Страницы: 1
Базель - мой любимый город. Спору нет, его блистательные соседи: Фрайбург в Германии, Страсбург и Кольмар во Франции, Люцерн в Швейцарии - более эффектны, но ни в одном городе не чувствуешь себя так уютно и спокойно, как в неброском, на первый взгляд, Базеле.
Базель часто называют воротами Швейцарии: город расположен на пересечении границ трех стран, до Франции и Германии можно за полчаса доехать из центра Базеля на трамвае. Базелю больше двух тысяч лет. В 44 г. до н. э. римляне основали в излучине Верхнего Рейна колонию Августа Раурика (Augusta Rauriсa). В начале нашей эры колония насчитывала около 3000 жителей. В 374 г. римский форт Basilia (от греческого "басилевс"- монарх, царь) впервые упоминается в письменных источниках. Так Базель получил свое название. В 5-м столетии римляне были окончательно изгнаны германцами, а в 8 веке Базель стал резиденцией епископа, в 1033 г. он вошел в состав Священной Римской империи германской нации. В 1225 г. на Рейне был построен первый мост, и Базель быстро превратился в средоточие международной торговли.
14-й век - самый тяжелый за всю историю города. В 1349 г. разразилась эпидемия чумы. Несколькими годами позднее, в 1356 г., произошло сильное землетрясение. Разрушения усугубились пожарами, которые нанесли городу еще больший ущерб, чем подземные толчки. Зато 15-е столетие можно назвать золотым веком Базеля. К городу было приковано внимание всей Европы: почти 20 лет (1431-49) здесь проходил Вселенский собор католической церкви. В 1460 г. в Базеле был основан старейший в Швейцарии университет, а в 1471 г. город получил привилегию на проведение ярмарок. В Базель стекались купцы и ученые, церковники и аристократы. Ширилась книгоиздательская деятельность, во многом благодаря усилиям немецкого гуманиста Себастиана Бранта, профессора права Базельского университета. Он способствовал публикации научных и литературных трудов, сочинений античных авторов. В 1494 г. в Базеле увидела свет знаменитая сатирико-дидактическая поэма Бранта "Корабль дураков".
В 1501 г. закончилось многолетнее противостояние Базеля с империей Габсбургов: город присоединился к конфедерации швейцарских кантонов, что обеспечило ему спокойную жизнь в нейтральном государстве. В 16 в. Базель стал культурным центром европейского значения. В 1521-29 гг. в Базельском университете преподавал великий гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский; в 1526-28 гг. в городе жил и работал легендарный ученый-естествоиспытатель и врач Парацельс, который первым выдвинул революционную идею изготовления лекарств на химической основе; в Базеле и для Базеля с 1514 по 1532 гг. творил крупнейший художник немецкого Ренессанса Ганс Гольбейн Младший.
В 1529 г. в Швейцарии началась Реформация. Базель стал оплотом наиболее строгого варианта протестантизма - кальвинизма. Разногласия с протестантами вынудили Эразма Роттердамского, Ганса Гольбейна и многих других значительных людей покинуть город. В то же время Базель дал убежище протестантам из разных стран. Среди них было много зажиточных людей, капиталы и деловые качества которых немало способствовали успешному развитию города. Буквально озолотило Базель налаженное приезжими производство шелка. В конце 17-начале18 вв. в Базельском университете преподавали выдающиеся математики братья Бернулли, в конце 19 в. - философ Фридрих Ницше и один из основателей культурологии Якоб Буркхардт. Наконец, Базель - родина замечательного швейцарского художника Арнольда Бёклина.
Два важнейших события в истории города - присоединение к нейтральному государству и принятие протестантской доктрины Кальвина, сурового проповедника скромности, - во многом определили облик Базеля. Близлежащие немецкие и французские города: Фрайбург в Германии, Страсбург и Кольмар - так и просятся на красочное полотно живописца, а иные уголки с неправдоподобно красивыми фахверковыми домиками похожи на декорацию к сказке. Базель ближе иному искусству - строгой графике, неяркому, но богатому оттенками рисунку. Здесь вы не увидите утопающих в цветах балконов, стены и ставни окрашены в неброские цвета, поэтому после путешествия по Франции или Германии мы должны как бы "настроить глаз" на Базель, и тогда нам откроется его благородная красота, прошедшая через столетия почти нетронутой.
Для самостоятельных прогулок по городу предлагаются тематические маршруты: маршрут Парацельса, Гольбейна, Эразма, Буркхардта.
Мы не встретим здесь, как во многих городах Германии, современных вкраплений среди исторической застройки, этих залатанных ран последней войны. Сплошные ряды старых домов, среди которых здания 14 века вовсе не редкость, - это обычные для Базеля улицы. К тому же, город, столетиями не знавший разрушений, сберег множество чудных деталей, которые быстро и безвозвратно исчезают в смутные времена: витиеватые дверные ручки, металлические скобы у порогов, чтобы входящий мог почистить обувь, старинные вывески и почтовые ящики, украшенные изображением белой голубки "Dubbli".
Сегодняшний Базель - третий по величине, после Цюриха и Женевы, город Швейцарии (около 170 000 жителей) и ее единственный порт, крупный финансовый и издательский центр. Сами жители города на вопрос, чем более всего знаменит Базель, отвечают так: фармакологическими концернами Sandos и Novartis, богатейшими музеями европейского значения - их в городе тридцать пять, и наконец, своим Масленичным карнавалом. Чтобы увидеть Morgenstreich, ночное шествие ряженых с огромными расписными фонарями, собираются туристы со всей Европы.
Излучина Рейна делит город на две части: вечно соперничающие между собой Большой Базель (Grossbasel) и Малый Базель (Kleinbasel). (О давнем противостоянии Большого и Малого Базеля ежегодно напоминает праздник "Фогель Гриф"). Большой Базель, историческое ядро города, расположен на юго-западном берегу Рейна. От вокзала Badischer Bahnhof зеленый базельский трамвай "Draemmli" привезет нас на берег Рейна, к тому месту, где в 13 веке был сооружен мост. Современный Средний мост (Mittlere Bruecke), нарядный, украшенный флагами, построен в 1903-05 годах, от прежних времен сохранилась лишь встроенная в пролет моста капелла 15-го века (Kaeppelijoch). Она служила одновременно таможней и местом страшной казни: в реку из капеллы сбрасывали связанных преступниц - детоубийц и прелюбодеек. С мостов и набережной Малого Базеля открывается великолепный вид на Большой Базель: увенчанный собором холм круто спускается к реке, на его склоне расположились богатые виллы и сады. Интересно понаблюдать с моста за медленным движением парома, который приводится в движение только силой течения реки.
Один из обращенных к мосту фасадов украшает забавная маска: король таращит глаза и показывает язык. Такая гримаса на базельском диалекте "Baseldytsch" зовется "Laelli", поэтому короля прозвали "Laellekeenig". Это копия маски (оригинал 17 в. в Историческом музее), которая некогда помещалась на воротах моста и "приветствовала" въезжающих в Большой Базель жителей Малого Базеля. Маска была снабжена часовым механизмом, и с боем часов король начинал вращать глазами и высовывать язык.
Слева от моста Mittlere Bruecke м начинается одна из милых старых улиц - Rheinsprung - и поднимается вверх вдоль берега Рейна. Слева открываются все новые виды на реку, справа на улицу выходят фасады дворцов, построенных в 1763-1770 гг. для владельцев шелковых мануфактур, с ажурными коваными решетками. Rheinsprung переходит в Augustinergasse, где нас встречает статуя хранителя герба города - Базелиска. Она украшает один из многочисленных городских фонтанов Baseliskenbrunnen (1530 г.). В нескольких шагах - вход в Музей цивилизаций (Museum der Kulturen), где с поразительным размахом представлена культура народов Европы, Африки, Азии, Южной и Северной Америки, Австралии и Океании. Вы можете увидеть здесь реконструкцию жилища аборигенов Новой Гвинеи, ритуальные маски из Камеруна, подлинные детали из храма индейцев майя и многое другое.
Еще несколько шагов - и мы на Muensterplatz, перед кафедральным собором. Трудно представить себе лучшее обрамление для храма, чем этот уголок старого Базеля. Узенькие переулки стекаются к просторной, затененной кронами каштанов площади. С трех сторон к собору обращены респектабельные фасады, а над рекой нависает обширная каменная терраса Pfalz, с которой открывается вид на город, долину Рейна, горный массив Шварцвальд в Германии и Вогезы во Франции (еще более эффектное зрелище ожидает тех, кто отважится подняться на башню собора). Возведенный из розового известняка собор очень украшают две стройные легкие башни и многоцветная черепичная кровля. Он начал строиться около 1000 г., но ранняя романская постройка была основательно разрушена землетрясением, и нынешний храм выдержан в готическом стиле.
Среди уцелевших ранних фрагментов собора - северный портал "Галлус" (Galluspforte, ок. 1180). Его считают старейшим романским порталом в немецкоязычных странах. Особенно знаменито большое круглое окно над порталом с композицией "Колесо фортуны". Очень хороши готические внутренние дворы собора (Kreuzgang, 15 в.) с красивыми аркадами и выходящими на реку стрельчатыми окнами.
Если мы продолжим путь по Rittergasse и свернем направо на улицу St.-Alban Graben, то окажемся перед Kunstmuseum, старейшим в Европе общедоступным музеем живописи. Это самое обширное художественное собрание Швейцарии. Музей был создан в 1661 г. на основе купленной городом частной коллекции и с тех пор постоянно расширяется за счет пожертвований. Пройдя по 50-ти великолепным залам, начинаешь с восхищением смотреть на скромных и экономных швейцарцев, которые столь щедро вкладывают деньги в культуру.
В музее представлено в основном искусство западноевропейских мастеров 15-17 вв., в том числе наиболее полная в мире коллекция работ художников семьи Гольбейн. Здесь хранится знаменитая картина Ганса Гольбейна Младшего "Мертвый Христос" (1522 г.), которая произвела неизгладимое впечатление на Ф.М. Достоевского во время его краткого пребывания в Базеле в августе 1867 г. Рассматривая картину, классик встал на стул, чтобы видеть ее в выгодном ракурсе, и воскликнул: "Гольбейн был великим художником и поэтом!". Потрясшее Достоевского своей мрачной безысходностью произведение Гольбейна упоминается в романе "Идиот". "Да от этой картины у иного еще вера может пропасть!" - говорит князь Мышкин.
Справа и слева от бронзовых дверей фигуры четырех евангелистов, в нишах по краям - сцены "шести благих дел". Над дверью - рельеф с фигурами пяти разумных и пяти неразумных дев, в тимпане - Иисус на троне.
Впечатляет экспозиция искусства 19-20 веков: представлены работы почти всех крупных художников, начиная с полотен импрессионистов и кончая шокирующими любителей классики произведениями современного искусства. В музее прекрасная коллекция картин Арнольда Бёклина. Напротив Художественного музея расположен Музей античности (Antikmuseum). Его коллекции древнего искусства Египта, Вавилона, Греции, Рима сделали бы честь европейским столицам.
Много интересного и на оживленной Baerfuesserplatz ("Barfi"). Во-первых, очередной музей - Исторический (Historisches Museum), расположенный в церкви Baerfuesserkirche, построенной в 14 в. босоногими (barfuß) монахами-францисканцами. Среди самых интересных экспонатов музея сокровища Базельского собора, позднеготические гобелены, полностью обставленные готические и ренессансные покои, и наконец, "Пляска смерти" - часть 60-ти метровой настенной росписи, покрывавшей некогда внутреннюю стену кладбища Доминиканского монастыря.
Рядом с Историческим музеем находится старое Казино (1824 г.), ныне концертный зал. В 1897 г. в этом здании состоялся Первый Сионистский конгресс, а затем и несколько следующих. "В Базеле я создал Еврейское государство", - писал основатель и лидер сионистcкого движения Теодор Герцль. Любопытно, что Герцль первоначально хотел проводить конгрессы в Германии, крупнейшем в то время центре западноевропейского еврейства. Однако немецкие евреи, опасаясь, что открытая поддержка сионистского движения осложнит их жизнь, всячески препятствовали Герцлю. Тогда он избрал местом проведения конгресса швейцарский город близ германской границы. Теперь вас не удивит, что "рехов Базель" - Базельская улица - есть почти в каждом израильском городе.
Со стороны улицы Steinenberg с "Barfi" соседствует еще одна необычная площадь, на которую выходят фасады выставочного зала Kunsthalle и городского театра. В центре площади - бассейн, в котором стоят странные металлические конструкции, похожие то ли на людей, то ли на фантастические машины. Все они пребывают в непрестанном движении: перекачивают воду, неожиданно "плюются" водяными струями, разбрызгивают водяные веера. Эту поразительную композицию под названием "Fasnachtsbrunnen" (фонтан Масленицы) в 1977 г. создал знаменитый уроженец Швейцарии Жан Тенгли (Jean Tinguely, 1925 -1991 гг.). Художник-кинетист Тенгли конструировал сложные движущиеся скульптуры-механизмы, в которых иронически интерпретировал реалии современной жизни.
Базельский фонтан "Fasnachtsbrunnen" скульптор посвятил "пятому времени года" - масленичному карнавалу. В нем действительно есть ощущение карнавального безумия, и в то же время старательные машины пародируют механизированное повседневное поведение людей, изо дня в день занятых монотонной и не всегда осмысленной деятельностью. Тем, кто пришел в восторг от фонтана, советую посетить музей Жана Тенгли в парке Solitude на берегу Рейна. Здание музея, которое производит не меньшее впечатление, чем населяющие его металлические хлопотуны, было специально построено на деньги спонсоров в 1996 г. по проекту швейцарца Марио Ботта - одного из самых ярких архитекторов современности. Неподалеку - самый милый и уютный музей, который только можно себе представить - Музей кукольных домиков (Puppenhausmuseum), крупнейшее в Европе собрание старинных кукол, мишек и кукольных домиков. Здесь около 6000 игрушек, и самому старшему мишке больше 100 лет.
Красивейшая часть старого Базеля расположена на крутом холме Шпаленберг. Отсюда открываются чудесные виды на черепичные крыши, раскинувшийся внизу город и кирпично-красный массив ратуши. Базельской ратуше, этому красно-золотому, изукрашенному настенными росписями дворцу, более всего подходит определение "сказочная". В ее архитектуре органично сливаются готика, ренессанс, барокко и тактичная стилизация 19 столетия.
Центральная часть ратуши с позднеготическими аркадами построена в 1504-21 гг. Расписывать ее начал Гольбейн, но когда власть в городе перешла в руки иконоборцев-кальвинистов, художник отказался от работы (росписи Гольбейна, к сожалению, не уцелели). Те росписи, что украшают ратушу сегодня, принадлежат кисти Ганса Бока Старшего (1608-11). Ратуша достраивалась в начале 17 в., а мощная башня и левая часть здания с эркером появились только в самом конце 19 столетия.
Гербы кантонов на зубцах демонстрируют принадлежность Базеля к Швейцарской конфедерации. Часы украшены фигурами императора и императрицы Священной Римской империи Генриха II и Кунигунды, при которых строился базельский собор. Внутренний двор ратуши украшает статуя основателя колонии Augusta Raurica, а значит и Базеля, Мунациуса Планкуса (1584 г.).
Остатки римской колонии Augusta Raurica можно увидеть в окрестностях города, в деревне Augst. Неплохо сохранились античный театр, амфитеатр, руины храмов, бань, форума, жилых домов. Здесь есть даже маленький "римский зоопарк", где живут домашние животные, известные древним римлянам. Но это уже другое путешествие....
20/05/2014
Страницы: 1