Это был последний храм, который мы посетили в рамках нашей небольшой экскурсии по Бангкоку. В прошлых очерках я уже рассказал об устройстве буддистских храмов и о буддизме тоже немного рассказал. Так что у этого очерка никакой особой смысловой нагрузки не будет. Просто несколько фотографий и личные впечатления.
Гид повёл нас от Вата По какими-то улочками и мы впервые окунулись в суету мирских дел Бангкока. До этого мы просто подъезжали на автобусе к очередному храму и ходили по территории храмовых комплексов, соприкасаясь с городом только через оконные стёкла автобуса, словно космонавты, наблюдавшие сквозь иллюминаторы посадочной капсулы за пейзажами неизвестной планеты. И вот, наконец, терпеливо дождавшись, когда "исследователи" покинут корабль, город всей своей мощью обрушился на нас. Все наши органы чувств буквально захлестнуло шквалом впечатлений.
Гид повёл нас от Вата По какими-то улочками и мы впервые окунулись в суету мирских дел Бангкока. До этого мы просто подъезжали на автобусе к очередному храму и ходили по территории храмовых комплексов, соприкасаясь с городом только через оконные стёкла автобуса, словно космонавты, наблюдавшие сквозь иллюминаторы посадочной капсулы за пейзажами неизвестной планеты. И вот, наконец, терпеливо дождавшись, когда "исследователи" покинут корабль, город всей своей мощью обрушился на нас. Все наши органы чувств буквально захлестнуло шквалом впечатлений.Мы шли к парому, так как интересовавший нас Ват Арун (храм Зари) находился на другом берегу реки Чаупхрая (произносится "чаопрая"). Путь наш пролегал сквозь торговые ряды возникшие, очевидно, дабы обсуживать туристов, как местных, так и приезжих, судя по ассортименту предлагаемых товаров. Вокруг сновали тайцы, что-то продавали, что-то покупали, что-то предлагали нам. В основном, конечно, еду и сувениры. Наш гид, Санья, посоветовал нам не отвлекаться, сказав, что это не лучшее место для покупки сувениров. Что касается еды - большую часть предлагаемых закусок я просто не смог идентифицировать. Решив не испытывать судьбу, мы просто игнорировали призывные возгласы торговцев и ароматы готовящейся пищи.Когда мы вышли к реке, то нам открылся красивый вид на город и храм Зари, стоявший на другом берегу. Прямо у пристани располагались кафе, где можно было перекусить с видом на реку. Но неумолимый график гнал нас вперёд - и мы погрузились на паром.
Пока мы плыли, я обратил внимание, что в мутных водах реки плавает много водорослей, а также возле парома часто всплывают сомы, и некоторые туристы кидают им что-нибудь съедобное.
Оказавшись на другом берегу, мы отправились к храму. Думаю, стоит рассказать о нём, и объяснить, чем именно он был мне интересен. Прежде всего, своей архитектурой, конечно же. В отличие от уже виденных нами "чеди", ступ возведённых в тайском и ланкийском стилях, основная ступа Вата Арун - "пранг" - ступа кхмерского типа. Вокруг основной чеди возведены ступы-спутники поменьше. Я не уверен на 100%, но могу предположить, что основная ступа символизирует мифическую гору Меру, а четыре "младшие ступы" - материки мирового океана (согласно религиозным воззрениям тех лет), что свойственно кхмерской архитектуре.
До постройки нынешнего храма на его месте существовал более древний храм - Ват Макок, упоминания о котором известны ещё в XVII веке. Храм был расположен неподалёку от деревушки Банг Макок, куда после падения Аюттаи будущий король Таксин перенёс свою столицу. ("Макок", кстати, обозначает фрукт момбин, напоминающий немного сливу, а "банг" - "деревня").
Таксин переименовал Ват Макок в Ват Чаенг, и сделал храм домом главной реликвии тайцев - скульптуры Изумрудного Будды. Там она и оставалась, пока правители новой династии Чакри не перевели столицу на другой берег и не построили там Ват Пра Кео - Храм Изумрудного Будды.
Главный пранг был построен уже во времена правления короля Рамы II, а целиком храмовый комплекс был завершён только при Раме IV. Последним его названием стало Ват Арун, что обозначает "храм Аруны". Аруна - в индуизме Бог Зари, колесничий Сурьи, Бога Солнца.
Примечательно, что стены храма украшены битыми фарфоровыми тарелками. Гид сказал, что битый фарфор использовали в качестве балласта торговые корабли, возвращавшиеся из Китая. Предприимчивые же монахи нашли балласту художественное применение. И вот сейчас мы видим то, как из битых тарелок можно сделать один из самых величественных храмов на свете.
Высота главной ступы около восьмидесяти метров. Наш гид подзадорил нас, сказав, что нужно подняться наверх и сосчитать ступени. И, якобы, будет нам счастье. Мы вроде опытные старые обезьяны, а почему-то поверили этим небылицам и ринулись штурмовать храм. В начале было не страшно. Потом немного всё-таки страшно. Потом я терпел, и к концу подъёма натерпелся довольно много страху. Ко всему прочему я ведь боюсь высоты. Ступеньки я исправно сосчитал, но моя память впоследствии стёрла эту цифру вместе с картинами пережитого ужаса.
Ступеньки оказались крутыми и очень узкими, мой лапоть 42-го размера помещался ровно наполовину. Как обычно подниматься было не так страшно, зато спуск с высоты 30-го этажа по почти отвесной лестнице - это нечто. Открывшиеся сверху виды частично компенсировали мои переживания.
Сделав несколько кадров на прощание, мы отправились дальше. Впереди нас ждала Аюттая, и мы в предвкушении погрузились в автобус.
10/11/2013 12:00
Материалы по теме
- Страны: Таиланд
- Города: Бангкок
- Фоторепортаж: Храмы Бангкока. Wat Tramit, Holy Rosary Church, Wat Benchamabophit, Wat Suthat, Wat Ratchanatda., 23.08.2013
- Фоторепортаж: Храмы Бангкока: Wat Pho, 21.07.2013
Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.