Страницы: 1
Мы отправились на север, и первым городом программы стала Монца. Это фактически пригород Милана - уже в 2015 г. сюда должна пройти красная ветка миланского метро. Ну а в России Монца в основном знакома любителям автоспорта, т.к. здесь проводится Гран-при Италии "Формулы-1"...
Население Монцы - 120 тыс. жителей. Это 4-й город Ломбардии.
Монца имела большое политическое значение в VII в., когда являлась столицей королевства лангобардов.
В городе достаточно много церквей. Одна из них посвящена святым Марии Магдалине и Терезе (1620).
Церковь Санта Мария ин Страда имеет благородный кирпичный фасад. Согласно рукописям строительство церкви началось в 1357 г.
В 1932 г. был открыт памятник павшим Монцы (скульптор - Энрико Панчера). Первоначально он был посвящён 667 жителям Монцы, погибшим в Первой мировой войне. Но затем он стал олицетворять память и о Второй мировой.
В 2011 г. студия "Хелидон Ксикса" украсила Монцу целым рядом композиций с общим названием "Вспышки света в городе".
Сам Хелидон Ксикса (970) по происхождению албанец. А в 90-х годах перебрался в Италию, как и многие его соотечественники.
Монца известна тем, что здесь 29 июля 1900 г. выстрелами из револьвера был убит второй король Италии Умберто I. Убийцей оказался анархист Гаэтано Бреши, который получил пожизненный срок, но покончил с собой (по официальной версии) в тюрьме менее чем через год.
Церковь Санта Мария дели Анжели первоначально была построена в барочном стиле в начале XVII в. А уже в конце XIX в. перестроена в неоготике.
Перед фасадом установлена статуя святого Карло Борромео (1538-84).
Ещё один пример кирпичного зодчества - церковь Святого Петра мученика XIV в. Она посвящена Петру Веронскому, которого убили в 1252 г. по пути из Комо в Милан.
В 1927 г. перед церковью был установлен памятник местному художнику Мозе Бьянки (1840-1904). Работу выполнял друг художника - скульптор Луиджи Секки, но он умер в 1921 г., и памятник доделывал уже его ученик.
Главная культурная достопримечательность Монцы - это Дуомо. Собор посвящен Иоанну Крестителю.
Дуомо был построен в 1300-1681 гг. на месте старой церкви, которую возвели по приказу лангобардской королевы Теоделинды в 595 г.
Слева стоит 79-метровая колокольня, которая была сооружена в 1592-1606 гг.
В соборе хранится Железная корона - корона Лангобардского королевства. По преданию, она содержит гвоздь с распятия Христа. Этой короной короновались и Карл Великий (800), и Наполеон (1805).
Аренгарио - здание старой ратуши Монцы, восходящее ещё к XIII в. В 1330 г. с южной стороны был достроен балкон, с которого зачитывали городские указы.
Рядом стоит, пожалуй, самый известный фонтан Монцы - фонтан Лягушки (1932). Скульптор Аурелио Миструцци изваял обнажённую девочку, которая давит в руке жабу.
Город стоит на реке Ламбро - это левый приток По.
Один из самых известных мостов через Ламбро - мост Львов (1838-40). Его украшают 4 льва из каррарского мрамора, которых выполнил скульптор Антонио Тантардини.
Далее мы нашли туристический офис, чтобы узнать, как добраться до автодрома. Работница подсказала нам автобус и так растрогалась тому факту, что люди приехали посмотреть не гонки, а пустую трассу, что подарила каждому по толстой книжке об истории Гран-при Италии. Для Алекса это был, конечно, лучший сувенир за всю поездку.
По доброй итальянской традиции у водителя не оказалось билетов - поэтому мы поехали бесплатно. О близости автодрома уже указывает название улицы...
Трасса находится внутри огромного парка к северу от центра города. Парк Монцы - один из самых больших во всей Европе, его площадь 688 га.
Нас, как специалистов пустых автодромов, удивил тот факт, что вход на территорию трассы стоит 5 евро.
Длина современного трека - 5,793 км. Но сохранился (правда, в заброшенном состоянии) и старый овал 4,25 км.
Часть старой трассы можно увидеть за поворотом "Параболика".
Последний раз овал использовался в Гран-при Италии 1961 г., который был омрачён самой страшной аварией в "Формуле-1". Автомобиль немецкого гонщика Вольфганга фон Трипса вылетел с трассы - погиб сам пилот и ещё 14 зрителей. С тех пор "Ф-1" на овалах не катается, но лично мне было бы интересно увидеть хотя бы одну такую гонку в календаре. Шанс был, когда Индианаполис вошёл в чемпионат, но там зачем-то построили внутри трека обычную трассу. Кстати, Индианаполис - город-побратим Монцы.
Автодром Монцы был построен в 1922 г. и сразу начал принимать гонки Больших Призов. С 1950 г. Гран-при Италии вошёл в официальный чемпионат "Формулы-1" и с тех пор проводится каждый год. В 1980 г. единственный раз Монцу в календаре заменила Имола.
Больше всех побед здесь одержал Михаэль Шумахер - 5.
14 мая 1945 г. в Монце прошёл военный парад союзников. Танки ехали прямо по стартовой прямой.
Если в Имоле Лёха не смог сфотографироваться на поул-позишн, то в Монце ему удалось заполучить очередной поул.
Монца - самая скоростная трасса "Формылы-1". И она видела много смертей. В 1955 г. погиб 2-кратный чемпион мира Альберто Аскари. В 1970 г. - Йохен Риндт. На момент гибели австриец лидировал в чемпионате и стал единственным посмертным чемпионом. В 1978 г. произошёл завал на старте, в котором шведский гонщик Ронни Петерсон получил переломы ног. Казалось, его жизни ничего не угрожает, но ночью он скончался из-за жировой эмболии.
Ну а кому-то здесь очень везло. Так на последнем круге в 1993 г. Кристиан Фиттипальди задел колесо другого болида, сделал в воздухе мёртвую петлю и спокойно пересёк финишную черту.
Стартовая прямая Монцы нереально длинная - 1320 м! В 2005 г. Х.П. Монтойя на тестах установил здесь скорость 372,6 км/ч!
Прямая заканчивается шиканой "Реттифильо" с самым жёстким торможением в сезоне - с 350 до 80 км/ч.
Я впервые вблизи увидел поребрики.
А это уже пит-лейн - здесь всё должно быть с точностью до миллиметра.
Ну и расскажу о своей истории болельщика "Формулы-1". В школьные годы я был ярым фанатом гонок (болел за "Макларен"), с 1992 по 1996 гг. не пропустил по ТВ ни одного этапа! Если бы мне тогда сказали, что через 15 лет мне "Формула" станет практически безразлична - я бы не поверил! Но так постепенно и произошло. Наверно, в первую очередь изменились мои интересы. Например, появилось увлечение путешествиями. Интересно, что до 23 лет я нигде кроме Москвы и не был (только в Питер в детстве отвезли разок).
Ну и сама "Формула-1" стала объективно менее интересной. В "Спорт-Экспрессе" вместо 1,5 полос ей отводят небольшой кусочек. Статью в "Википедии" писал также мой соратник - "Золотым веком" "Формулы" он называет период 1980-2000 гг. Даже мой компаньон Алексей хоть и смотрит гонки, но соглашается, что нынешняя "Ф-1" с керсами и прочей искусственностью - это пошлятина. Он даже дальше пошёл - называет настоящими гонками 50-70-е гг., когда не было такой коммерции, а люди рисковали жизнью за идею.
Ну а в этот день дальше наши пути с Алексеем разошлись: он решил обойти всю трассу, ну а я отправился на север - к озеру Комо...
25/06/2013
Страницы: 1