Страницы: 1 2
Сегодня мы достигнем цели нашего путешествия - горного плато Эннеди, посетим жилища и изучим творчество первобытных людей, познакомимся с Каменным Слоном и другими живописными арками, созданными ветрами Сахары.
В окрестностях нашего лагеря были видны первые предвестники скорого появления массива Эннеди. Огромные валуны, предположительно гранита, покрывали совсем небольшую площадь, лишь на пару метров возвышаясь над уровнем песка. Подобно вершинам айсбергов их видимая часть была несравнимо меньше того, что уходило глубоко под землю. Это были своего рода островки, за которыми в скором времени должен был показаться и сам материк.
На этот раз мы выехали в начале восьмого. Ближайший город Фада, столица одноименного региона Эннеди, находился всего в 180 километрах отсюда, но, учитывая качество дороги, на покорение этого на первый взгляд небольшого отрезка мог уйти не один день. Всему виной даже не песок, а непригодная для езды каменистая почва. Часто приходилось совсем сбрасывать скорость и долго трястись по камням, заботливо очищенным пустынным ветром от песка. Пару раз переезжали высохшие русла рек, и клочки саванны. В одном месте неожиданно повстречали цезарок. Мелким животным здесь раздолье, хищников нет и кроме людей им по сути ничего не угрожает, разве что шакалы. А ведь еще не так давно здесь можно было встретить пустынного льва (последний раз это исчезнувшее животное было замечено в 1940 году).
На горизонте показались первые горы массива Эннеди.
Ветер поднял в воздух мелкую песочную пыль, от чего горы оказались окутаны легким "туманом".
По дороге Омар встретил родственника, двигавшегося навстречу на джипе. Быть свидетелем разговора двух местных очень интересно. Их диалог это своеобразная скороговорка, в которой каждую новую строку проговаривают по очереди. Все это лепетание короткими фразами вообще не содержит пауз, и если рэп изобрели черные, то его истоки теряются как раз в культуре приветствия кочевников Сахары.
- Как дела?
- Хорошо.
- Как сам?
- Хорошо.
- Как дома?
- Хорошо.
- Как жена?
- Хорошо.
- Как вторая жена?
- Хорошо.
- Как первый ребенок от первой жены?
- Хорошо.
- Как мама?
- Хорошо.
- Как верблюды?
- Хорошо.
И так далее до бесконечности, причем, чем уважительнее отношение к опрашиваемому, тем больше вопросов будет задано. Ну и само собой, что где-то в середине этого акта роли меняются и вопросы начинают сыпаться в противоположную сторону.
Вскоре показались горы Теркей - окраина плато Эннеди.
Мы сделали первую остановку, и Омар повел показывать наскальные рисунки. Петроглифам 3000 лет, они повсеместно встречаются на тысячи километров вокруг, севернее в горах Тибести и еще севернее в Ливии. Настоящая картинная галерея под открытым небом, созданная первобытными людьми. Сейчас невозможно определить кто из племен, населявших эти места в том далеком прошлом, проявил себя в живописи, слишком неоднородно было население Сахары.
Основной мотив, прослеживающийся практически во всех петроглифах, охота и скотоводство. Древние художники тщательно выводили коров и быков, всадников с копьями и пастухов. Если оглянуться, то становится не понятно, где стада домашнего скота паслись в то время, если вокруг лишь пески и камни. Невероятно, но несколько тысяч лет назад на месте песка здесь была плодородная земля, возделываемая местными жителями. Потепление и опустынивание началось гораздо позже.
Кто это? Инопланетные гости?
- Красиво, - спросил наш повар.
- Очень, - ответил я.
- Завтра будет еще лучше.
Колодцы и арки:
Мы продолжили движение по краю массива Эннеди. Здешние горы называются Туку, хотя утверждать не берусь - выговариваемые Омаром названия быстро перемешались в голове. Сам же горный массив Эннеди состоит из многих частей, раскинувшихся на сотни квадратных километров вплоть до границы с Суданом.
Увидевшие нас с вершины скалы дети с криком кинулись в сторону дороги. Причудливые плавные формы напомнили песочные замки.
Сфинкс:
В тени массивных скал мы и остановились на обед. Пока Хаме рубил для салата помидоры, мы отправились изучать близлежащие пещеры. Не удивительно, что среди многочисленных осиных гнезд нам попались очередные древние рисунки. Судя по прокопченным сводам пещер, первые люди жили как раз в этих природных квартирах.
Вид из пещеры:
Необычно большой рисунок. К сожалению песчанник быстро разрушается под действием осадков и ветра, в таких условиях петроглифы обречены на медленное, но верное исчезновение.
Здесь горел очаг:
Сейчас в пещерах расплодились осы. Весьма вероятно, что под их гнездами также схоронены рисунки.
Вскоре нас обнаружила местная детвора. Не решаясь подойти, они словно прилипли к скале и восторженно наблюдали за нами со стороны.
Неожиданно прилетел воробей и уселся в панаму одного из участников нашего путешестия, словно это его родное гнездо. Похоже, он никогда не встречался с людьми. Как еще объяснить полное отсутствие страха перед человеком?
Петроглифы:
03/08/2013
Страницы: 1 2