Страницы: 1 2
На удивление из многолюдного сада мы зашли в практически пустую, наполненную прохладой католическую церковь всех Наций (All Nation Church). По преданиям именно здесь расположена скала, на которой Иисус Христос молился в свою последнюю ночь перед казнью, ищя поддержки в своей вере у высших сил. Наверное, здесь и молитвы простых христиан имеют особую силу.
Пытаясь спастись от шумных толп туристов мы спустились к подножию Масличной горы, где неожиданно для себя обнаружили вход в гробницу Богородицы (Tomb Virgin Mary).
В подземном пещерном храме мы вновь оказались почти в полном одиночестве. Исключение составили лишь пара эфиопских паломников.
Для меня до сих пор не понятно почему в практически равных по исторической и религиозной значимости местах Иерусалима мы наблюдали такую странную концентрацию приезжих. Где-то было невозможно протолкнуться, а где-то мы находились практически наедине сами с собой. Не виноваты ли те самые туристические гиды и организаторы экскурсий, словно сговорившись ведя послушных овец-туристов по стандартному набору достопримечательностей.
Как бы там ни было, посещение знаменитого Храма Гроба Господня (Holy Sepulchre) мы оттягивали, как могли, вполне понимая в какое столпотворение можем там попасть. Даже вечером людей здесь было море.
От этого, наверное, самого важного для всех христиан места у меня остались сумбурные и противоречивые впечатления. И сам храм, и всё что с ним связано окутано легендами, преданиями и сверхестественными историями. Даже находясь лично в храме, разобраться что к чему довольно сложно. Сказка и быль здесь смешались в странный тягучий коктейль, окутанный мистикой и противоречиями.
Одно можно сказать с уверенностью - аура и энергетика здесь необычайно сильные, легко влияющие на впечатлительных людей. Люди верующие и беззаветно жаждущие чуда и впрямь могут почувствовать здесь божественное присутствие. Скептики же найдут множество нестыковок и странностей.
Всё здание храма поделено между разными христианскими конфессиями. У каждой из них (а их целых шесть - армяне, католики, эфиопы, копты, сирийцы и греко-православные) есть свои пределы и часы молитв. И каждая из них относится к прочим с почти нескрываемой враждебностью.
Символом раздора в храме можно считать небольшую лесенку, приставленную к окну на втором ярусе у центрального входа. Видимо по ней некогда монахи попадали во внутрь храма, избегая оплаты входа. Рядом пристроен небольшой контрафорс, для ограничения доступа к этой странной детали внешнего интерьера.
Лесенка своим существованием в данном месте подтверждает так называемый Статус-Кво. Это некое соглашение между всеми религиозными конфессиями, поделившими храм, ничего не трогать, не менять, не ремонтировать здесь без согласия всех остальных.
На входе я обратил внимание на массивные главные двери-ворота. Именно ключи от них во избежании постоянных конфликтов уже сотни лет хранятся в одной арабо-мусульманской семье, а открывают и закрывают эти же двери уже совсем другая также мусульманская семья.
На входе находится первая главная святыня храма - Камень Помазания, покрытый красной, отполированной до блеска мраморной плитой. Как и кто определил на каком камне тело снятого с креста Христа находилось перед положением в гроб никто доподлинно не знает. Но миллионы верующих уже давно своими молитвами и прикосновениями сделали это место святым.
Сразу же в нескольких метрах отсюда по узкой лестнице мы поднялись на Голгофу. Теперь некогда вершина холма представляет собой очень мрачное тёмное помещение со множеством свечей и лампад. Оно принадлежит греко-православному приделу.
Чтобы опустившись на колени увидеть кусочек белой скалы, на которой возможно стоял крест распятого Христа, нужно отстоять немалую очередь.
На самом деле, находясь здесь чувствуешь себя неуютно и скованно. Совсем другие ощущения возникают при спуске в церковь Обретения Животворящего Креста. Все стены уходящего глубоко под землю коридора исчерчены крестами.
Многие из них принадлежат крестоносцам, завоевавшим Иерусалим девять столетий назад. Другие - паломникам самых разных времён из сотен уголков всего мира. Этот спуск чем-то похож на машину времени. Перед тобой пробегают разные эпохи и истории тысяч судеб, к которым мы почти невольно соприкоснулись здесь.
Главным же местом всего храма Гроба Господня можно считать Кувуклию - небольшую часовню, внутри которой и находиться Гроб Господень. Именно в этой гробнице, некогда высеченной в скале и от которой сохранилось лишь основание, и был похоронен, а затем воскрес Иисус Христос. Место это - главная святыня всего христианского мира.
Попасть во внутрь не просто. Очереди здесь огромные. Кувуклия принадлежит греко-православной церкви и её всегда стерегут монахи. Мы отстояли почти часовую очередь, пока попали во внутрь.
Мои ощущения от пребывания в этом очень странном месте двоякие. По сути я даже не успел ничего увидеть и рассмотреть внутри. Признаюсь, меня охватило странное волнение, переходящее в дрожь. Вместе с нами к Гробу Господню впустили несколько монахинь. Я запомнил множество икон и лампад в первой части Кувуклии, так называемом приделе Ангелов и мощную мраморную плиту, которой и была накрыта сама гробница.
На выходе горит Благодатный огонь, появление которого многие православные считают ежегодным чудом, происходящим, как на заказ, в Великую субботу православной Пасхи. Естественно, в католическую Пасху такого чуда не случается, поэтому эта конфеcсия не признаёт вообще существования подобного божьего проявления.
Мне же кажется вполне понятным желание поддерживать эту легенду среди простых прихожан. Все мы внутренне очень хотим верить в чудо, как в детстве в того же Деда Мороза. Трудно описать наши ощущения после посещения храма Гроба Господня. Мы вроде бы прикоснулись к чему-то очень важному и это тронуло наши сердца, но чего-то до конца не поняли. Поэтому тут же решили прийти сюда ещё раз следующим ранним утром.
Людей в такое время здесь почти не бывает. Зато мы неожиданно для себя попали сразу на две службы, шедшие у Кувуклии одновременно. В нескольких десятках метров друг от друга читали молитвы коптский и католический священники. Они то и дело перекрикивали друг друга, да и вообще эти службы не вызвали у нас чувства умиления или религиозного порыва.
Стоит ли говорить, что и утренняя прогулка по храму не смогла ответить на волнующие меня вопросы. Что же здесь поизошло две тысячи лет назад? Почему такое святое место стало причин стольких страданий? Почему мы так все разобщены? Почему слепая вера ведёт к ожесточению сердец и душ? И что такое эта наша душа, зачем она нам дана и что со всеми нами будет дальше? Да и вообще не является ли всё, что мы видели, грандиозной фальсификацией?
Как бы в доказательство положительного ответа на последний вопрос мы посетили в Иерусалиме ещё одно необычное место - Садовую Могилу (Garden Tomb).
Это место находится вне стен Старого города неподалёку от Дамасских ворот у подножья небольшого холма. Англиканская и протестантская церкви считают, что именно здесь находится истинная могила Иисуса Христа в небольшой высеченной в скале гробнице. Рядом с ней прихожане высадили небольшой сад со скамейками и выложенными мозаиками с цитатами из Библии.
Здесь, в отличии от храма Гроба Господня, я почувствовал себя удивительно спокойно. Кто знает, может именно такое состояние души должно вызывать в нас посещение святых мест.
Иерусалим настолько многогранен и разнообразен, что готов вместить в себя все религии и веры, все сказки и были, доброту и злобу, спокойствие и раздражение, веру и безверие, пороки и добродетели - все грани человеческого бытия. Именно поэтому я наврядли смогу забыть этот день проведённый здесь осенью 2013 года от Рождества Христова.
19/08/2014
Страницы: 1 2