Страницы: 1
Когда мне говорят: "Что там смотреть - это ведь просто развалины?", я искренне удивляюсь. Такие люди определённо не понимают, что если смотреть на камни, то увидишь лишь камни. А чтобы увидеть больше, нужно смотреть сквозь них. Вглядитесь! Перед вами свидетельства былой славы великого города. Оживите своим воображением эти безмолвные ныне руины. Представьте, как раздаются здесь людские голоса, как молятся монахи, как звенит по камню стило скульптора, вырубающего очередную статую Будды. Услышьте крики торговцев в порту, грозные оклики армейских командиров, рёв боевых слонов, нежный женский голос, поющий колыбельную на закате. Цикады, сверчки, шелест листьев во время дождя. Это никуда не делось. Всё это есть. Просто находится в другом времени - всего несколько веков отделяют нас от этого живого города, как потом, через пять сотен лет, наши города и мы будем отделены от потомков.
А началось всё с амбиций. Любая история любого королевства, мне кажется, начинается именно с амбициозного лидера. В историю Таиланда основатель Аюттаи войдёт как король Утонг или Рама Тибоди I. В хрониках он упоминается как "король Утонг", что явно обозначает не его имя, а место, откуда он пришёл. Утонгом назывался город, располагавшийся западнее Аюттаи. Дело в том, что в традиции тайцев считалось невежливым называть короля по имени, поэтому часто использовались эвфемизмы, обозначавшие регалии и титулы правителя. Поэтому правильнее было бы говорить не "король Утонг", а "король Утонга", так же, как, например, "король Франции". Впрочем, это лишь моя догадка.
О жизни первого короля Аюттаи до основания им столицы мало что известно. В то время тайцы не имели единого государства, существовало несколько раздробленных княжеств, частично тайских, частично кхмерских и монских, которые постоянно вели междоусобные войны. Учёные полагают, что предыдущий король Утонга не имел сыновей от главной жены, а потому его земли унаследовал его зять - принц не по крови, но по родству, который обошёл в очереди на престол родных сыновей короля от младших жён. Происхождение будущего короля Аюттаи потеряно в тумане времени, некоторые учёные считают, что он был кхмерских кровей или монских, кто-то говорит о китайских корнях и близости ко двору Чиангмая, кто-то предполагает его родство с двором соседнего княжества Лаво. Теперь уже и не разобрать. Доподлинно известно другое.
Тесть, заслуженно прослывший великим полководцем, сумел завоевать изрядное количество земли и создать сильную армию, которая перешла по наследству его зятю. Тот тоже проявил себя талантливым военачальником. Преумножив родовые земли, принц, в какой-то момент, покинул Утонг и вместе со всем двором двинулся на восток, основав там новую столицу. История не сохранила причин этого поступка, но наиболее очевидным мотивом видится эпидемия какой-нибудь смертельной болезни (возможно оспы), которая погубила старую столицу - Утонг.
Новый город решили построить на острове, образованном слияниям трёх рек. Такое месторасположение обеспечивало стратегически выгодную оборонную позицию с одной стороны и создавало предпосылки для развития морской торговли - с другой. Кроме того, окрестные земли представляли собой заливные луга и были весьма плодородны.
Сам город не был воздвигнут на пустом месте. На острове находился пришедший в упадок порт, называвшийся "Айодхья Си Раам Тхеп Након", что можно приблизительно перевести как "Айодхья - Ангельский город Благословенного Рамы". Действительно, согласно преданию, герой индуистского эпоса "Рамаяна" - Рама - родился в индийском городе Айодхья. Тот факт, что тайский порт назывался этим именем, говорит о значительном в то время влиянии индуизма в данном регионе.
В интернете существует довольно распространённое заблуждение, что якобы вначале город назывался Айодхья в честь родного города Рамы, а потом король Наресуан Великий, после своей победы над бирманцами, переименовал его в Аюттая, что означает "непобедимый город". На самом же деле название "Айодхья" с самого начала происходит от санскритского корня "йодх" - "воевать" и переводится как "непобедимый". Так что процесс превращения "Айодхья - Аюттая" чисто фонетический, нежели смысловой.
Основанием города считается 1350 год н.э. и вместе с этим событием прекращается период национальной раздробленности тайцев и возникает государство, которое на протяжении последующих четырёх веков определяло судьбы народов Индокитайского полуострова. Забегая вперёд, скажу, что Фортуна в данном случае иронично улыбнулась и в 1767 году бирманские войска стёрли с лица земли Непобедимый город.
А ещё через почти что два с половиной века небольшая группа людей, именующая себя "Весёлые Гуавки", бродила среди живописных развалин некогда великой столицы и издавала нестройные звуки, выражавшие крайнее восхищение. К сожалению, у нас не было времени изучить весь город целиком - на это понадобилось бы несколько дней напряжённой ходьбы. Поэтому пришлось ограничиться несколькими колоритными локациями.
Начать хотелось бы с Ват-Махатхат. Этот храм на протяжении всей истории был сердцем тайского царства. Сейчас он известен большинству туристов своей знаменитой головой Будды, оплетённой корнями дерева. Практически у любого туриста, побывавшего в Аюттае, имеется подобное фото, ставшее чуть ли не визитной карточкой этого места.
Я не силён в тайском, а наш гид был не силён в русском, но из того, что я понял, название этого комплекса можно перевести как "храм Великой Реликвии". Он был основан в четырнадцатом веке и является практически ровесником столицы. С момента его основания и на протяжении четырёх веков он был местом резиденции патриарха сангхи - буддийской общины тайского царства.
В 1956 году археологи обнаружили следы незаконных раскопок в главном пранге - центральной башне храма. К счастью, искатели сокровищ не успели разрыть старинный склеп, в котором учёные нашли реликварий - семь маленьких ступ, вложенных одна в другую, наподобие матрёшки. В последней находились драгоценности. Очевидно, считалось, что они имеют прямое отношение к Будде - ибо главный храм всегда воздвигается над значимой реликвией. Я не смог найти точного описания, что именно содержалось в реликварии, формулировка "реликвии Будды" довольно-таки размыта, и оставляет лишь догадываться, что, скорее всего, это частичка его праха. Храм этот один раз рушился в Средние века, но был восстановлен. Во время разрушения Аюттаи бирманцы подожгли Ват-Махатхат, и тот сильно пострадал при пожаре. После того, как Аюттая была оставлена, здание храма ветшало, пока в 1904 году не обвалилось. Ныне лишь груда старых кирпичей напоминает о былой славе некогда величественного храма. Мне представлялось, как патриархи древности наставляли здесь младших монахов, как совершались ритуалы и религиозные церемонии, как шлёпали по камням босые ноги послушников. Когда-то жил здесь и мастер, что высек статую Будды, не предполагая даже, что она будет обезглавлена, и корни дерева оплетут слетевшую с плеч каменную голову. И что из сотен разных стран, ещё пока не то что неведомых, но даже не появившихся на планете, будут приезжать миллионы людей, чтобы сделать на память фото с головой его статуи. Как я уже не раз говаривал - судьба порой весьма иронична.
Следующее место, о котором хочется рассказать - Ват-Пра-Си-Санпет (в другом написании Ват-Пхра-Сри-Санпхет). Для Аюттаи это место было тем, чем сейчас является для тайцев Королевский дворец и примыкающий к нему храм Изумрудного Будды. Сам дворец начал строить первый король Аюттаи - Рама Тибоди I. Позднее рядом возвели часовни для личных религиозных церемоний королевской семьи. Территория дворца росла, рос вместе с этим и храмовый комплекс. Каждый новый монарх обязательно пристраивал дополнительные культовые сооружения, так что уже в шестнадцатом веке храм достиг кульминации своего архитектурного развития.
Центром ансамбля являются, безусловно, три чеди, выполненные в ланкийском стиле. К счастью они уцелели во время бирманского нашествия. Предполагается, что именно тут игрались королевские свадьбы. И можно вообразить монархов, одетых в парадные одеяния, и их счастливых невест, которые выходили на церемонию, осознавая, что становятся королевами целой страны. Били барабаны, играли флейты, и неистово заливалась Верка Сердючка со своим "Хорошо! Всё будет хорошо!"
Ещё одним примечательным местом является храмовый комплекс Чайваттанарам (Ват-Чайваттанарам). От момента основания Аюттаи его отделяет примерно триста лет. Храм построен королём Прасат Тонгом на землях, принадлежавших его матери. Считается, что в одной из ступ храма захоронен её прах. Примечательно, что мать Прасат Тонга умерла, когда тот ещё не стал королём, а был вельможей в чине, соответствующем министру обороны. Однако уже тогда наметились предпосылки узурпации власти. Несмотря на существующий этикет, посмертная церемония кремации тела матери министра проводилась с почестями, которые оказывались только королевским особам. Молодой король, правивший к тому времени всего два года, выразил сильнейшее негодование по поводу оскорбления старинных обычаев. Опасаясь, что король отомстит за проявленное непочтение, Прасат Тонг со сторонниками напал на дворец и перебил стражу. Король бежал, но был пойман и казнён вместе со своей матерью. Так началось кровавое восхождение к трону будущего основателя новой династии.
Если же отвлечься от истории и поговорить о храме, то можно отметить несколько примечательных деталей. Первое, что бросается в глаза - храм выполнен в кхмерском стиле. Центром комплекса является пранг высотой около тридцати пяти метров, который олицетворяет собой мифическую гору Меру. По углам основания расположены четыре ступы, символизирующие континенты мирового океана. На одном из них, по представлению тайцев того времени, обитают люди. Квадратный периметр храма образовывала крытая галерея и восемь капелл, выполненных в виде чеди (четыре по углам и четыре посередине сторон периметра) - всё вместе это обозначало Железные Горы, ограждающие мировой океан. По периметру также расположились каменные статуи Будды, общим числом - сто двадцать. Большинство из них обезглавлены, есть версия, что внутрь статуй часто помещали драгоценности, и захватчики искали, чем поживиться.
Когда-то эти ныне опустевшие руины были полны жизни и красок. Внутренний интерьер капелл украшали яркие фрески, статуи были покрыты чёрным лаком и золотом. Стены поражали глаз искусными рельефами, изображавшими сцены из жизни Будды Шакьямуни. Побродив ещё немного по территории храма, мы отправились дальше. Примечательно, что на другом берегу реки находится одна из резиденций королевской семьи. Всё просто, со вкусом, а главное - открыто. Никаких автоматчиков, охраны и заборов. Совершенно понятно, что королю нечего скрывать от своих подопечных.
Когда мы уехали из Аюттаи, то через полчаса я обнаружил, что забыл свой рюкзак на лавочке, а вместе с ним и фотоаппарат со сменными объективами (было невыносимо тревожно - остаться без фотика в первый же день поездки). Мы тут же повернули обратно, и гид всю дорогу молился Будде, чтобы тот помог и рюкзак никуда не делся. Пока мы ехали, добрый Будда поотбивал руки всем окрестным ворам грязные мысли у всех людей, находившихся рядом с моим рюкзаком и, как вы можете догадаться (раз уж пост с фотографиями появился), все мои вещи терпеливо дождались меня там, где я их оставил.
Этим очерком я заканчиваю описывать наш первый день пребывания в Таиланде. После Аюттаи мы погрузились в автобус и двинулись на север. Впереди нас ждал Чианг-Май и много всякого интересного, но об этом в другой раз.
27/11/2013
Страницы: 1