Наконец-то собрался с духом и написал отчет по поездке на остров Ольхон на Байкале, которая состоялась в 2011 году. Предысторию поездки, план мероприятия и карту можно посмотреть здесь: http://a-krasnikov.livejournal.com/74614.h
Итак, поехали. Осторожно, очень много фото и букв.
После пяти часов полета из теплой и приятной во всех отношениях столицы наш авиалайнер Ту-154 приземлился-таки в Иркутске. Пишу об этом с удивлением, так как во время полета на меня дуло (!) из какой-то щели в фюзеляже весьма холодным воздухом, напоминающим о температуре за бортом и общее впечатление о самолете было, что он вот-вот развалится.
В аэропорту я, одетый весьма легкомысленно (повторюсь, в Москве было практически лето - как-никак, 20 мая), с недоумением наблюдал за местным суровым народом, кутающимся чуть ли не в тулупы. Народ же весьма почтительно смотрел на не менее сурового меня, поражаясь моей морозоустойчивости. Ситуацию я до конца прочувствовал только при выходе на улицу - холодрыга была знатная... Собственно, поэтому я и взял такси, чтобы не ждать автобуса и поскорее отправиться к месту, откуда отправляются маршрутки на Ольхон - центральному рынку Иркутска.
Лирическое отступление. Поездка состоялась в конце весны в немалой степени из-за того, чтобы избежать толп туристов, которые лезут на этот несчастный остров с наступлением тепла. В конце мая еще можно достаточно спокойно уехать туда на маршрутке, поселиться в дешевом номере и так далее. Дальше уже гораздо сложнее.
По дороге коварный таксист чуть было не уговорил меня доехать на нем до самого Хужира (центральный поселок на Ольхоне) всего за 7 килорублей. Так что, если вдруг что - у вас есть ориентир ).
Иркутск встретил меня не очень приветливо. Вот таким вот видом:
Высадившись, я узнал, что до маршрутки еще два часа, переоделся в теплую одежду и, чувствуя себя почти счастливым, отправился знакомиться с окрестностями. Ничего интересного не нашел, лишь закупился провизией и чуть не опоздал в результате на маршрутку.
Ехать до острова пять часов. Стоит удовольствие 500р. Стоило, по крайней мере. По дороге ничего особо интересного нет, по крайней мере, на протяжении большей части маршрута. Разве что прокол колеса несколько оживил ситуацию, но и то не надолго.
Приятные глазу пейзажи начинаются уже у самого Байкала. Пару раз даже хотелось выскочить и сделать пару кадров. Потом дорога ушла вниз и привела нас к переправе через пролив Ольхонские ворота. Там действуют два парома, мы переправлялись вот на таком:
Собственно, на заднем плане - уже сам остров. Нужно сказать, что большая его часть - это холмистая степь. Которая лишь на севере и северо-востоке переходит в скалы и леса. Ну, увидите.
Маршрутка высадила меня в центре Хужира и испарилась вместе с остальными пассажирами. С учетом начавшего моросить дождя, неба, полностью затянутого тучами и приближавшегося вечера я ощутил себя несколько потерянным. Прошелся по поселку (его фотографий нет потому, что замусоривание территории там возведено в ранг абсолюта, снимать валяющийся повсюду мусор просто не хотелось), дошел до порта.
После этого счел знакомство с Хужиром законченным и пошел искать транспорт, который забросил бы меня на 40 км севернее, в начало моего пешего маршрута. С этим там довольно просто - край туристический, услуги предоставляются любые. Правда, денег стараются содрать побольше ))). Так, с меня за заброс сначала хотели пять тысяч, но в результате, после того, как я заявил, что я лучше прямо сейчас пойду туда пешком, чем отдам столько, согласились на две. Торгуйтесь, в общем. Хотя, в горячий сезон, торг, боюсь, будет неуместен.
Поехали на уазике - буханке. Зверь-машина. После Ольхона я к нему теперь отношусь очень положительно. Проезжает везде, взбирается на любые склоны, всякие джипы нервно курят.
Добрались до Узуров (поселок) уже ближе к вечеру. Я отклонил предложение остановиться в каком-нибудь доме (ну как же, я же тру-турист, все дела) и полез на соседний склон искать место для ночлега. Ситуация несколько осложнялась тем, что довольно крутой склон в конце и вовсе обрывался в Байкал, а с неба капал гнусный мелкий дождик. Мне, кстати, сказали, что из-за гор, окружающих озеро, тут в это время дождей вообще не бывает. Повезло, мол. Ну-ну.
В конце концов, я нашел приют под нависшей скалой, защищавшей меня от дождя, сбросил рюкзаки, залез в спальник и затрепал банку перловой каши с печеньем и кока-колой. Жизнь налаживалась. Впрочем, ночью она опять разладилась. Скользкий спальник норовил сползти по склону и сбросить меня в холодные воды. Острые камешки проверяли на прочность мои бока. А совсем не майская температура заставляла время от времени просыпаться от холода. Ну да ладно.
Часов в шесть утра я проснулся, с трудом выполз из спальника и отправился вниз, экспериментировать со съемкой на длинных выдержках. Получилось так себе.
И тут меня настигло озарение. Я понял, что сейчас взойдет солнце, а я нахожусь ну сааавсем не там, где должен быть, чтобы снять красивые кадры на восходе. В результате следующие полчаса я, проклиная свою недальновидность, стремительно взбирался на противоположный склон. Успел ).
Вот на этом склоне я ночевал, кстати. Правда, та расщелина осталась справа за кадром, но все равно.
Для равнинного жителя непривычно и странно видеть кругом скалы, так что поначалу снимал все подряд ).
Чуток поснимав на самом восходе солнца, я немного успокоился и продолжил восхождение. Кстати, убедился, что горы коварны. Лезешь, как дурак, на вершину, она уже совсем рядом... забираешься на нее... и понимаешь, что это просто уступ, а вершина-то гораздо выше. А потом это повторяется. А когда на вершину все же залазишь, то оказывается, что лучше бы было идти в обход. Ну да опять-таки фиг с ним. По пути на ту самую вожделенную вершину встретил охотника-бурята. Посидели немного на склоне, поговорили. Он рассказал мне, в частности, про плачевное положение в более глухих районах - если здесь, на острове, все же цивилизация есть, то дальше народ, особенно коренное население (он говорил про эвенков) просто спивается от безделья. Поговорили про Байкал и его загрязнение - говорит, раньше рыбы было больше, вода почище (хз, такой чистой воды, как в северной части Ольхона, я в жизни не видел). Под конец насладились видом, раскинувшимся перед нами, сошлись на мнении, что ради него стоит сюда приехать и разошлись, довольные друг другом. Вот этот вид:
В конце концов, я все же сумел взобраться на вершину. Приятно почувствовать себя на крыше мира. Пусть и не на самой высокой крыше ).
Ну, а это кадр, когда я уже с этой самой вершины спускался, поскольку прохода дальше не было.
Кстати, именно в этот момент я внезапно понял, что несчастной кока-колы осталось на донышке, а больше воды нет. Поторопился убежать за снимками и забыл набрать в озере водички. С тоской вспоминая пройденный путь, я решил, что все это - фигня и воду я потом добуду, спустившись к озеру еще где-нибудь. Ага. Я просто скажу, что большинство спусков к озеру, которые я видел за следующие сутки, выглядели примерно вот так:
Но в тот момент я этого не знал и довольно бодро топал на север. Справа от меня шла скалистая береговая линия, а слева простиралась степь.
Ближе к полудню я остановился на дневку посреди степи и перекусил уже успевшей надоесть кашей. Воды оставалось всего пару глотков, а с неба, как будто чувствуя это, за мной внимательно следили хищные птицы. Впрочем, я успешно абстрагировался от этих вещей и заснул на пару часиков, нежась под ласковым солнышком.
Разбудил меня не менее ласковый дождик. А недоеденную кашу за это время успели оккупировать большие упитанные муравьи. Ну... каша с муравьями - это практически то же самое, что каша без муравьев, только с муравьями. В общем, сами виноваты. Я потопал дальше.
Дальше к северу степь продолжала оставаться практически такой же:
А береговая линия начала радовать скалистыми мысами, на которые можно было залезть и поснимать.
11/06/2013