лучшее письмо месяца

    Фьюмичино, Сорренто, Неаполь, Сиена, Флоренция, Рим



    Каждый раз, перед поездкой, начитавшись отзывов, даю себе зарок написать о поездке по приезде. И всегда сначала закрутишься, а потом уже и не интересно (лень). Но тут - проявлю характер. Итак, мы ездили по Италии с 12 по 27 сентября 2011г.

    Мы уже были в Италии несколько лет назад. Ехали с организованной экскурсией с севера до Рима. Поэтому сейчас хотелось двинуться южнее. Сначала хотели ехать в Неаполь и Рим. И из Неаполя выдвигаться к морю, на Везувий, Капри и т.д., но потом начитались ужасов про кучи мусора в Неаполе... Попытки выяснить, где кучи есть, а где нет, внятного результата не дали. Поэтому решили забазироваться в Сорренто и оттуда выдвигаться в разные стороны. Позже все же оставили ночь в Неаполе и не промахнулись.

    В процессе разглядывания глобуса решили заехать во Флоренцию (т.к. жене там очень понравилось в прошлый раз) ну и на все остальное время в Рим. Перед Римом решили сдать машину и быть там пешеходами. Таков был план. Так, в общем и было.

    Фьюмичино

    Прилетели мы поздним вечером в 22-00. (Всегда так. Сэкономишь 3 000р. на билете, а потом ходишь ночью и думаешь: "Я бы 3 500р. отдал, был бы только день"). Пока получили багаж, пошли брать машину - уже ночь. Машину всегда бронирую на www.autoeurope.ie и всегда там дешевле (как то в Израиле нам вообще ее долго не давали и все куда-то звонили со словами, что таких цен вообще не бывает. Но все-таки отдали). Если будете бронировать там, не забудьте указать, что вы гражданин Ирландии. Им всегда дешевле, чем россиянам. У нас и модернизация и нанотехнологии, а у них только холодное море. Вот им и послабление. Наверное.

    Заказывал я какой-то Фиат, а получил LANCIA Musa. Вполне автомобиль. В Италии таких много. Машину выбирал кроме прочих параметров и по франшизе. Уж больно много начитался я рассказов, как ездят на юге Италии. Выходило, что правил движения никто не соблюдает. Все постоянно бьются на дорогах и парковках. И ехал с уверенностью, что обобьют мне машину как крутое яйцо. Только бы жить остаться. Но об итальянской езде позже. Сравнение цен показало, что выбрав машину в чуть более дорогой компании, не платишь за дополнительного водителя и франшиза меньше. Так что не все что дороже - дорого.

    Взяли мы с собой международные права. Пару лет назад, когда собирались в Латвию, гордые латыши не удовлетворились нашими правами, а попросили сделать международные. Потратив кучу времени и немного денег, я стал обладателем небольшой брошюры грязно бежевого цвета с моим фото (в такую бумагу, инкрустированную редкими опилками, в моем советском детстве ловко заворачивали колбасу). Где бы я ни доставал мою не "краснокожую паспортину" она везде имела успех. Все всегда с большим интересом листают и разглядывают ее. Ну, в общем, чувствую себя как обладатель платинового American Express в сибирской деревне. Не малое впечатление брошюра жены произвела и на итальянскую девушку выдающую автомобили. Она с интересом полистала, покрутила и спросила: "А другие права у вас есть"? "Это хорошие права. Международные", - убеждал я девушку. А что мне оставалось? Я же недавно смеялся над женой, когда она предлагала взять на всякий случай обыкновенные. Девушка полистала еще, помялась и стала звонить куда-то. Там ее убедили, что брать можно. Тогда она стала вносить данные в компьютер и обнаружила, что срок их действия уже полгода как истек. Вот тут и мы забеспокоились. К счастью моя брошюра еще работала, и мы пошли за машиной. Аэропорт Леонардо не мал, но весь соединен переходами. Поплутав как нам завещали: прямо, потом направо, еще направо, вниз, налево и еще налево мы наконец нашли наш "Europcar" в многоэтажном паркинге. Там не по ночному бодрые служащие выдали нам ключи и послали этажом ниже. Найдя машину, я приятно удивился, что радушные итальянцы апгрейтили авто до автомата и ничего не сказали. Но на ручке переключения скоростей было написано 1, 2, 3... Я озадачился. Педалей внизу 2, а на ручке скорости. Пошел к работникам. "Машина автомат?", - говорю. "Нет", - отвечают, - "механика". "А почему педали две?", - спрашиваю. Они посовещались и говорят: "Должно быть три". И после недолгих препирательств: "Вези ее сюда". "Не могу", - отвечаю, - "педали только две". Пошли они искать и нашли. Действительно. Третья педаль есть. Но маленькая и как-то внутри. Поблагодарили мы итальянских товарищей, сели, вздохнули и поехали. А Таня и говорит: "Что они о нас думают? Пришли с брошюрой вместо прав, и та просрочена. Похоже, в машину сели первый раз в жизни. Как доедут"?

    Тут надо сказать, что ехал я со взломанным "iGO". Не зная, указаны ли на карте камеры я пытался взять в "Europcar" навигатор напрокат. Но цена на него 15 евро в день. Так что проще купить его перед путешествием. Мой HTC очень долго не мог зацепиться за спутники. Минут 30 мы ездили, пытаясь найти гостиницу в темноте, пока женщина там внутри огляделась. Потом мне сказали, что надо было стоять и ждать. Тяжело ей на скорости.

    Чтобы избежать ночной поездки в Сорренто мы заказали гостиницу Club Isola Sacra около аэропорта. Гостиница нормальная. Заснули мгновенно и через 8 часов пили настоящий итальянский кофе у бассейна, смотря на пальмы.

    О езде

    Утром выдвинулись из Фьюмичино в Сорренто. Очень я боялся камер и, как выяснилось, напрасно. (Тут я вспомнил наших придурков в фуражках обещавших повесить на дорогах муляжи камер, чтоб боялись). Проехать мимо камеры на скорости в Италии можно только из вредности. Сначала справа появляется большой квадратный знак с абрисом милиционера и надписью понятной и по-итальянски. Потом появляется переброшенная через всю дорогу конструкция с камерами и световым табло, опять-таки через всю дорогу где, наверное, написано: "Ехай медленно хотя бы эти 500м". Если я уже начал про дорогу, то надо сказать, что не подтвердились и рассказы о том, что все на юге ездят без правил и все бьют на парковках. Про бой не скажу. Машину ставил или на гостиничной парковке или в подземном паркинге. Не побили. А езда по дорогам вполне обычная. Ну, разгонится кто либо. Ну, проедет на большой скорости даже мимо камеры. Ну, не дождется и поедет на красный. Ну, заставят машинами тротуар. И этими тремя хохмами нас удивить?

    Сорренто

    В Сорренто поселились в гостинице Eden. Скромно и аскетично. Если окажетесь там учтите, что на втором этаже комнаты, обращенные на территорию - с террасой. На остальных этажах балкончики, где умещаются 2 ноги не более 41-го размера. На террасе стол, стулья. Место удобное для сушки плавок и поедания фруктов. Гостиница расположена близко к основным достопримечательностям.

    О еде

    В гостинице. Жили мы в разных гостиницах. И по названию и по звездности. Но завтраки везде были одинаковы: "кофе бочковой" и по заказу вкусный, круасан, обычная завтраковая мелочь, но обязательно: колбаса вареная, колбаса копченая (большого диаметра с крупным салом), ветчинна и сыр с добавлением пластилина. В первой гостинице я это съел. Во второй посчитал совпадением. Встретив эти сыр-колбаски в третьей, я уже был уверен, что их просто возят за нами. Так и оказалось. Лишился я их только дома. И постепенно от них отвык.

    В городе. В Сорренто, не смотря на толпы туристов рестораны закрываются, как и обещали, с ... до 18-30. Если во время не поел - отдыхаешь налегке, нагуливаешь аппетит. Перед открытием в красивых местах очереди. Первые счастливчики в 18-30 садятся есть и разглядывают меню, остальные разглядывают счастливчиков. Меня, чей ужин творог, йогурт и сухофрукты, эта система наедания на ночь раздражала. Но все вкусно. И на воздухе. И под красивый вид. И с итальянским вином...

    О пляжах

    Рассказы, что пляжей нет и все лежат на помостах в море, вызывали у меня недоверие еще дома. Как человек с бабушками в Одессе я не мог поверить, что песчаных пляжей вообще нет. Оказался частично прав. Сорренто - город на скале. Недальновидные основатели города имели точно не туристические резоны. Иначе бы основались бы на пологом месте (такие есть недалеко, по дороге в Неаполь). Они же выиграли в виде (приятно закусывать меланхолично разглядывая Везувий в дымке), но проиграли в пляжном удобстве. Чем-то приходится жертвовать. За то вид на море и неаполитанский залив со скалы, или наоборот, с моря на Сорренто, очень похожи на театральный задник.

    Но о пляжах. Действительно. Город наверху. Пляжи внизу. Можно спускаться по лестнице и крутой улочке к порту. Можно на лифте за символичный 1 евро (этот лифт находится на площади слева от порта, если смотреть на море и спускает на пляж, о котором ниже). Мы, в первый день, выйдя из ресторана гостиницы Exelsior Vittoria, нависающей над пропастью, попали в обычный лифт на 4 человека с кнопками: -1, -2, -3. Поехали на -3 и оказались в коридоре кухни. Подивившись, нажал на -2. Такой же коридор с запахами, не оставляющими сомнения. Я подумал, может это маркетинговый ход, и раз едешь бесплатно, то должен пройти через кухню ресторана. Пройдя по коридору, увидел лишь комнаты с мойкой овощей, мойкой посуды... На меня не обращали внимания и я понял, что искатели пляжа здесь ходят постоянно. Пришлось вернуться и трястись по лестнице.

    Искусственные пляжи, особенно при взгляде со скалы, умиляют. В море насыпи из камней, на них набиты широкие дощатые помосты. На помостах кабинки, лежаки, шезлонги, душ, ресторан. Стоимость разумная. От 10 евро. Но так как мы не любители пляжного отдыха и труба звала все время вперед, мы нашли совершенно бесплатный пляж и 2 раза приходили купаться туда. Пляж, налево от порта, песчаный, длиной метров 20 и шириной метров 5. Из-за осени (вода была градусов 20-22) или из-за дешевизны пляжа со всеми удобствами, отдыхающих там было не много (мы застали там только две украинских компании). Надо сказать, что песок на пляже просто черного цвета. Не покидает чувство, что он просто грязный. И лежать там не хочется.

    Везувий

    У меня нет цели подробно рассказать о Везувии. За последние пару сотен лет написано, наверное, километры. Так, несколько слов для тех, кто поедет на машине. Из Сорренто ехали мимо Неаполя. Пригороды - что-то среднее между пригородами Новосибирска и Дели. Поверить, что это Италия не просто. На саму гору ведет довольно узкая дорога. Серпантин. Любой туристический автобус на повороте клинит все движение. Когда разъезжаются 2 автобуса на повороте и в зазор между ними кто то влазит на легковушке, а их плотно подпирают желающие на гору и с горы... Все усугубляется уклоном градусов в 30. В общем, знакомая московская картина. Спасает то, что мы в Италии. Доброжелательные добровольцы вручную растаскивают свалку.

    По дороге несколько ресторанов. Ближе к низу мало аппетитны. А ближе к верху можно как мы, налететь на обслуживание групп. Хотя справились с ними достаточно ловко. Я думал, что кормить три автобуса будут часов 6.

    На самом верху, на высоте 1 000м, асфальт заканчивается. Куча автобусов. Куча машин. Пыль столбом.

    Бегают парковщики. Машут руками. Пытаются показать, что места нет. Мне даже показалось, что матерятся по-русски. В каждую щель на дороге лезут машины и автобусы. Родной дурдом. Нам повезло. Кто-то отъехал. Мы приткнулись. И полезли в гору. 200м высоты до кратера. Солнце печет. Тропинка серпантином довольно крута. Засыпана дробленной серо-черной лавой с пылью. Народу много. Немцы идут в туристических ботинках (4 ботинка - чемодан). Наши - в мокасинах, сандалиях и босоножках. Но зато мы легально после 20-ти шагов отдыхаем, выбрасывая камешек из обуви. Идти не просто, но доходимо. Все компенсируется поразительными по красоте видами. Только все в дымке. Немного бы пофотошопить.

    Прочитал и понял, что написал не все. Нужно закончить так. Если вы окажитесь в этом районе, ОБЯЗАТЕЛЬНО поднимитесь на Везувий. Пройдет время. Вы забудете ПИН своей кредитки и прозеваете годовщину свадьбы, но подъем и вид с Везувия вы не забудете никогда.

    Капри

    Все, что держится в Сорренто на воде готово отвезти вас на Капри. И вместительные двухпалубные кораблики евро за 35-40 туда и назад. И небольшие моторные лодки, человек на 8-10 за 110 евро, (на целый день) с объездом острова, купанием и обедом. Мы выбрали кораблик. Хотелось самостоятельно регулировать жизнь. Выгрузившись в порту и взяв левее, от порта по набережной мы попали на улочку идущую вверх. Улочка узкая. Только лестница. Очень колоритно. Карабкались примерно полчаса. Это как вытащить велотренажер на пекло, выкрутить max нагрузку и крутить его. Очень спортивно. Наконец поднялись на небольшую площадь. Церковь, рестораны, брендовые магазины. Походили в возможные стороны.

    Описывать не берусь. Если бог, создавая землю, построил на ней несколько моделей рая (чтобы чувствовать себя как дома), то Капри точно одна из этих моделей.

    По возвращении, рассматривая карту, поняли, что походили по небольшой части острова. Если бы сегодня планировал маршрут, обязательно остановился на Капри на ночь. Обязательно взял бы там лодку и объехал вокруг острова с заездами в гроты. Не зря масса народу в порту гремела чемоданами.

    Неаполь

    В Неаполь отправлялись не без опасений. Ждали большого промышленного города и куч мусора повсюду и тотального воровства. Въезд в город насторожил. Мы въезжали в родной пробке мимо облезлых зданий. Периодически нам пытались помыть лобовое стекло. Сначала я гудел и махал руками, отгоняя тружеников, а потом научился у соседей включать "дворники". Первому мойщику достался наш трудовой евро. Таня приоткрыла окно, в щель которого монета могла пройти только ребром и расплатилась. После моего предположения о том, что местные умельцы в такую щель вытащат и ее и вещи, она окно больше не открывала, а только села на сумку с документами.

    Но чем ближе мы подъезжали к гостинице, тем опрятнее становилось вокруг. Наконец навигатор остановил нас у огромного здания музейного вида и я ловко зарулил на стоянку такси. Жена пошла искать гостиницу, а я стал объяснять как мог местным таксистам, что сами мы не местные, что жена ушла в гостиницу... Скоро я убедился, что моего английского эти простые итальянские труженики не понимают. (Я и правда редко пользуюсь временами. Но так и понятнее. Во всяком случае, мне. Не люблю я этой английской зауми). Они что-то жарко говорили избыточно жестикулируя. Пару раз я отчетливо услышал "мать твою". Минут через 10 они позвали хромого. Он, наверное, был главный. Они кричали ему и мне. Я ему и им. Он тоже не молчал. Наконец пришла жена со служащей отеля. Служащая вежливо сказала мне, что тут стоять нельзя и тут же заорала им, махая руками. Пару раз я отчетливо услышал от нее "мать твою". Наконец мы договорились, что она тащит наш чемодан в гостиницу, а мы едем ставить машину в подземный паркинг. Как обычно дорогу объяснили просто: направо, прямо, налево, налево, направо и прямо, тут близко. Сделав два круга вокруг квартала мы, наконец, то нашли въезд в паркинг. Там орудовала банда цыганского вида. Мне сразу предложили выйти и отдать ключи. Пока я платил деньги подозрительный тип сел в мою машину и уехал куда-то вниз. Идя в гостиницу, я думал о том, что он несется сейчас по дороге в Тунис.

    О гостинице

    Мы жили в прекрасном месте. Банки, музеи, театры. Hotel Art Resort Galleria Umberto находится в одноименной торговой галерее, напоминающей огромный одесский пассаж. (Я и в гостинице в одесском пассаже жил, но там скромнее. Во всяком случае, было). Гостиница под стать галерее. Большая комната. Очень красиво. Особенно учтя смешные 110 евро/ночь. Это была самая дешевая гостиница этой поездки и самая красивая. Надо иметь в виду, что гостиница состоит из двух частей. Мы жили в той части что попроще, но на предложение завтракать тут, вежливо отказались и пошли в зеркально-музейную основную часть.

    От Неаполя мы увидели маленький уголок, но он мне очень понравился. За этот день в Неаполе мы предприняли поход по Via Toledo и по набережной. Город в районе Via Toledo действительно несколько поношен, но красив. Как в кино, красивую и широкую Via Toledo пересекают узкие и темные как фьорды улочки, перегороженные вывесками и сушащемся бельем. В такой улочке мы и пообедали. Быстро. Чтобы времени не терять. Ресторанчик на несколько столиков. Хозяин и официантка китаянка. Меню - только на итальянском. Хозяин, горячась, пытался нам его перевести. Подводило его полное незнание ни английского, ни русского, ни иврита. Ну хоть бы он на украинском или белорусском говорил. Отчаявшись, он позвал официантку. Она быстро объяснила: писа-писа (pizza), фиса-фиса (fish), супа-супа (soup), теста-теста (tasty). Действительно оказалось "теста". И пока мы ели стояла и улыбалась, будто мы родственники Мао. Сытые и довольные жизнью, мы разглядывали город, подмечая его особенности. Удивило обилие уличной торговли. По перестроечному, на каждом перекрестке стоял огромный стол, заваленный разноцветными или блестящими товарами. Их избыточная красота компенсировалась дешевизной. Кому в Италии это можно продать? Загадка. Хотя постепенно я заподозрил отсутствие меркантильной стороны этой торговли. Очень уж жизнерадостны были мачистые итальянские и африканские продавцы. Почему только деньги? А просто попить кофе? А поговорить? Да и работа с людьми и на воздухе.

    О полиции

    Там же я впервые столкнулся с итальянской полицией. Он была представлена двумя усталыми женщинами. Я спросил, где останавливается двухэтажный экскурсионный автобус. Они показали где. Из сумок достали фолиант в котором искали его расписание. Не найдя пообещали, что ходит он раз в пол часа. Что-то еще нам искали. Такая заинтересованность в человеке, которого просто не за что оштрафовать с непривычки поражает.

    Потом мы вернулись и пошли по набережной до замка Кастель-дель-Ово. Все чисто и отреставрировано. Замок замечателен сам по себе, но там марина и цепь ресторанов вдоль пирсов. Мы ужинали в ресторане с видом на Везувий расчерченном мачтами запаркованных яхт. Рядом с островом висело розовое облако, подкрашенное заходящим солнцем. Пока принесли еду сделал около 500 одинаковых фото. Удивительно красиво. Я смотрел в сторону Сорренто, представляя ресторан на скале с которого я несколько дней назад смотрел на Неаполь. Стремительно темнело. Город превращался в массу огней.

    В общем, умри, но "... вернись в Сорренто...".

    Сиена

    Утром выдвинулись в Сиену. Для краткости лишь о деле.

    Во-первых, о limited traffic zones. Наши знакомые прошлой осенью ездили по Италии и вернувшись, до Нового года получали письма с просьбой прислать 200 евро за заезды в эти зоны. В Сорренто и Неаполе нас бог миловал, но тут как только заехали за старую стену города, так и уперлись в эту надпись. От жадности я развернулся на месте и тут же выехал за стену назад. Во-вторых, в Сиене был разрушен миф об отсутствие бесплатных мест на итальянских улицах. Метров через 50 от городской стены оказалось пустое место в плотном ряду машин запаркованных вдоль тротуара, куда я и встал. Тут же возникла дискуссия о легитимности стояния. Я обошел с десяток соседних машин, но никаких признаков оплаты не нашел. А на столбе прочитал, как мог по-итальянски, что с 11-ти утра стоять можно бесплатно. Что и подтвердил прохожий. На мое возражение, что еще 10-50, он пренебрежительно махнул рукой. Наши в городе. И главное. Замечательный древний городок со странными, до нас дошедшими традициями. Но об этом в путеводителях.

    Флоренция

    Никак не могу отделаться от фразы: "Флоренция. Речная жемчужина". Очень красиво. Сам придумал. Ну вот. Написал и полегчало.

    Буду краток. Все о Уфици, Санта Мария дель Фьоре и баптистерии в книжках.

    Тут только личный опыт.

    Понимаю, что это характеризует меня не лучшим образом, но больше всего меня поразил в этот приезд во Флоренцию простой полицейский. Ну просто простой итальянский полицейский.

    А дело было так. Въезжаем в город. Навигатор ведет через мост, через маленькую площадь в узкую улицу. Тут нас и остановили. Подходит модный полицейский. Весь в синем и белом. И говорит: - Инспектор Сильвио Леонардович Капулетти. Отдельный Батальон ДПС ГИБДД УВД ЦАО, - причем говорит по-итальянски, а я его понимаю как родного, - вы въехали под кирпич, проезд по улице запрещен.
    - Я еду в Hotel Strozzi Palace по навигатору. Он указывает в эту улицу, - пытаюсь я переложить ответственность.

    Тут полицейский куда-то уходит, а я быстро множу 200 евро (так я оценил их кирпич) на 40р. Не успел помножить, как он вернулся и показывает мне карту центра Флоренции, где помечены стрелками направления движения и поверх этих стрелок рисует мне как проехать. А я киваю и думаю: "Ведь это место тебе, наверное, бесплатно досталось. При правильной постановке дела на такой пост с наволочкой вместо кошелька ходить надо". Но тут сзади подъехал следующий с навигатором и наш герой, подарив мне эту карту, пожелал счастливого пути.

    Что за люди! Никакой предприимчивости! Идеи на поверхности лежат. Деньги сами в руки.... И что им остается с такой ментальностью? Уфици, Санта Мария дель Фьоре и баптистерий.

    О гостинице

    Hotel Strozzi Palace в старинном здании. Высокие окна и деревянные ставни. Пластиковая душевая кабина смотрится предметом из будущего. Вежливый портье предложил паркинг за 35 евро в день. На мой вопрос, а нет ли паркинга подешевле, он с ласково ответил, что эта цена только для постояльцев отеля. Обычная - выше. Потом оказалось, что паркинг находится где то на окраине, машину туда отгонят и если она нам понадобится, ее нужно заказывать заранее. Он же объяснил мне, что за мои пересечения limited traffic zones мне ничего не будет, т.к. он сообщает в полицию номер моей машины.

    О достопримечательностях

    Флоренцией веками восхищались люди. Я скромно промолчу. Только обязательно сходите за реку на "обзорную площадку Микеланджело". Мы в прошлый раз ее пропустили.

    Рим

    О сдаче авто

    Наше пребывание в Риме началось со сдачи машины в аэропорту Леонардо. Хайвэй въезжает в аэропорт. Последнюю заправку видели километров за 30 от аэропорта. Решил, что еще заправлюсь. Про бензин вспомнили только в электричке. Машину они заправили сами, как обычно на самой дорогой заправке в мире. Так что советую заранее поискать заправку.

    О гостинице

    Жили в гостинице Miami. Выбирали, чтобы ко всему поближе. Сначала попали в совсем маленький номер с окнами на Виа Национале. Шум оказался такой, что спали с закрытым окном. На следующий день поменяли комнату на бОльшую и с окном в проулок. Но все равно шумно. То ли мостовая. То ли звук резонирует от стен домов. Но шумно. Причем претензию предъявил вечером первого дня, и мне объяснили, что переселить смогут только назавтра, т.к. первый день уже оплачен, а завтра нам выпишут счет от другой компании. Я понимающе кивнул головой. Наши люди. Вообще все время в Италии мы цитировали друг другу А. Сорди сказавшего: "Итальянцы очень похожи на русских. Только итальянец это веселый русский, а русский это грустный итальянец".

    О достопримечательностях

    В гостинице нам выдали карту центра Рима формата А5. Основные достопримечательности были отмечены рисунками. Шесть дней я смотрел в нее примерно раз в 15 мин. Теперь я ориентируюсь в Риме лучше, чем в Москве. Могу на спор нарисовать схему города с основными магистралями. Сначала я говорил, что не хочу привычно ходить по путеводителю маршрутами, а хочу просто ходить, куда ноги несут, где красиво. В результате ходили и так и эдак. Часами. Днями. Удивительный, очень домашний город. Ну, почти как Париж. Сначала хотел взять недельный проездной на все виды транспорта. Даже название записал. В результате ни разу не спустились в метро. Только раз проехали на обзорном двухэтажном экскурсионном автобусе. Все оказалось недалеко. Карту пересекали из конца в конец не боясь.

    Опять не хочется переписывать хрестоматийные места, но два отметить хочется.

    Во-первых, базилика Сан Клименте на piazza di S.Clemente. Попали почти случайно. А место удивительное. Эдакая матрешка. Или точнее пирамидка. Около Колизея, за неприметной стеной маленький зеленый дворик с фонтаном и базилика XVIII века, построенная вокруг базилики XII века. Но под этим XII веком откопали базилику IV века, а позднее под ней хозяйственные постройки III, II и I веков. И весь этот срез веков вы наблюдаете не из-за заборчика или через стекло под ногами, а постепенно спускаясь. Эффект "машины времени" подчеркивает темнота вокруг с чуть подсвеченными фресками на уровне IV века и оглушительно журчащий в самом низу ручей из I века. Вышедшему человеку в тоге и с коротким мечем удивишься там меньше, чем зазвонившему телефону. Откликнувшись на просьбу, я честно не фотографировал и сейчас не полностью уверен, действительно ли все это было. На фото я лишь умываюсь в фонтане, в XXI веке во дворике базилики. Это было. Факт.

    Во-вторых, Viale della Trinita dei Monti. Какое название! Даже писать приятно! От Тринита... по Испанской лестнице мы спускались несколько раз (там, кстати, рядом на улице Sistina жил Н.В.Гоголь и писал "Мертвые души"). Но однажды решили не спускаться за всеми, а пройти по верху в сторону piazza del Poolo. Замечательный вид на город слева, парк - справа. Хурма растет вдоль дороги, как у нас в Новосибирске ранетки.

    Да. Как можно в таком раю писать о скопище уродов знает только русский гений.

    А теперь о неизбежном. Как каждый приличный гражданин с железнодорожного вокзала сразу на Красную площадь, так и мы пошли в Ватикан. В прошлый раз мы совершенно случайно (если слово "случайно" тут уместно) попали в собор Святого Петра через "Святые ворота". Уже там, стоя в чудовищной очереди, мы узнали, что ворота открываются раз в 25 лет и что прошедшие через эти ворота получают полное прощение грехов. Кроме того мы видели папу Иоанна Павла II. Его речь транслировали на огромный экран. Сегодня я может и пошутил бы про похожесть события на рок концерт, а тогда нам было не до шуток. Прониклись. В этот раз я подошел с проверкой к служащему (ворота были аккуратно заштукатурены), спросил и ушел довольный. Не обманывают. Для прохода через "Святые ворота" посоветовали придти в 2025 году.

    Для чего пишу, кроме того чтобы похвастаться. При проходе в собор Святого Петра нам предложили купить билет дающий возможность посетить музеи Ватикана без очереди. Слова "без очереди" действуют на советского человека парализующе. Мы заплатили по 30 евро и минут 30-40 гуляли по пеклу вокруг места встречи. К назначенному времени очередь любителей пройти без очереди двинулась к музеям за девушкой с поднятым зонтиком. По дороге мы остановились у сувенирного киоска и пополнились еще группой собиравшейся там. Также организовано мы прошли мимо касс музея, где не было никакой очереди, но висело объявление, что билет стоит 15 евро. Сначала мы подумали, что нас пошло развели. Но потом решили, что все-таки организовано... ну, и девушка с зонтом.

    О еде

    Обеденного перерыва в Римских ресторанах, к счастью, не видели. Кормят постоянно. Меню и цены везде были примерно одинаковы. Пища простая и вкусная. Быстро выполнил полугодовой план по пицце (которую и в Москве ем) и многогодовой план по пасте (которую почему то раньше в ресторанах не ел). Два раза попадали в специалитетные места. По названиям была обещана античная древнеримская пища. Запомнились зажаренные в кипящем масле артишоки. Таня долго обсуждала меню и получила просто советскую тушенку, но не из банки, а только что приготовленную. Я понял рецепт приготовления настоящей итальянской пасты. В обычных ресторанах, для туристов они ее просто недоваривают. Я несколько раз варил макароны. Помню, что воду нужно вскипятить, потом засыпать макароны, потом дождаться закипания, потом позвонить Тане и спросить сколько варить. Настоящая итальянская паста готовится проще. Воду кипятят, пасту засыпают и сразу, чуть смоченную выкладывают в тарелку. Но с соусом, тертым сыром и вином - очень вкусно.

    О полиции

    В Риме мы жили рядом с президентом. Вот тут мы. Квартал проходишь, сворачиваешь направо и его дворец. Врать не буду - не встречались, не раскланивались. Но мимо дворца неизбежно ходили. На via Piacenza выходят боковые ворота. Их охраняют два полицейских обычного вида, а внутри стоит солдат похожий на высокого киноартиста В. Тихонова в фильме "Война и мир". Белый мундир, аксельбанты, высокие сапоги, шляпа с плюмажем. В общем, высокое небо Аустерлица. Я спросил разрешения сфотографировать. Полицейские разрешили, но просили внутрь не ходить (потом я видел как народ, выманив солдата, фотографируется с ним). Наведя камеру, я услышал сигнал. Повернувшись, увидел проезжающую девушку на скутере приветственно гудящую и по-военному отдающую честь приложенной к каске ладонью. Полицейские, улыбаясь, кивали. В процессе фотографирования к ним подъехала машина и водитель перегнувшись через жену кричал им в открытое окно и яростно жестикулировал. Или они служили вместе, или из одной деревни и 25 лет не виделись.

    Потом охранники у входа в парламент показывала мне на карте как куда-то пройти.

    Почему у наших охранников вид, будто они сунули за пазуху взятку и мучаются, куда бы ее перепрятать?

    О градостроении

    Как получаются города типа Москвы понятно. Сначала город деревянный и горит. Потом каменный, но войны. Потом расширение магистралей. Потом рушим обветшалое и строим то, что считаем архитектурой. Потом искусно превращаем здания на нужной земле в обветшавшие... Таким образом постройки XV века становятся самыми старыми, панелька в Б. Афанасьевском - спасибо, что не в Кремле, распространенная реакция на архитектуру: "Мама дорогая!"

    А вот как Рим сохранился? Почему не восстановлен торгово-развлекательный комплекс "Форум" с подземным паркингом? Почему до сих пор не сдан элитный ЖК "Дом Нерона". Почему из развалин не поднимается, сверкая стеклом, башня бизнес-центра "Колизей"?

    Я понимаю, что мы ходили внутри их аналога нашего "бульварного кольца". Видны и недавние здания. Но в памяти остается общее ощущение красивого и уютного города .

    Эпилог

    Устал.

    Последний раз такой длинный текст писал на экзамене при поступлении в институт.

    В конце принято писать 1) умное и 2) суммирующее.

    Поэтому закончить хочется фразой не раз испытанной в изложениях с 3 по 5-й класс:
    "Усталые, но довольные дети возвращались домой из леса".

    Все именно так и было.

    Виталий
    20/01/2012 07:21


    Мнение туристов может не совпадать с мнением редакции.
    Отзывы туристов, опубликованные на Travel.ru, могут быть полностью или частично использованы в других изданиях, но с обязательным указанием имени и контактов автора.

    Новости из Италии

    25.10.24 Введение цифровой регистрации въезда и выезда в Евросоюз опять отложили
    15.10.24 Итальянский визовый центр в Петербурге ужесточил требования к документам
    05.09.24 В европейских аэропортах опять запрещают провоз жидкостей
    29.08.24 Срок рассмотрения документов на итальянские визы может достигать 60 дней
    12.07.24 Изменены бланки заявлений для получения шенгенских виз некоторых стран
    15.06.24 В 2023 года россияне получили 10,6 процентов отказов в шенгенских визах
    02.06.24 Италия временно введет контроль на своих границах
    28.05.24 Шенгенские визы будут стоить 90 евро
    13.05.24 Итальянский визовый центр предупреждает о длительных сроках выдачи виз
    01.05.24 Венеция начала собирать пошлину с "однодневных" туристов