Кузнецкий Алатау, поход в Золотую долину, август 2013

Страницы: 1

Не успел я окончательно отойти от своего отдыха на Байкале и в Забайкалье, как уже надо было собираться в еще один велопоход по Киргизии. Честно говоря, именно в тот момент, я не очень хотел туда ехать. Но мой друг Саша, очень долго грезил снежными пиками Тяньшаня. И мне хотелось его поддержать. Но обо всем по порядку.

Я ехал в поезде из Чернышевска в Томск. До города оставалось всего часа четыре. Вдруг позвонил Саша и говорит: "А может поедем в Алатау? Сходим в Золотую долину?" Я очень обрадовался этому предложению, так как очень люблю горы Кузнецкого Алатау и поэтому, без всяких лишних раздумий, тут же согласился.

Мы созвонились сразу же, как я приехал в Томск, что бы обсудить все планы и наш маршрут. Все было просто: мы едем дней на пять. Главная цель - Золотая долина, а там уж куда дойдем. На следующий день приступили к сборам: купили нужные продукты, собрали все нужные вещи и зарядили все аккумуляторы. А вечером того же дня мы были на автовокзале и ждали свой автобус - Томск-Новокузнецк.

День первый

В Новокузнецк мы прибыли в 4.30 утра. Город был тихий и сонный, как и мы сами. С автовокзала сразу же пошли на ж/д вокзал и купили билеты на электричку до Междуреченска. Время пролетело незаметно. Немного подкрепив свои силы "сникерсами" и другими прелестями жизни, мы пошли загружаться в электричку.

Из опыта прошлых лет, я думал будет много народу, Так как место очень популярно у местных туристов. Но к счастью вагоны были пустыми, и можно было спокойно развалиться на сиденье и сладко подремать еще два часа.

- Мы прибываем на конечную станцию Междуречнск, - прозвучал голос в вагоне. Люди зашевелились.

На улице суета, вокзал полон людей. Подошла вторая электричка - Междуреченск - Бискамжа. Вот тут-то опыт прошлых лет не подвел. Народу было пресс. Только в этот раз основную массу представляли не туристы, а дачники и рыбаки. Мы пошли к самому дальнему вагону в надежде на то, что там будет больше свободных мест. Но не тут-то было - вагон забит под завязку. И с каждой станцией людей становились все больше, а места все меньше.

Несмотря на почти полное отсутствие сидячих мест, я как-то нашел себе месте прямо возле окна, устроился поудобнее и стал наслаждаться красивыми видами из окна. Пролетели еще два часа...

Мы прибываем на станцию Лужба.

Вот и наша остановка. Поезд остановился - резкое шипение - двери открылись и я, по своему обыкновению, выпрыгнул из вагона, и тут же, ломанулся вперед, прямо к переправе.

Небольшое отступление - чтобы попасть в горы, нужно сначала переправиться на лодке через реку Томь. В летнее время можно и в брод по малой воде, если конечно не жалко замочить рюкзак. Я за свой рюкзак переживаю и поэтому предпочитаю пользоваться услугой переправы, да и на лодочке всегда прокатиться в кайф.

Подошли к переправе, но на берегу никого не было. Через некоторое время на другом берегу показалась фигура, идущая к лодке. Это был наш паромщик.. ну или переправщик. Он завел лодку и тихонько поплыл к нашему берегу. Все воодушевились, лодка причалила к берегу. Две минуты восторга, и мы снова на берегу.

Дальше нам предстояло около 10 километров в верх по горной дороге. Маршрут не самый живописный и тратить время на него совсем не хотелось. Поэтому решили прибегнуть к помощи тяжелого автотранспорта. На берегу почти всегда стоит дежурный газик для заброски туристов в горы.

Подошли к машине спросить у водителя не докинет ли он нас? Водитель ответил, что если народ наберется, то поедем. Стали ждать. К счастью, не только нам хотелось побыстрее доехать до места, поэтому группа набралась достаточно быстро.

Загудел мотор, мы тронулись с места и покатились по ухабистой дороге ведущей в горы. Да, и если кто подумал, что поездка предстоит с комфортом - вы ошибаетесь. Мыло того, что кузов открытый, так там еще и нет сидений. Так что покрепче вцепившись в борта, мы двинулись вперед, то и дело уклоняясь от веток. Было очень весело.

// anton-franchuk.livejournal.com/

Помню, как в первый раз увидел горы именно тут. Едешь или идешь в лесу - кроме деревьев и ручьев ничего не видишь. Как вдруг, дорога поворачивает и открывается потрясающий, даже эпичный вид на горные пики. Красота! Каждый раз я жду этого момента - того самого поворота, и каждый раз вижу совершенно иную картинку: то горы встречают меня жарким солнцем, то моросящим дождем. А иногда, вообще не хотят показывать мне свой могущественный вид.

Резкий толчок. Стоп. Приехали. А ну гони по 300 рублей за проезд!

Под ногами зашуршала сухая глина, ломающаяся под плотной подошвой кроссовок. Обгоняя туриста за туристом мы очень быстро развивали темп и становились все ближе к нашей цели. Да, кстати, дойти мы сегодня решили чуть дальше приюта "Высокогорный".

Дорога вела вниз с горы в долину реки Казыр - очень популярное место у сплавщиков с серьезными порогами и бурным потоком. В категориях я не разбираюсь, но слышал, что река с очень суровым характером. Небо серое, маршрут знакомый, уже много раз отснятый. Камеру доставать не стал. Хотелось побыстрее дойти до Золотой долины.

Через пару километров сухая дорога резко сменилась жуткой грязью и я тут же в ней уделался и промочил кроссовки.

День проходил очень неторопливо, под ногами хлюпает грязь, все больше набиваясь в обувь и прилипая к ногам. Один раз остановились возле приюта "Куприяновская поляна", чтобы перекусить, слегка отдохнуть и поболтать с приютчиком.

Кузнецкий Алатау, Киргизия // anton-franchuk.livejournal.com/

Через пару часов мы были на Высокогорном. В приюте отвисали еще несколько туристов, возвращавшихся назад с озера Харлыголь. Мы подошли к ним и поинтересовались откуда они и куда идут. Пока разговоры разговаривали меня ужалила оса и пошел дождь. Горы заволокло тучами... Ну вот приплыли...

// anton-franchuk.livejournal.com/

Дождь становился сильнее. Решили будем ночевать здесь. Я начал свыкаться с этой мыслью и моя лень говорила, что ночевать нужно тут. Но природа нас миловала и дождь перестал лить, погода стала улучшаться. До темноты было еще далеко, поэтому надо было идти дальше до заброшенного приюта на ручье "Рамазин". Это даже и не приют вовсе, а просто старая баня, которую туристы использую в своих нуждах.

Вокруг никого небыло, хотя висящая на веревках футболка свидетельствовала, что люди тут были, совсем недавно. Погода тем временем радовала еще больше, небо стало ясным и чистым. Забурившись в баню, мы разожгли печку, но так чтобы не превратить наше спальное место в парилку. Приготовили поесть и пошли спать. Честно говоря, за день немного устали - темп был очень бодрым.

День второй

Утро второго дня встречало нас ласковым солнцем и приятной утреней прохладой. В дорогу сварили овсяной каши с черничным джемом, предварительно плотно подкрепившись.

Эх! Надо было идти снимать звезды - как выяснилось утром. Если бы не лень, и своевременный осмотра окрестностей вчера вечером - поднимись я чуть выше - увидел бы прекрасный вид на горы и снял бы красивый ночной пейзаж.

Визуально до Караташа было рукой подать, пару часов и дойдем. В целом все так и вышло, до перевала мы дошли очень быстро. Под подъемом мы еще разок подкрепились кашей с черничным джемом, заедая ее растущей вокруг черникой)). И полезли на верх. Да, кстати, так уж вышло, что у нас с собой были разные джемы со вкусами растущих тут ягод - черники и брусники.

// anton-franchuk.livejournal.com/

Поднявшись наверх, все мои ожидания, были тут же оправданы. Горная тундра, раскинувшаяся на вершине перевала, уже успела переодеться в осенний наряд. Вокруг горы покрыты снежниками. Ощущения будто попал куда-то на север в район Кольского полуострова. Полный восторг!

Полюбовавшись красотами, мы двинулись через перевал к озеру Хунухузух, где планировали разбить лагерь. Несколько метров, и вот мы в Золотой долине. Сверху мы увидели озеро, побросали рюкзаки и побежали к нему поближе. Подходим к краю обрыва и наслаждаемся пейзажем.

// anton-franchuk.livejournal.com/

Стали спускаться к озеру. Казалось, что еще 20 минут и будем на месте. Но рано было радоваться...

Первую часть спуска мы преодолели очень успешно. Но после крутой тропы мы вышли к небольшому куруму. Повсюду виднелись пирамидки из камней, указывающие нам куда идти и казалось, что проблем и дальше не будет. Через какое-то время, мы потеряли последовательность пирамидок и вышли к ручью, стекающему прямо в озеро. Шли, казалось, правильно, но тропы совсем не было видно. Ну и ладно. Что мы слепые что ли? И так дойдем.

// anton-franchuk.livejournal.com/

Переправились через ручей и вышли к небольшому ступенчатому отвесу, под которым лежал большой снежник. Лезть по скале мы не решились - не было видно куда наступать. Решили пройти чуть дальше и обойти скалу, спустившись прямо на снежник. А вот тут начинается приключение дня. Только я ступил на снег, как тут же понял, что еще движение - я поскользнусь и улечу в озеро. Кроссовки страшно скользили. Пришлось лезть обратно и искать путь как обойти снежник.

На первый взгляд казалось, не далеко от нас было, что-то вроде тропы ведущей вокруг. Мы подошли к ней, что бы осмотреть. Хм, да вроде тропа, ну полезли.

Ну вот и нафига? Что бы там не было, но оно быстро кончилось и начался просто курум, уходящий прямо к зарослям карликовой Ольхи на берегу озера. Ну все - 500 метров и на месте. Но и опять не тут-то было. Спустившись по курумнику, мы подошли к плотным зарослям кустов Ольхи. Тропы не было видно, и искать не хотелось. Начали продирать через густые ветки. Хорошо, что нам повезло и через заросли мы вышли к нормальной тропе. Лезть в саму гущу, оказалось не самой лучшей затеей.

// anton-franchuk.livejournal.com/

Пришли, день в самом разгаре. Отдыхаем, ставим палатку и готовим еду.

Пошли смотреть окрестности - красота! Пошли к озеру. В воде плавали сотни мальков хариуса.. ну может и не его, поправьте если ошибаюсь.

// anton-franchuk.livejournal.com/

Небо чисто, не единой тучки. Стало смеркаться. Мы заготовили дров на ночь, налил себе чай и стали ждать звезды.

Древний шаманский ритуал по вызову тролля горного озера. Ну и конечно же для чистого неба.

// anton-franchuk.livejournal.com/

Дождались! Глаза просто разбегались - все небо сверкало. Костер приятно грел тело. Было очень спокойно и тихо. Только затвор камеры, работающей в автоматическом режиме, то и дело нарушал тишину.

Слышал я выражение или картинку видел - отель тысячи звезд. И правда, маленький но чертовски хорош. Спокойной ночи.

День третий

Утром погода заметно испортилась, из-за Караташа на встречу нам плыли густые облака, а озерная гладь была нарушена ветром.

// anton-franchuk.livejournal.com/

Стали думать, что делать. В голове, да и на слуху были пессимистические мыслишки. Ну до Золотой дошли, озеро посмотрели, пойдем домой, а вдруг дождь, мокнуть не охота. Ну пойдем. Собрались и пошли домой... Кстати на фотографии выше, тот самый ручей перед озером, который мы перешли и попали к леднику.

Но, домой мы все же не пошли!

Поднялись обратно на перевал. Кстати дорога на верх оказалась на много лучше, мы просто не увидели тропу.

По верхушкам гор медленно плыли тучи. Дул сильный ветер. Вид впечатлял своей эпичностью. Внутри все защемило, домой идти точно нельзя. Ну что мы зря приехали, надо идти дальше. Собрались и пошли в сторону перевала НГПИ.

// anton-franchuk.livejournal.com/

Шли очень размеренно, все время подходили к разным обрывам и скалам, что бы увидеть все с новых ракурсов. Я был очень рад, что мы пошли дальше. Все мои эстетические чувства были полностью удовлетворенны. Я просто шел и наслаждался природой.

Поднялись на перевал НГПИ, начался дождь. Погода совсем испортилась.

// anton-franchuk.livejournal.com/

Любуемся красотами и решаем куда же пойти, дождь потихоньку накрапывает. На верхнем снимке, справа есть большое озеро, называется оно Харлыголь, решили идти к нему.

Спускаемся по крупному курумнику. Без приключений опять не обошлось...

Спуск с перевала был довольно крутым - вдоль тропы раскинулся большой снежник, то и дело закрывающий тропу. Пару раз пришлось перелезать через него по скале. Несколько раз потеряли тропу и вышли к внушительного размера курумнику и валунам по которым пришлось изрядно поскакать и потратить силы. Саша был в восторге, не знаю почему, но он хотел именно такие огромные валуны и камни.

// anton-franchuk.livejournal.com/

Проходим еще один поворот тропы и тут же забываем о озере Харлыголь. Перед нами было маленькое горное озеро находившееся в цирке горы. Мы полностью увлеклись им и дружно побежали к нему. Днем красивых снимков сделать не удались, небо было абсолютно серым и невзрачным. Но, несмотря на это, было очень круто и красиво.

На берегу озера выбрали место для ночевки, поставили палатку и насобирали немного сухих веток для костра. Гуляем вокруг озера и смотрим окрестности.

Я периодически посматривал на небо, с надеждой, что разъяснится. И вдруг в небе появились просветы и показалось голубое небо. Я с облегчением вздохнул. Ну все нам повезло, будут звезды и маршрут продолжится.

Кузнецкий Алатау, Киргизия // anton-franchuk.livejournal.com/

Близился закат. За горизонтом еще висели небольшие тучки, но я был уверен, что все обошлось. Ждем ночь. Стало темнеть. Я делал последнюю серию кадров и собирался идти к палатке выпить чаю, как вдруг начался сильный ветер, а из-за гор прямо на нас начали опускаться тучи. Резко все почернело...

Облом...

Стало заметно холоднее, догорали последние угольки в костре, по лицу ударяли редкие капли дождя. Пошли спать, залезли в палатку и плотно укутались в свои спальники.

Ночь была очень не спокойно, палатку очень сильно штормило ветром, а дождь интенсивно барабанил по тенту.

День четвертый

Сразу хочу предупредить - фотографий больше не будет - было не до них.

Вторую часть ночи, я так и не смог уснуть, дождь и ветер не дали.

На часах около 8 утра, в теле еще вчерашняя усталость, холодно. Выглядываю из палатки - видимость почти нулевая. Быстро прикинули как быть. Рассиживаться не будем, пойдем назад. Хорошая погода будет не скоро, возможно только через пару дней.

Собрав все силы в кучу, вылазим из палатки, вокруг сырость и дождь. Видимость слегка улучшилась. Собираемся, наспех складываем рюкзаки, ставим себе задачу минимум - дойти до Высокогорного. Задача максимум дойти до приюта Алгуй, он находится в самом начале тропы, там где нас высадили из машины.

Лезем на перевал НГПИ, верхушку не видно из-за облаков - идет мелка морось.

Вроде все - поднялись. Видимость нулевая, идем по приборам) Проходим около сотни метров и понимаем, что совершенно непонятно куда идти. Вокруг только белая пелена тумана. Идем дальше, пытаясь увидеть знакомые образы.

Я насквозь мокрый, ветер дует, мама не горюй. Стало очень даже холодно, а мы все ходим непонятно где. Идем то направо, тоналево, стараясь еще больше не заблудится. Зашли в какие-то заросли мелкого кустарника. Хм... Его вроде не было, смотрю налево, там небольшой бугор из курумника. Точно, этого мы не видели когда шли туда, значит пойдем через бугор, вероятно тропа там.

Еще не успел я подняться на бугорок, как сильным порывом ветра меня ставит на колени. Пессимизма тут же поприбавилось, но паниковать не время. С горем пополам перелазим через бугор и идем вдоль него.

Саша говорит, пойдем налево, выйдем к обрыву над Хунухузухом и оттуда сориентируемся. А я все смотрю в туман, образы разглядываю.

Взгляд скользнул по чему-то странному, не естественному. Стой говорю я Сашей, дай схожу проверю. Подхожу ближе и вижу пирамидку из камей, а рядом тропа.

Радостно кричу!

Вера в себя выросла до невероятных высот. Мы тут же очень быстро побежали по идущей в низ тропе. Я начал согреваться. Идем очень быстро, спотыкаемся, но идем.

Спустились ниже уровня облаков, передышка перед длинным переходом.

Подходим к заброшенной бане на ручье Рамазин, на встречу к нам вышли несколько человек. Сразу же начались расспросы, кто откуда и куда. Стоим под старой беседкой, достаем сало и хлеб, быстрой перекус и снова в путь. Делимся своим планом дойти до Алгуя, нам не верят, говорят не успеем дойти.

Снова бежим, все мокрые и в грязи. Встречаем еще несколько туристов - не повезло им с погодой. Рюкзак уже начинает давить плечи.

Подошли к Высокогорному, в приюте никого не было, все закрыто, приютчик нам говорил, что уйдет в отпуск. Забрались под навес, подальше от дождя и чтобы перекусить. Сало уже не осталось, доедаем хлеб и черничный джем.

Идем дальше, время около 16.00, до темноты еще далеко, с каждым шагом мы ближе к Куприяновской поляне. Надежды все больше, что успеем дойти до Алгуя.

На Куприяне под навесом сидело несколько мужиков, мы подошли к ним и снова пообщались на тему кто, откуда и куда. Мужики выразили нам свой респект когда узнали сколько мы уже прошли. Поделились с нами салом и угостили вкусным чаем.

Передохнув, собираемся и снова лезем в гору, через перевал Шорский, прямо к Алгую.

Из последних сил поднимаемся наверх, пару километров и мы на месте. Идем к прютчику, спрашиваем есть ли места. Заселяемся в домик.

Дом оказался не пустой, было еще несколько соседей. Мы быстро нашли общие темы для разговора. Нас накормили супом и рассказали разных историй.

Замученные и счастливые мы пошли спать.

День пятый

Меня как-будто в матрац вдавило, шевелится было совсем лень. Ну надо вставать и собираться на электричку.

Мы медленно брели по неплохо накатанной дороге к берегу Томи. По пути встретили оленя. Он стоял на середине дороги и смотрел на нас. А потом, за несколько секунд, он забежал на гору и также неожиданно исчез, как и появился.

Потом сидели на берегу, ждали переправу, а потом и электричку. Хотелось, сегодня же сесть на автобус до Томска, но не было уверенности, что мы успеем купить билеты. Поэтому решили поехать в Междуреченск и купить билеты там, а потом на вечернем автобусе доехать до Новокузнецка и сесть на автобус домой.

На автовокзале оказался только один билет, решили брать, сдать всегда можно. Прибываем в Новокузнецк, на парковке ищем наш автобус, идем к водителю и объясняем ситуацию, что мне места не хватило. Он тут же предложили решение, осталось, только подождать отправления.

Через час мы уже сидели на своих местах и ехали домой, я сидел рядом с водителем, смотрел в окно и считал лис высовывающихся из травы по сторонам от дороги.

Мы дома! Было круто, хочу еще)

anton_franchuk

02.06.23 Aero Nomad Airlines начнет летать из Оша в Сургут
    30.05.23 Aero Nomad Airlines будет выполнять рейсы из Оша в Иркутск
    29.05.23 Aero Nomad Airlines полетит из Оша в Новосибирск
    07.05.23 "Уральские авиалинии" будут совершать рейсы из Екатеринбурга к Иссык-Кулю