Страницы: 1
За последние 10 лет уединенный поселок Красная Поляна у подножия хребта Аибга превратился в гигантский современный горный курорт. Что принесли с собой эти перемены?
До середины двухтысячных годов Красная Поляна была Меккой фрирайдеров со всего мира. Тогда в регионе действовала одна канатка "Альпика Сервис" – с разноцветными двухместными креслами, как новогодние игрушки, развешенными на уходящих в облака тросах.
Четыре очереди креселки под монотонное гудение каната горделиво возносили райдеров на одну из вершин хребта Аибга. Оттуда открывался фантастический вид, предвещающий эпический спуск в пышных фонтанах из мягких кристаллов снега.
А вечером после каталки все собирались в баре "Мюнхгаузен", уютный интерьер которого стал настоящим домом для целого поколения лыжников, сноубордистов, велосипедистов. Тут всегда и всем было весело. Особым шиком было забраться на перекладины под потолком, вызывая еще большее оживление в зале. Атмосфера была очень позитивной – каждого пронизывало особое счастье, которым хотелось тут же поделиться с ближними.
Потом в Сочи пришел большой бизнес.
Не стало ни той канатки, ни бара "Мюнхгаузен". Теперь Красная Поляна представляет из себя состоящий из нескольких микрорайонов город, растянувшийся вдоль каменистых берегов реки Мзымта на многие километры, захвативший горные склоны.
Пронизанный струнами тоннелей, мостов, эстакад и железнодорожных линий, изменившийся регион превратился из уединенного природного уголка в грандиозный курорт, выстроенный в европейском стиле с русским размахом.
Теперь то, что раньше было доступно лишь "избранным", стало "народным достоянием".
А потом и международным – ведь именно тут прошли XXII зимние Олимпийские Игры, поразившие весь застывший у телеэкранов земной шарик.
Горы стали выше и ближе.
Количество трасс и канатных дорог от ведущих мировых производителей увеличилось в геометрической прогрессии.
Нити канатов протянулись сквозь котловины горных цирков хребта Аибга, открыв новые зоны катания.
Появились новые трассы и сноуборд-парки.
Вместе с новым временем пришли и новые имена. "Роза Хутор", "Горная Карусель", "Горки Город", "Лаура", Mariott, Tulip Inn, Radisson – вместо написанных от руки картонок с надписями "Мёд", "Рафтинг", "Джип-сафари".
Гигантские постройки из бетона и стекла – вместо утлых деревянных домиков. Шикарные рестораны, винные бутики и неизбежно-глобальный "Макдональдс" - вместо мангалов с углями и веселеньких уже с утра местных тетушек, продающих вино, настойки и наливки собственного изготовления, расфасованные по пластиковым бутылкам.
Я хорошо помню то вино. Сладкое, пьянящее, оно существовало только в реальности Красной Поляны – пить его в других географических точках не доставляло никакого удовольствия. Оно было частью местной атмосферы.
Сейчас атмосфера совсем другая – ориентированная не на единицы, но на тысячи единиц.
Стандартизованный шведский стол и номера отелей, выглаженная униформа служащих – таковы нынешние реалии. Даже свойский и неторопливый традиционный Сочинский сервис местами уступил место формально-конструктивному взаимодействию, иногда даже осуществляемому с улыбкой. Что осталось прежним – так это сон. Спится сладко! Надо только отключить "центральный климатизатор" и приоткрыть окошко.
А с утра вы встретите гораздо больше людей, чем рассчитывали увидеть.
Кто все эти люди? Они совсем разные.
Начинающие райдеры
Опытные лыжники
Мужчины в костюмах
Хипстеры-сноубордисты
Спортсмены-фристайлеры
Жители юга России
Туристы из других регионов
Простые жители нашей страны
И жители других стран
Скоро туристов станет еще больше. Каждый из них сможет, при желании, окунуться в фонтаны того самого свежего снега, насладиться видом и воздухом высоких гор – а также европейским комфортом и сервисом.
Испанский философ 20 века Хосе Ортега-и-Гассет писал: "сейчас массам доступны удовольствия и предметы, созданные отборными группами (меньшинствами) и ранее предоставленные только этим группам. Массы усвоили вкусы и привычки, раньше считавшиеся изысканными, ибо они были достоянием немногих. Вот типичный пример: в 1820 г. во всем Париже не было и десяти ванных комнат в частных домах (см. Мемуары графини де-Буань). Теперь массы спокойно пользуются тем, что было раньше доступно лишь богатым, и не только в области материальной, но, что важнее, в области правовой и социальной.
С утверждениями великого испанца трудно не согласиться. Новый Сочи, когда-то бывший Красной Поляной, своими масштабами и сервисом день за днем привлекает новых посетителей – не "прожжённых" фрирайдеров, но простых туристов, которым теперь доступно гораздо больше всего, чем нам 15 лет назад. В социальном плане мы должны этим гордиться.
А старая-добрая КП, которой больше нет, никуда не в действительности не исчезла: она будет всегда существовать в нашей памяти.
Король умер. Да здравствует король!
07/06/2014
Страницы: 1