В настоящее время Всехсвятский скит представляет собой хозяйственное подворье Святогорской лавры: братия выращивает картофель, зерновые, кормовые травы для скотоводства, растения-медоносы, свеклу, тыкву. Вокруг скита разбит плодовый сад на 600 корней, внизу расположен монастырский огород.
В современном понимании слово "скит" означает небольшое жилище для монахов, находящееся в отдалении от основного монастыря. Жизнь в скитах гораздо строже, чем в монастырях, что выражается в большем келейном правиле, более продолжительных службах и совершенной уединенности от мира.
Поэтому в Святогорский скит Всех святых доступ ограничен. Открыт скит для паломников лишь дважды в году в престольные праздники скита - день Вселенских святых(первое воскресенье после Пятидесятницы) и день Всех святых, в земле русской просиявших (второе воскресенье после Пятидесятницы). Здесь проходит торжественное богослужение, по окончании Литургии совершается крестный ход и для богомольцев поставляется трапеза.
Красивый и мощный забор:
Заглянем во внутрь, что там скрывается, за забором:
Все чисто и ухоженно:
Ягодки:
Вот так выглядит двор через щель в воротах:
Это - Всехсвятский скит, или правильнее - Скит Всех Святых Земли Русской:
Имеется пасека на 70 ульев:
Скит, или по-иному "особножительство", является особой, более строгой, формой монашеской жизни, при которой иноки размещаются "особно" - в отдельных маленьких домиках. По древним установлениям, жилища в скиту должны были располагаться на расстоянии "метания камня", то есть метрах в 40 друг от друга. Церковные службы в скиту совершались только по воскресеньям, в отличие от ежедневных литургий в монастыре. В будни скитяне практически не покидали своих келий. Жизнь скита наиболее соответствовала идеалам древнего отшельничества.
Зрелище конечно необычное:
Вокруг вот такая природа:
Двигаемся дальше. В то место, на чем основано вообще вся суть Святогорского монастыря и тысяч паломников, которые съезжаются сюда. Двигаемся к могиле Иоанна Затворника:
Духовные подвиги святогорского иеросхимонаха Иоанна были известны всей России. Его житие издано отдельной книгой и неоднократно переиздавалось. Этого человека можно назвать первым святым земли Донецкой.
Иоанн Затворник совершал подвиг своего спасения в полном уединении - в затворе. Иеросхимонах Иоанн (в миру - Иван Крюков) родился в Курске в 1795 г. в бедной семье. С детства ему пришлось испытать много несправедливости. Отданный учеником в изразцовую мастерскую Иван на протяжении семи лет был вынужден терпеть побои и издевательства хозяина. Через некоторое время после завершения ученичества он женился, открыл свое изразцовое заведение, а чуть позже - два постоялых двора и трактир. Но было у Ивана Крюкова призвание, он мечтал с ранних лет о монашеском служении. Исполнить свою мечту Иван смог только в зрелом возрасте, после смерти жены и родителей.
После этого Иоанникий решает принять великую схиму и уйти в затвор.
Великая схима, или образ ангельский, - высшая степень иноческого деяния, очень часто ее сравнивают со смертью при жизни. При постриге в нее монах дает обет полного отречения от мира и всего мирского. Образ ангельский - великая честь для монаха, но требования, которым должен соответствовать принимающий великую схиму, настолько жесткие, что выдержать пробу способны единицы. Прежде всего будущий схимонах обязан доказать братии, что им движет смирение, а не гордыня.
Трудно было одолеть Иоанникию в первое время ужас одиночества, особенно по ночам. Но он привык и затем перебрался в меловую скалу. Настоятель все еще отговаривал его. Стояли холода, печи там не было и устраивать ее не дозволялось, но монах не внял. Наконец, ему разрешили затвориться совсем. Ввели в меловую пещеру - и заперли на замок. В дверях было проделано малое оконце для передачи пищи и пития.
Холод стоял там, как в леднике. Узкая щель в наружу - тьмы не разгоняла. В щели только брезжил свет, не озарявший кельи. Гроб, а в гробу немного соломы - вот все, что дали с собой затворнику. Он удвоил вес вериг и, измаривая себя, делал в сутки по семисот поклонов земных, по сто поясных, молитв Иисусовых произносил по тысяче, столько же Богородичных. Так прошел целый год безвыходного пребывания в затворе, самый трудный год, потому что тело заточника еще только привыкало к сырости и холоду.
Утомленный ложился он в свой гроб - и вновь подымался от озноба. Сырость стояла такая, что одежда и белье более месяца не выдерживали, истлевали и распадались. Пробовали его испытывать - выводили на свет, приказывали остаться, но Иоанникий неизменно уходил назад. Так прошло еще шесть месяцев, по истечении которых его постригли в схиму и опять назвали Иоанном, разрешили приобщаться два раза в месяц, а в посты еженедельно". Семнадцать лет иеросхимонах Иоанн, вплоть до своей смерти в 1867 г., провел в затворе. Не так давно Иоанн Затворник был канонизирован, его мощи находятся в Успенском соборе, а могила - место паломничества.
А вокруг непроходимый лес:
14/01/2014