Страницы: 1 2
Я прилетел в Гонконг вечерним рейсом из Ханоя. Скоростной автобус оперативно доставил меня в город. Я поселился в гостинице и вышел на крышу дома. Вокруг меня сверкали небоскрёбы. Гонконг бурлил, как огромный живой организм. Ночное оранжевое небо отсвечивало пульс большого города. Вдалеке в тумане виднелись огни острова Гонконг, скопления цветных небоскрёбов вдоль пролива. Город неоднозначный, с определёнными достоинствами и своими недостатками. В Гонконге я провёл три полных дня, и мне есть, что о нём рассказать.
Моё первое знакомство с Гонконгом произошло на шоссе по пути из аэропорта. Мириады маленьких окошек в обезличенно высоких бетонных домах сверкали по обе стороны от ночной дороги. Огромный мост по пути в Каулун, гроздья рекламы, нависающие на улицами, светящиеся в ночи вывески, неоновые иероглифы и огромные плакаты запредельно дорогих ювелирных аксессуаров прикрывали неприглядные фасады жилых домов, лицами азиатской внешности скрывали въевшиеся в бетон потёки от кондиционеров.
К моменту написания этого поста я до конца не определился, считать Гонконг ещё одним посещённым мною государством, или записать все приключения на тег Китай. Фактически, Гонконг - это часть Китая, автономная республика с, согласно закону, самостоятельным управлением внутренними делами. "Одна страна, две системы" - под таким лозунгом власти обещали сохранить особый статус Гонконга в составе Китая по меньшей мере ближайшие пятьдесят лет. Но коммунистам верить нельзя, без исключений. Последнее время в Гонконге бурлят уличные демонстрации, граждане острова требуют соблюдать условия договора и не вмешиваться в их самоуправление.
Излишне будет говорить, что Гонконг кардинально отличается от других городов Китая. Последние сто пятьдесят лет город развивался в составе капиталистического мира. Британцы построили здесь саксонскую систему медицины и школьного образования. В Гонконге левостороннее движение, двуязычные таблички с названиями улиц, распространённая система метро и двухэтажные автобусы. Школы носят названия христианских святых или королевы Елизаветы. В Гонконге есть известная киностудия, и один из самых больших в мире аэропортов.
Английский является вторым государственным языком Гонконга, наравне с кантонским наречием китайского. Все таблички, законы, наказания и штрафы - написаны на двух языках. Но владение английским в Гонконге оказалось намного ниже, чем в других британских колониях, той же Мальте. То ли после объединения в Гонконг устремились китайские переселенцы с материка, то ли гонконгцы перестали учить английский в школе, но на улице часто можно встретить людей, не говорящих по-английски вообще, а те, кто говорят по-английски, делают это совсем не на том уровне, который я ожидал увидеть в бывшей британской колонии. Зато в Гонконге живут самые сообразительные люди на планете. Согласно википедии, за жителями Гонконга установлен самый высокий средний уровень айкью в мире.
Если считать Гонконг Китаем, то, как самая развитая и далеко ушедшая часть Китая, здесь встречаются самые закрытые и необщительные китайцы. Китайцы на материке - открытые, разговорчивые, весёлые и щедрые. Угостят ужином, покажут дорогу, подвезут бесплатно. Островитяне в Гонконге сильно погружены в свои дела и окружающие, вносящие суету в устаканенный порядок, вызывают у людей раздражение.
Гонконг - глобальный город со всеми свойственными мегаполисам недостатками людской натуры. К примеру, все без исключения входные двери в подъездах в Гонконге защищены дополнительно стальной решёткой. Это вдобавок к переговорному устройству и консьержке возле лифта. Жильцы подозрительно оглядываются на фотографов, дежурящих, чтобы проникнуть в дом и подняться на крышу, и плотно закрывают за собой входную дверь. Не только общественные места находятся под видеонаблюдением, но и частная территория пристально охраняется камерами и мужиками с рацией.
Язык не поворачивается назвать Гонконг островом свободы. В Гонконге любят наблюдать и запрещать. Этот город является лидером в моём хит-параде запрещающих знаков. У входа в парк, метро, подземный переход или торговый центр всегда стоит табличка с правилами поведения, запрещёнными действами и штрафами, в случае исполнения запрещённых действий. Так, в метро нельзя кушать и баловаться на эскалаторе. На дверце в туалете в аэропорту рекомендовано смотреть за своими вещами, не сорить, не падать на пол и не курить. За последнее предусмотрен штраф в 5000 местных долларов, 650 долларов США. Рядом с каждым правилом прописан максимальный возможный за его нарушение штраф. За кормление голубей в городском парке - штраф 1500 долларов, за еду в метро - 2000 долларов. На набережной Цим Ша Цуи отдельными знаками запрещено писать и удить рыбу. А непристёгнутый пассажир городского автобуса рискует лишиться свободы на срок до трёх месяцев! Гонконг - единственный азиатский город к северу от Сингапура, где водитель маршрутки пристёгивается!
До того, как стать британской колонией, остров ГК в дельте Перламутровой реки был одним из многих рыбацких островов. Местные жители ныряли на дно полива в поисках жемчужин. Расположение острова на относительном удалении от материка, делало Гонконг привлекательным в качестве морской базы. В первой опиумной войне, Великобритания заполучила Гонконг. Британцы построили здесь глубоководный порт, главный торговый порт в юго-восточной Азии. Отсюда в Европы шли корабли, груженные чаем, фарфоровыми вазами и опиумом. Начало двадцатого века принесло в Гонконг достижения прогресса, здесь появились первые в современном Китае электричество, трамвай и аэропорт. И первые банки. Пока Китай приходил в упадок, Гонконг расцветал и принимался беглецов с материка. Бизнес превратил заспанную рыбацкую деревушку в завидный город.
В специальную административную область Гонконг входит одноимённый остров, несколько островов поменьше и небольшая часть материка. До начала ХХ века британской короне подчинялся лишь собственно остров Гонконг. Из-за растущего населения Британия взяла в аренду часть континента, нынешние районы Каулун и так Новые Территории. В течение двух гражданских войн и коммунистических репрессий в Китае несколько миллионов китайцев покинули родину, и нашли защиту в Гонконге. Население современного Гонконга составляет 7 миллионов человек, это один из самых густонаселённых городов мира.
Климат в Гонконге несуразный - над проливом часто висят низкие туманы. Чтобы увидеть знаменитую панораму небоскрёбов, нужно привезти с собой удачу. За три дня в городе, лишь на один вечер туман рассеялся, и стало видно дома на противоположном берегу пролива. С вершины Виктории ничего не было видно, кроме густых облаков, накрывающих небоскрёбы. За очертаниями первых нескольких жилых высоток туман скрывал панораму бизнес-района Гонконга. Один фотограф провёл на набережной Цим Ша Цуи 5 недель, прежде чем смог заснять ночную панораму Гонконга на HDR. Он завидовал мне, когда я рассказал, что увидел дома на том берегу пролива уже на третий день своего пребывания в Гонконге.
В былые времена, когда Гонконг был британской колонией, здесь действовали суровые расовые законы. К примеру, местным жителям запрещалось селиться в горах на острове Гонконг. Иметь виллу в горах разрешалось лишь британским подданным. Британцы аргументировали сегрегацию тем, что в горах на острове Гонконг климат более мягкий, а тропический климат вредит здоровью европейцев. На самом деле, власть имущим попросту хотелось жить в стороне от грязи портового города.
По сувенирным открыткам можно судить, как феноменально преобразилась панорама пролива за последние сто лет. В начале ХХ века вдоль пролива Виктории стояли двух- и трёхэтажные домики, покатые крыши и виллы в колониальном стиле формировали облик города. Нынче вся линия вдоль пролива застроена небоскрёбами. Панорама Гонконга - один из символов глобализации, да и всего постиндустриального общества в целом.
По вечерам по обе стороны пролива Виктории происходит шоу: небоскрёбы мигают окнами и сверкают лазерными лучами под попурри из классической музыки. Посмотреть на то, что организаторы называют "крупнейшее лазерное шоу в мире" собираются туристы. Во время "Симфонии света" протолкнуться на набережной невозможно. Но как только представление заканчивается, туристы расходятся по своим гостиницам, и набережная вмиг пустеет.
Каждый вечер я приходил на набережную Цим Ша Цуи. В супермаркете "7/11" на углу улицы рядом с гостиницей мы с другом покупали несколько баночек японского пива и шли на набережную. После 10 часов вечера здесь обычно не было туристов, можно было подолгу сидеть и любоваться небоскрёбами на противоположном берегу пролива. Туман, накрывавший пролив целыми днями, рассеивал свет от неоновых букв на крышах домов, а через пролив курсировали корабли. Мы сидели на камнях и считали, как много брендов из светящихся реклам мы знаем.
Наибольшее впечатление небоскрёбы производят, если смотреть на них издалека. Вблизи небоскрёбы представляют собой сплошное разочарование. Большинство блестящих фасадов оказываются примитивными геометрическими зданиями из синего стекла. Интересных или необычных зданий мало, зато, в общем, панорама острова смотрится очень привлекательно (мнение автора поста).
Лишь вдоль побережья остров Гонконг застроен небоскрёбами, остальная часть острова покрыта непроходимыми лесами. Это одна из гордостей маленькой республики: большое количество леса на площадь города. На самом деле, это достижение имеет смысл лишь на бумаге. Люди живут на узкой полоске бетона между лесом и морем, в тесных квартирах и высоченных домах с узкими лестницами. Где-то в стороне от города есть лес. Я даже читал, что в Гонконге можно ходить в многодневные походы с палаткой и костром! Но на качестве жизни людей тропический лес где-то за городом никак не отображается. Всё, что видит горожанин вокруг себя каждый день - бетон и стекло.
Весь город, и в частности бизнес-район Гонконга, построены из расчёта на автомобиль. Гулять между небоскрёбами неудобно. Каждый небоскрёб - это отдельный квартал, между которыми совершенно нет наземных переходов. Расстояние между отдельными зданиями, будто островами, рассекают шоссе и многоярусные эстакады. Чтобы пройти по улице, нужно пересечь шестиполосную дорогу от одного небоскрёба к другому.
Путь между "островами" лежит по самой длинной и запутанной траектории. Для того чтобы пересечь шоссе, нужно зайти в торговый центр (на первых этажах всех небоскрёбов находятся торгово-развлекательные центры), подняться несколько пролётов на эскалаторах, пройти вдоль зеркальных витрин и между лавкой зарядок для мобильных телефонов и продавщицей цветов найти маленькую неприглядную дверь, которая выводит на надземный мостик. Мостик проходит над дорогой и соединяет один торговый центр с другим, таким же, в противоположном небоскрёбе. По ту сторону дороги вся система повторяется, и чтобы снова выйти на улицу, нужно пройти семь кругов торговых центров и найти дверь, которая ведёт не на очень свежий воздух. На этом пути вы будете одни: понятно, что при такой городской архитектуре в Гонконге не распространены прогулки по улице. В Гонконге принято передвигаться на машине и на метро.
Возможно, вы видели короткометражное видео, где офисный клерк знакомится с девушкой через окно небоскрёба. Он работает на n-том этаже, и в окне дома напротив видит красивую девушку. На протяжении многих дней они переглядываются и обмениваются любезностями сквозь стекло с помощью текста на картонках, но никогда не могут встретиться, потому что работают в разных зданиях. Романтическая история, в конце которой парень и девушка, разумеется, сходятся вместе, частично основана на схеме улиц Гонконга. Найти знакомое лицо в толпе бизнесменов и бизнесвуменов практически невозможно, а на переход улицы на противоположную сторону не хватит обеденного времени.
Система метро в Гонконге мне не понравилась: линии проложены там, где это было возможно, а не там, где это необходимо. Любая поездка на метро предусматривает минимум две пересадки. Расстояние между станциями огромное, намного больше даже, чем в системах метро бывшего Советского союза. Я провёл целый день на острове Гонконг, и за три часа прошёл расстояние одного перегона метро. С одной стороны, между небоскрёбами были очень неудобно гулять (см. выше). С другой стороны, расстояние между станциями метро сделано непрактично большое, чтобы после работы хотелось пройтись по улице один перегон и сесть в метро на следующей станции.
90% гонконгцев пользуются метро, но оставшиеся 10% создают огромные заторы. Островом с материком соединяется три тоннеля и ни одного моста. Всего три тоннеля на семь миллионов человек! В Гонконге очень много машин и очень много пробок.
21/11/2014
Страницы: 1 2