Страницы: 1
Рано утром "Светлов" подошёл к устью реки Вилюй - самого длинного притока Лены. Непосредственно в устье Вилюя у нас запланирована зелёная стоянка и уха на берегу. Наш теплоход отклоняется от проходящего вдоль обрывистого правого берега основного судового хода, поворачивает влево и останавливается в устье Вилюя.
Вилюй...
И место впадения его в Лену:
Вилюй - самый длинный приток Лены, протекающий по территории Красноярского края и Якутии; это самый крупный среди левых притоков реки. Первые сведения о Вилюе относятся к 1620 году, когда мангазейские казаки, двигавшиеся вверх по Нижней Тунгуске встретились с вилюйскими эвенками и волоком спустились на Вилюй.
Общее протяжение реки - 2650 километров. На своём пути Вилюй преодолевает горный участок с ущельями, каменными шиверами, а на значительной части среднего течения и далее в низовьях переходит в равнинную часть с песчаным, изменчивым ложем и многочисленными протоками. Примерно на середине реки когда-то был порожистый участок. Именно здесь теперь находится каскад Вилюйских ГЭС, выше которого на 469 километров разлилось огромное Вилюйское море. На этом моменте позвольте остановиться чуть подробнее - давайте совершим небольшой историческо-гидроэнергетический экскурс.
В 50-х годах в бассейне Вилюя были открыты богатейшие месторождения алмазов, и вскоре после этого ЦК КПСС и Совмин СССР приняли решение об освоении алмазных месторождений. Но для разработки и промышленного производства был необходим надежный и дешевый источник энергоснабжения. Сооружение тепловой электростанции было невозможно из-за отсутствия местного топлива; атомная энергетика еще не достигла необходимого уровня развития. Оставалось одно - построить гидроэлектростанцию, тем более что в районе месторождений протекала бурная и своенравная река Вилюй. Это было смелым решением - на тот момент во всем мире не было опыта строительства гидроэлектростанций на вечной мерзлоте. В середине февраля 1959 года на створ будущей гидростанции из Мухтуи (ныне город Ленск) отправилась первая группа строителей ГЭС.
Строительство Вилюйской ГЭС шло в чрезвычайно трудных условиях - суровый климат, продолжительная зима с шестидесятиградусными морозами, полное отсутствие дорог, жилья, промышленности, строительных материалов, тяжелая транспортная схема доставки грузов. Строительные материалы и оборудование завозились в летнюю навигацию по реке Лене до поселка Мухтуя (Ленск) , затем по автомобильной дороге длиной 250 километров до города Мирный, а оттуда до Чернышевского по автозимнику. Строительство автодороги Мирный - Чернышевский было завершено в 1965 году. Завоз грузов имел сезонный характер, что значительно осложняло строительство гидроузла. Вилюйская ГЭС была первым крупным гидроэнергетическим объектом, строящимся в столь сложных природных и транспортных условиях. Во всем мире не было опыта строительства гидроэлектростанции на вечной мерзлоте. Надо было первыми начинать величайшую стройку в суровых условиях Севера. Многое приходилось решать впервые. Но все задачи, выдвинутые жизнью, были решены. Восемь лет длилась героическая борьба за энергию Вилюя, колоссальные усилия были направлены на укрепление и расширение алмазной промышленности.
В памяти людей навсегда сохранились яркие события стройки:
- в 1961 году начались земляные, а год спустя - и бетонные работы на основных сооружениях. Одновременно велись работы по отсыпке тела плотины;
- 27 марта 1964 года полноводный приток Лены - река Вилюй впервые пошла по новому руслу через строительную траншею, высеченную в левом скальном берегу;
- 31 октября 1964 года в 13 часов началось перекрытие Вилюя, в котором участвовали сотни машин. Первый МАЗ-525 вел ударник труда Михаил Титков;
- 31 октября 1964 года родилось Вилюйское водохранилище. В этот день гидростроители перекрыли временное русло реки - строительную траншею. Водохранилище стало наполняться водой.
- 3 октября 1967 года в 19 часов 57 минут был пущен первый агрегат Вилюйской ГЭС - станция дала первый ток.
В сентябре 1970 года государственная комиссия подписала акт о приемке в эксплуатацию первой очереди Вилюйской ГЭС, и почти сразу же началось строительство второй очереди гидроэлектростанции (Вилюйская ГЭС-2), которое было завершено в 1976 году. В результате расширения гидроузла мощность станции увеличилась до 650 МВт, а площадь, объём и длина водохранилища - соответственно в 2, 4 и 1,5 раза.
Но алмазной промышленности требовались дополнительные энергетические мощности, поэтому в 1979 году в 140 километрах ниже Вилюйских ГЭС 1-2 в районе нынешнего посёлка Светлый началось строительство Вилюйской ГЭС-3 - русловой ГЭС мощностью 360 МВт. В 1987 году Вилюйские ГЭС-1,2 и 3 были объединены в единый энергетический каскад. Несмотря на непростые 90-е годы, строительство Вилюйской ГЭС-3 не прекращалось, в 2002 году состоялось перекрытие Вилюя, и в настоящий момент Вилюйская ГЭС-3 практически выведена на проектную мощность.
Нужно отметить, что строительство каскада ГЭС и образование огромного Вилюйского водохранилища привело к определённым экологическим изменениям близлежащих районов - были затоплены значительные территории, смягчился климат, стал зарегулированным сток Вилюя. Впрочем, эти изменения происходят при строительстве любой крупной гидроэлектростанции.
Итак, мы стояли в устье Вилюя.
Утро выдалось не самым радостным - моросил дождь, Усть-Вилюйский хребет, как и весь противоположный берег Лены, скрывался за облаками. Впрочем, для энтузиастов не бывает плохой погоды, к тому же была определённая прелесть в том, что мы видим Лену разной.
Танкер в устье Вилюя:
Поднявшись на высокий песчаный откос, мы прогулялись по заросшему небольшими деревцами крутому берегу. В этой прогулке, безусловно, был свой колорит, кроме этого, в ходе неё мы познакомились с удивительными представителями местной фауны, во влажный дождливый день заполнившими собой практически всё воздушное пространство и с лёгкой руки Андрея64 прозванными "футболистами".
А мне в этом плане особенно повезло - перед выходом на берег я вылил на себя полфлакона какого-то средства, но эффект получился резко противоположный - я стал лакомым кусочком, пожалуй даже деликатесом.
Впрочем, со временем я просто перестал обращать на назойливую мошку внимание, что явилось лучшим способом борьбы с ней.
Да, залёная стоянка в устье Вилюя, безусловно, имела свой ни с чем не сравнимый колорит!
Видите многочисленные чёрные точки? Это всё мошка.
... и на рукаве...
Купание в бодрящей и прозрачной, как слеза, вилюйской воде, резко отличающейся от мутно-бурой лено-алданской. Кайф!!!
А на берегу, между тем, уже практически приготовилась изумительная уха, сваренная из выловленной прямо здесь рыбы. Надо сказать, Лена (как, наверное, и все сибирские реки) - настоящий рай для рыбаков. У нас на теплоходе тоже было несколько туристов, практически на каждой стоянке отправлявшихся с удочками искать рыбацкое счастье. И, надо сказать, находили его в больших количествах.
У основательно подъеденных мошкой энтузиастов разыгрался аппетит.
В 13-00 "Михаил Светлов" покинул устье Вилюя и направился далее вниз по Лене.
Осталось позади бескрайнее водное пространство устья реки Алдан. Миновав его, теплоход вошёл в весьма протяжённый участок речной долины, приуроченный к Предверхоянскому горному прогибу. За несколько километров до впадения Вилюя правый берег Лены повышается, становясь местами совсем обрывистым, скорость течения увеличивается до 4 км/ч. Река прижимается к гористому правому склону долины, представленному передовым хребтом Верхоянской горной системы - хребтом Усть-Вилюйским. Система передовых горных хребтов, параллельных долине Лены, тянется и далее на север, однако русло реки постепенно всё дальше отходит от гор. Горы вновь приближаются к реке лишь в районе посёлка Кюсюр, где долина Лены пересекает Верхоянскую горную систему. Но это всё впереди.
Долгое время Усть-Вилюйский хребет сопровождает нас...
Чрезвычайно низкая облачность, закрывающая горы:
Постепенно погода налаживается...
Около 14 часов теплоход проходит устье реки Лямпушка. Тут находится Усть-Вилюйский национальный парк и охотничий заказник. В перспективе здесь планируется создание заповедника, призванного сохранить уникальных животных и удивительное сочетание лесной, степной и горной растительности.
Вблизи устья Лямпушки располагается загородная резиденция Президента Якутии. Теплоход проходит совсем рядом, с палубы отлично видны деревянные домики и часовня.
Ниже устья Вилюя Лена постепенно удаляется от гор. Отсюда начинается урочище "40 островов" - протекая по достигающей 30-40 километров долине, река делится здесь на тысячи островов и проток, местами достигая суммарной ширины более 10 километров. Коренные берега остаются вдали, а повсюду - острова, острова, острова. Судовой ход неширок, извилист и изменчив. Такая островная феерия прослеживается с юга на север на протяжении 300 километров до устья реки Менкере, после которого русло Лены сосредотачивается. Населённых пунктов здесь и далее вплоть до Жиганска практически нет, а те, что отмечены на картах - заброшены.
Погода окончательно налаживается - облака остаются за кормой, всё ярче светит солнце… Солнце, жара, пески, степная растительность, - ощущение такое, что идёшь в Астрахань!
Мне очень нравится эта фотка - вроде из-за большого зума размытая и неудачная, а приглядишься - как будто импрессионист акварелью нарисовал!
И всё-таки это не совсем Астрахань.
Прозрачная струя Вилюя долго особняком течёт вдоль левого берега, но со временем мутная лено-алданская вода поглощает её. Впрочем, ещё долгое время в мутно-буром потоке иногда встречаются вкрапления вилюйской воды, не смешавшейся с ленской...
Буйство зелени!
Теплоход движется урочищем "40 островов".
Очень интересный встречный флот. "Сибирский" "Капитан Марков":
"Ленанефть-2015":
Натюрморт энтузиаста... Или, я бы даже сказал, классический боекомплект!
Идём на Север...
...хотя даже и не верится!
Палуба залита ярким солнцем...
Посиделки...
А это даже не знаю, как озаглавить... А, придумал! - подготовка подрастающего поколения к Олимпиаде-2014!
А Серёга тем временем охотится за суперкадрами.
Створы на песке...
Солнце!
После обеда самое время перейти к активным спортивным мероприятиям. В кинозале "Светлова" был обнаружен теннисный стол, доселе, почему-то не пользовавшийся популярностью. Но в данном рейсе на теплоход прибыли энтузиасты, и этим дивным солнечным днём мы с Ваней решили провести теннисный поединок. В кинозале планировалась какая-то лекция, поэтому с разрешения директора круиза было принято решение перенести матч на солярий. У капитана, а также некоторых более прагматичных туристов возникли некоторые сомнения насчёт успешности этого матча, но на теплоходе ехали энтузиасты, а энтузиаст, как известно, никогда ни в чём не сомневается. Итак, нашими с Ваней поистине титаническими усилиями стол был как-то протиснут в дверной проём и вынесен на сандек. Среди лениво загоравших на солярии немцев возникло оживление - до начала матча оставались считанные минуты!
Любому теннисному матчу перед игрой "на счёт" предшествует разминка. Первые две минуты всё шло хорошо - прямых попаданий в подставленные солнцу оголенные тела удалось избежать, ограничившись лишь касательными зацепами загорающих туристов. А потом произошло непредвиденное - после довольно слабого ваниного удара шарик заскакал по солярию, направился на лестничный трап, оттуда - на среднюю палубу, а оттуда так же лениво через ещё один трап - на главную. Чем закончилось путешествие шарика по палубам теплохода "Михаил Светлов" точно установить не удалось, однако, когда мы с наблюдавшей за матчем переводчицей Леной подоспели на главную палубу, шарика там уже не было. "Пропал без вести", - после недолгих поисков установили мы.
После захода на рецепшн за вторым шариком матч был продолжен. На этот раз всё длилось ещё короче - мощный гас, и шарик, просвистев над ухом немецкой фрау, стукнулся о теплоходную трубу, от которой прямой наводкой улетел за леера. Мы с Ваней успели посмотреть лишь заключительный "плюх".
Наверное, со стороны очень комично смотрелось, когда два понурых энтузиаста подошли на рецепшн и, потупив глаза и в нерешительности переминаясь, наконец, тихо протянули - "А мы второооой утопили…"
Остаток времени до ужина был проведён в бильярдной, благо утопить биллиардные шары в процессе партии сложнее, а потом был зажигательный вечер караоке - своими талантами блистали как члены экипажа и группы сопровождения, так и, конечно, энтузиасты - причём пели и соло, и дуэтами, и даже трио. В этот вечер сформировалось несколько замечательных певческих пар, и вообще, надо сказать, рейс наш получился необычайно "певучим".
Вечером природа подарила красивый закат, а грядущей ночью нас ожидает эпохальное событие - пересечение Полярного круга.
Я думаю, без комментариев...
Ночь на палубе. Через несколько часов - Полярный круг!
01/04/2014
Страницы: 1