Страницы: 1 2
Природа не одарила Беларусь впечатляющими природными ландшафтами. Здесь нет ни моря, ни сколько-нибудь высоких гор. Реликтовый лес, равнинные озёра - вот и всё богатство. Но на помощь пришла промышленность. При кропотливой разработке природных ресурсов образовались многочисленные карьеры, шахты и терриконы. Нигде они не приобрели такой живописности, как в посёлке Красносельский в Гродненской области. Этот удивительный комплекс карьерных прудов прозван "Белорусскими Мальдивами" за невероятный бирюзовый цвет здешней воды, в которой растворены частицы мела.
Всё началось в 1914 году, когда акционерным обществом "Волынь" около деревни Красное Село был построен цементный завод "ROSS". Он и дал начало посёлку. Сырьё из карьера доставляли по воздушно-канатной дороге, которая просуществовала до 1959 года. С 1948 года начали использовать автомобильный транспорт.
В 1945 году завод получил название "Победа". В 1972-1974 годах здесь открылось сразу несколько новых производств: асбестоцементное, шиферное, известковое, трубное. К концу 1980-х годов завод морально и физически устарел. Его заброшенные корпуса и сейчас стоят почти в центре посёлка.
На новом месте, неподалёку, но подальше от жилых кварталов началось строительство нового цементного завода.
Сейчас ОАО "Красносельскстройматериалы" является одним из крупнейших цементных заводов Беларуси. Кроме цемента здесь производят сухие строительные смеси, известь, мелкогранулированный мел, блоки из ячеистого бетона, асбестоцементный лист, хризотилцементные трубы, керамику и тротуарную плитку.
Сырьё на завод доставляется с карьеров по дороге общего пользования, обозначенной предупреждающими табличками.
Вот из-за поворота появляется первый самосвал. Ему плевать на правостороннее движение, он едет прямо посреди дороги.
Асфальт узкий, двум БелАЗам не разъехаться, поэтому накатана широкая обочина.
Mersedes обгоняет "BMW".
По дороге грузовики проезжают деревню Карповцы, где все кусты, заборы и дома у дороги белые от известковой пыли.
А дальше дорога идёт среди огромного поля, заросшего цветущими маками.
На главном въезде в карьер стоит полуразобранный гусеничный экскаватор ЭКГ-5А.
Механические экскаваторы работают на красносельских карьерах с 1928 года. Сначала они были паровыми.
Вот и первый карьер. Он уже довольно сильно зарос тиной и выглядит совершенно не привлекательно.
Зато на берегах растут великолепные букеты ромашек.
И вездесущие маки.
На краю разбитой грузовиками дороги лежат ненужные столбы. Раньше все карьеры были электрифицированы.
В глубокой выемке лежит дорога к следующему карьеру.
Вдалеке маячит водная гладь.
Подъезды к карьерам во многих местах перекопаны, а у берега установлены устрашающие таблички. Популярность "Мальдив" так высока, что даже при первом заходе на сайт завода выскакивает сообщение следующего содержания:
"Уважаемые гости г.п. Красносельский!
Руководство ОАО "Красносельскстройматериалы", с целью предотвращения несчастных случаев, обращается к Вам c настоятельной просьбой отказаться от посещения меловых карьеров и купания в них. Карьеры являются технологической зоной и относятся к особо опасным производственным объектам, нахождение на территории которых посторонних лиц строго запрещено.
Помните, находясь на территории меловых карьеров, Вы подвергаете свое здоровье и жизнь огромному риску и опасности. Подумайте о себе и о ваших близких.
Волковысский зональный центр гигиены и эпидемиологии 01 июля 2013 года провел испытания воды меловых карьеров ОАО "Красносельскстройматериалы". Согласно протоколу испытаний вода по микробиологическим показателям (ОКБ и ТКБ - общие колиформные бактерии и термотолератные колиформные бактерии) не соответствует требованиям Санитарных правил и норм. Количество вышеназванных бактерий превышает норму от шестидесяти до ста раз."
11/12/2014
Страницы: 1 2