по-своему уникальным, так как тени от проплывающих над долиной облаков создавали неповторимые рисунки. Мне очень сложно было отбирать для журнала фотографии из этой серии - решать, какие из них мне нравятся больше, а какие меньше. Наверно, я с этой задачей так и не справился, потому что фотографий все равно оказалось много.

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    По долине Чулышман проходит дорога к Телецкому озеру. Это направление популярно у туристов, поэтому по всей долине раскидано большое число турбаз. Мы тоже спустились в долину и поехали по направлению к Телецкому озеру, но конечной целью поездки, было не Телецкое озеро, а каменные грибы Чулышмана. Расположенные в урочище Аккорум, они являют собой редкое природное явление - каменные останцы в форме грибов, образованные в результате многовекового выветривания.

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Всего мы "ходили по грибы" два раза. Традиционно для фотографов: на закате и на рассвете. Дорога к Телецкому озеру проходит по левому берегу Чулышмана, а урочище Аккорум расположено на правом берегу, так что придется найти водный транспорт, чтобы попасть к грибам.

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Каменные грибы Чулышмана стали кульминацией нашего путешествия. После них - только долгая дорога назад.

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Возвращались тем же путем. Проезжая по Улаганскому тракту не могли не остановиться вновь у озера Киделю. Вообще, в этой части Улаганского тракта расположена целая система озер, но Киделю безусловно является самым красивым из них. Кстати, сравните эту и первую фотографии. Они сделаны с разницей в два дня, время суток примерно одно и то же. Но насколько по-разному они выглядят из-за того, что освещение различается!

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Утренний Киделю.

    Краски осеннего Алтая / Фото из России
    // mikhpo.livejournal.com

    Больше ничего интересного не оставалось между Киделю и Барнаулом, где нас уже на следующее утро ждал самолет. Предстоял дооолгий переезд до Барнаула.

    Все эти длительные переезды с места на место во время алтайского путешествия меня очень сильно утомляли. Особенно во время переездов с Мультинских озер до Актру и из Курайской степи в Чулышман. Мне было тяжело высиживать в машине по 8 часов в день. Обычно во время таких переездов ничего толком не поснимаешь, фотографии не пообрабатываешь, ничем другим полезным не позанимаешься и даже поспать нормально не получится. Дороги, по которым нам прихидось ездить на Алтае, не отличались ровным покрытием. От одного такого дня постоянной тряски, тесноты и пребывания в сидячем положении я уставал больше, чем за день интенсивного трекинга в Гималаях.

    С другой стороны, если бы не эти частые и длительные переезды, то мы бы не увидели Горный Алтай в ТАКОМ его разнообразии. Мультинские озера, долина Актру, Курайская степь, долина Чулышман - все эти места совершенно не похожи друг на друга. Да, я уверен, что мы не повидали и трети красот Алтая. Но это и не возможно сделать за одно путешествие, если только это путешествие не будет продолжительностью в несколько месяцев. Зато у нас получился хороший "ознакомительный тур" по Алтаю. И теперь я уже знаю, где хотел бы побывать на Алтае в следующий раз: сходить в трекинг к Белухе. Обычный пеший трекинг к одному из наиболее красивых мест Сибири. Но это не сейчас, а в каком-нибудь отдаленном светлом будущем. А сейчас и других планов громадье.

    Где на Алтае мне понравилось больше всего? На этот вопрос я до сих пор не готов ответить однозначно. Даже сейчас "разрываюсь" между озером Куйгук, Курайской степью, долиной Актру и перевалом Кату-Ярык. Наверно, долина Актру заняла какое-то особое место в моих впечатлениях от поездки, потому что именно там наше пребывание проходило в наиболее расслабленной обстановке и было достаточно времени насладиться местными красотами.

    Источник: ru-travel.livejournal.com
    mikhpo
    19/05/2015

    Страницы: 1 2 




    Новости из России

    28.03.24 Uzbekistan Airways на один день снизила цены на несколько направлений
    26.03.24 Red Wings будет выполнять рейсы между Санкт-Петербургом и Ярославлем
    Стоимость авиабилетов в "экономе" резко выросла
    Nordwind полетит из Томска в Махачкалу
    В Гурзуфе открылся музей Константина Коровина
    25.03.24 Nordwind Airlines возобновит рейсы между Пермью и Мурманском
    Авиаперевозчики бесплатно предоставляют билеты пострадавшим в теракте и их родственникам
    Транспортные компании из-за теракта разрешают вернуть или поменять невозвратные билеты
    Пассажиров просят прибывать в аэропорты и на вокзалы заранее
    21.03.24 Nordwind начнет совершать рейсы из Махачкалы в Нижневартовск