Да простят меня коломчане и коломчанки: слово "провинция" здесь звучит в самом лучшем смысле.
По столичным меркам, Коломна недалеко: два с половиной часа электричкой с Казанского вокзала, а экспрессом и того скорее - меньше двух. Можно съездить одним днём, а можно и заночевать, что гораздо более располагает к неспешным прогулкам.
Собственно, смотреть в Коломне сто́ит старую часть города, где кремль (контур Старой Коломны на карте весьма условный). Соответственно, и ехать не до конца (то есть станции Голутвин), а выйти одной остановкой раньше - на платформе Коломна. Оттуда просто прогуляться пешком, наслаждаясь утренней тишиной и дровяным дымком.
Поначалу никаких особых красот не встречается.
Но ближе к центру являются дома побогаче - каменные, в два этажа.
В этом лабазе помещается чуть ли не отделение милиции.
Лучший дворик ничем таким не впечатляет.
Мы поначалу аж забеспокоились: нигде не видно тротуарной плитки, производство и укладка которой, как известно, является традиционным семейным промыслом российских градоначальников от Калининграда до Камчатки. Но, дойдя до сквера имени Зайцева, успокоились: всё в порядке, вот она, родимая, и таджики-укладчики тут как тут, трудятся. Значит, есть в Коломне власть - крепкая, хозяйственная!
Правее идёт улица Зайцева. Здесь, в доме № 15, расположена широко известная тонким ценителям рюмочная, с посещения которой и рекомендуется начинать тесное знакомство со Старой Коломной. Ничто так не способствует восприятию старины, как вовремя опрокинутые утренние пятьдесят грамм с закуской, не слишком обильной, дабы не отягощать организм и не притуплять чувств. Репортаж изнутри рюмочной - в отдельном особом приложении в конце поста, которое посвящёно коломенскому общепиту.
Площадь Двух Революций.
И непременный Вождь. Кстати, Вождь в Коломне маленький, даже какой-то плюгавый.
А вот кремль - большой, мощный. Площадью он превосходит кремль нижегородский и лишь немного уступает московскому.
Стена сохранилась далеко не везде. Увы, это работа безжалостного времени и столь же безжалостных местных жителей, растащивших оборонительное сооружение на строительный материал.
Особенность Коломенского кремля: это не просто памятник, но и место жительства некоторых коломчан: внутри кремлёвских стен - изрядно жилых домов. А многие храмы совсем ещё недавно были детскими садами и спортшколами.
Туристов встречает ряженый, которого местные называют городовым.
Крестовоздвиженский собор Брусенского монастыря.
Улица Лажечникова - того самого, известного писателя ("Ледяной дом", "Последний Новик"), происходившего из семьи коломенских купцов. Кстати, он Лаже́чников.
Внутри стен Брусенского монастыря.
Успенская церковь. Построена в одно время с самим монастырём - в честь взятия Казани.
Улицы своей шириной сделали бы честь любой европейской столице.
02/11/2013