Якутия - это другая Россия. Остальную частью страны здесь называют "материком", считая себя настоящими островными жителями.
Судите сами: добраться до Якутска можно на самолете (почти семь часов полета из Москвы), на корабле по Лене или на машине.
Впрочем, последний способ под сомнением с поздней осени до весны, когда риск заглохнуть на пустой трассе в лютый мороз останавливает желающих попутешествовать по региону.
Что касается поездов, то на левом берегу Лены, где в частности расположен Якутск, железнодорожного сообщения нет вообще. Ближайшая действующая станция расположена в посёлке Томмот, в 400 километрах от столицы Якутии.
Для перемещения, в том числе местного населения, между берегами Лены в период ледостава используют вертолеты; другого способа перебраться через реку в это время нет.
Но такую изолированность с первого взгляда можно спутать с самодостаточностью - возможностью полноценного существования без воздействия извне.
Якутия превосходит по площади Италию, Францию, Австрию, Швецию, Великобританию, Финляндию, Грецию и Нидерланды вместе взятые, занимая 1/5 часть территории России. Если посмотреть на карту, то можно увидеть, что границы республики напоминают сердце.
Первый вопрос, который задавали мне по приезде в Москву, касался трескучих якутских морозов.
В наш приезд в Якутске "потеплело" до -35°C - и поверьте, благодаря сухому воздуху такая температура переносилась легче, чем установившиеся в конце января в Москве двадцатиградусные морозы.
В то же время -35°C - это холодно; мой личный рекорд нахождения на морозе, несмотря на все подготовительные этапы в виде термобелья и трех свитеров, - 20 минут, после чего я уже не чувствовала рук, ног и носа, ресницы прилипали друг к другу, а волосы по виду напоминали замороженный хворост.
Nikon замерз чуть раньше: через 15 минут зум не работал, видоискатель и объектив обледенели настолько, что мне пришлось снимать корку льда. Предупреждали, что на морозе очень быстро будет садиться аккумулятор, но с этой проблемой, к счастью, столкнуться не пришлось.
Вообще, тепло одеться в Якутске для человека с "большой земли" значит просто надеть на себя всё, что есть в чемодане. Что я и делала, снимая часть одежды в зависимости от температуры в помещении или в машине. К слову, в Якутии принят закон, согласно которому владельцы магазинов и торговых точек в холодную погоду обязаны впускать погреться даже тех, кто не собирается ничего покупать, а водители должны подбирать одиноких пешеходов. Иначе - уголовная ответственность за оставление в опасности.
Местные жители разумно одеваются в шубы и унты, а одежда на детях, кажется, по объему больше самих малышей.
Унты - пожалуй, единственная обувь, способная сохранять ноги в тепле в условиях низких температур. В Якутске унты носит каждый второй, причем мне редко удавалось встречать две одинаковые пары. Сапоги украшают бисером и разноцветными лентами. Стоимость пары хороших унт - около 15-20 тысяч рублей.
Большинство особенностей жизни в "крае сильных морозов" я знала еще до поездки, в частности, что дома преимущественно построены на сваях, а в машинах используют двойные стёкла. Но по приезде выяснилось вот что: те, кто используют машины зимой, на улице не выключают их с осени до весны, иначе автомобиль просто не завести. А те, у кого есть гараж, вынуждены ежедневно снимать аккумулятор и забирать его домой, в тепло.
Визуально в Якутске зимой довольно тоскливо и уныло.
Здесь нет ярких разноцветных домов, как в Анадыре; преобладают светлые и голубые оттенки, что вкупе с туманом создает совершенно невыразительные тона.
Другой вопрос, что прогуливаться по улицам в холодные месяцы зимы вряд ли кому придет в голову.
Главными украшениями Якутска служат ледяные скульптуры всевозможных размеров и форм...
...и даже рыба, вмороженная в лёд.
27/02/2012