Страницы: 1 2
В Гент приехали часов в 10 утра из Брюсселя. Нашими попутчиками на втором этаже двухэтажного поезда были итальянцы, несколько семей с детьми разного возраста в прогулочных колясках. Они всю дорогу эмоционально что то обсуждали, успевая еще отвечать детям. У нас редко встретишь ребенка, лет эдак 3-4 с соской во рту, а те, изрядно помусолив ,уронив на пол, опять срочно запихивали ее в рот, предварительно облизанную заботливой мамой! Они все шумели, много говорили используя мимику, жесты, махали руками, как птицы крыльями. Хотелось в спокойной обстановке посидеть, вспомнить, что планировала увидеть в Генте, список достопримечательностей забыла дома. Ко всему прочему, солнце спряталось, небо заволокло тяжелыми свинцовыми тучами...Вскоре полил дождь. Настроение испортилось окончательно. Приехали минут через 45. На перроне расчехлили зонты, но выйдя из здания вокзала, я очень обрадовалась! Дождя не было, только лужи вокруг свидетельствовали о недавнем ливне. Прохладно, в воздухе витал запах свежескошенной травы. Слева от здания вокзала остановка трамвая, который вот вот должен был отправиться по улочкам через весь городок в центр средневекового Гента.
Трамвайные пути проходили в полутора метрах от стен старых домов, вдоль которых шли люди , в непосредственной близости от проходящего транспорта официанты расставляли стулья, кое где под зонтами пили кофе.Настроение улучшалось, я поймала себя на мысли, что мне тут ВСЕ нравится!
Приехали, конечная. Вышли на площадь.
Визитной карточкой Гента являются "Три башни": церковь святого Николая, колокольня - Башня Беффруа и кафедральный собор Святого Бавона. И только с одного места в Генте все эти башни просматриваются в одном ряду, это мост святого Михаила.
В местности, частью которой является современный Гент, люди жили с доисторических времен. Первое поселение здесь было образовано в начале 5-го века, когда древнегерманское племя франков поселилось в месте слияния двух рек - Шельды (Schelde, она же по-французски Escaut) и Лейе (Leie, она же по-французски Lys, что читается, как ни странно, Лис). Гент стоит именно на Лейе. К началу 7-го века поселение уже было довольно крупным и важным для данного региона. В это время в районе будущего Гента были образованы два аббатства - Сент-Питер и Сент-Баво. Впоследствии поселение и эти два аббатства дадут начало городу Гент. К концу 10-го века Гент превратился в ведущий торговый город Европы и вплоть до 13-го века Гент был вторым по величине городом на континенте после Парижа. Основу экономики Гента эпохи позднего средневековья составляла текстильная промышленность. В период Реформации начался упадок экономики города: жившие в нём протестанты подверглись жестоким гонениям со стороны пришедших во власть испанцев. Город пришёл практически в полное запустение. Постепенно роль экономического двигателя региона перешла от Гента к Антверпену. Новый подъем город получил уже в период правления австрийских императоров, а именно императрицы Марии-Терезии. В это время купцы из Гента начали посылать торговые корабли в Индию и Китай, стала развиваться промышленность.
Свое фотоповествование я продолжу с того места, где мы вышли из трамвая и оказались на площади святого Бавона, главной площади города, которая образовалась лишь в XIX веке. Тогда же был построен Королевский фламандский театр. На его фасаде мозаика с изображением Аполлона и муз. А четыре скульптуры символизирует четыре гентских театральных объединения. Члены этих обществ сочиняли пьесы и поэмы на родном фламандском языке. Над порталом парит богиня Гармония.
В центре площади перед театром установлен памятник Яну-Франсу Виллемсу (Joannes Franciscus (Jan Frans) Willems) - выдающемуся филологу, историку и патриоту Фландрии первой половины 19-го века. Он боролся за самостоятельность и распространение влияния фламандского языка и образа жизни. Сам Виллемс представлен на памятнике барельефом, а фигурная композиция является аллегорией: молодая женщина представляет спящую Фландрию, а молодой человек - символ фламандского движения, "отцом" которого величали Виллемса, - поднимает накидку, пробуждая свою Родину ото сна.
Собор Святого Бавона,в Генте принято произносить Баво,возвышается на месте бывшей часовни, построенной в 942 году в честь Св.Иоанна Крестителя,первого покровителя города.В этой церкви был крещен Карл 5. В 1550 году он выделил средства на устройство в церкви сводчатых окон и украшение их витражами.Собор является строгим памятником готической архитектуры. Самое значимое в Соборе Св. Баво- алтарь. Гениальная работа,передающая красоту,гармонию вселенной,прославляющая Бога и мир,созданный им. Алтарь задуман в двух состояниях, когда его створки закрыты и когда они открыты. В закрытом состоянии на досках изображены реальные люди, это заказчики алтаря-бургомистр Гента Вейд и его супруга Изабель. В открытом состоянии (это бывает лишь в праздничные дни) алтарь - богатство света,солнца,цвета. В центре алтаря Бог Отец в красно золотом одеянии, у его ног корона, символ превосходства Бога над всем и всеми. Слева от него Дева Мария, справа Святой Иоанн, далее, слева и справа от них ангелы, поющие и играющие на муз.инструментах, самые крайние створки-Адам(слева) и Ева(справа), первые люди на Земле. Главная картина Собора " Поклонение агнцу " с глубоким символическим смыслом в нижнем ряду алтаря. Авторство шедевра приписывают братьям, Яну и Губерту Ван Эйкам.Начало 18века.
Вход а собор святого Бавона
Через площадь от собора богато украшенная старинная Башня Беффруа, сторожевая Башня, отдельно стоящая, с высоким флюгером в виде золоченого дракона, и Палата суконщиков формируют великолепный средневековый ансамбль. Палата суконщиков (где хранилось сукно) строилась с 1425 по 1445 годы В этом готическом сооружении ткачи выставляли свой товар для проверки и продажи. Но это было более 500 лет назад. Последние штрихи были добавлены уже в 1903 году. Пристройка в барочном стиле с 1741 года использовалась в качестве тюрьмы. В начале XVII века в Генте появилась королевская рыцарская гильдия святого Михаила. Гильдия существует и поныне. Другую часть помещения занимает небольшой музей.
Башня Беффруа (1314-1338) - объект Всемирного наследия ЮНЕСКО.
С левой стороны площади - памятник Яну-Франсу Виллемсу (Joannes Franciscus (Jan Frans) Willems).
В башне Беффруа находятся большие колокола, гордость Гента, наполнявшими площадь звуками в течение столетий. Самый знаменитый из колоколов - Роланд.
Между башней Беффруа и церковью Святого Николая есть небольшая площадь, на которой установлен внушительный колокол Роланд, он был отлит в 1325 году и установлен на колокольню 10 годами позже. Колокол часто призывал население Гента к оружию. В 1659 году колокол расплавили и из получившегося металла Петер Хемони отлил карильон из 37 колоколов. Примерно в то же время были изготовлены три больших колокола, Триомфантен, самый большой из которых снова стали назвать Роландом. В 1913 году колокола оснастили электроприводами и в 1914 г Роланд треснул, в 1950 году его сняли с колокольни. Новый Роланд весом в 5 000 кг был водружен на колокольню в 1958 г.
Ратуша Гента находится на площади Botermarkt. Одним из ее архитекторов был известный во Фландрии потомственный архитектор Ромбаут II Кельдерманс. Ратуша интересна тем, что она состоит из двух частей, построенных в разное время в разных архитектурных стилях. Более старая часть, построенная в 1519-1539 годах, выполнена в стиле поздней готики. Строительство практически остановилось в 1537 году, когда в Генте начались волнения, вызванные недовольством политикой императора Карла. Эта часть ратуши украшена арками и ажурной каменной отделкой. Вторая часть здания ратуши, выполненная в традициях ренессанса, была построена между 1595 и 1618 годом. Ее возведение было вдохновлено классическим итальянским палаццо. Фронтоны менее тяжеловесны - они были украшены в соответствии с местными особенностями стиля эпохи Возрождения. В середине 18 века был возведен южный фасад, увенчанный фронтоном с круглым окном. Ратуша представляет собой большой архитектурный ансамбль, в который также входит старый цокольный этаж, появившийся, вероятно, еще до 12 века. Самые старые фрагменты верхних этажей относятся еще к 1482 году.
Ратуша со стороны Башни Беффруа с ренессансными итальянскими элементами.
В самом сердце Гента стоит церковь Св. Николая, одна из старейших церквей города. Первая церковь на этом месте была построена еще до 12 века, но пожары в 1120 и 1176 годах уничтожили ее. Состояние горожан росло и вскоре они смогли возвести новую, гораздо большую церковь. Дата ее завершения - где-то между 1220 и 1250 годами. Архитектурным стилем церкви Св. Николая является так называемая Шельдская готика. Она отличается от более поздней Брабантской готики использованием сине-серого камня, который добывали в районе Турне и доставляли из этого города на юге Бельгии судами. Кроме того, очень характерным для этого стиля есть размещение главной башни на пересечении церкви, а не над западным входом, что типично для Брабантского готического стиля и элегантные башенки на фасадах храма.
К сожалению,внутри мы не были,на момент нашей поездки в Гент,и в самой церкви,и на площади перед ней шли реставрационные и ремонтные работы.
Здание Старой почты, в настоящее время это здание начала ХХ века (1898-1910 гг.архитектор Луи Клоке) переоборудовано в торговый центр. С правой стороны видна 52-метровая башня с часами.
С правой стороны башня с часами, а с левой витражные окна церкви Святого Николая. В центре здание старой почты.
На переднем плане слева церковь Святого Николая, вдали Башня Беффруа.
Площадь Гента - Зерновой рынок (Korenmarkt). Слева Дом гильдии каменщиков с танцующими фигурками на крыше.
Зерновой рынок (Korenmarkt) - это ещё одна площадь Гента. Здесь можно увидеть здание в стиле брабантской готикой. Эта разновидность стиля более поздняя, чем шельдская. Две ветви готики отличаются материалом построек и некоторыми деталями. С брабантской готикой можно познакомиться на примере Дома гильдии каменщиков. На его изящных пинаклях "танцуют" различные фигурки. На доме есть герб императора Карла и надпись PLUS OVLTRE ("Только вперёд").
Церковь Святого Николая принадлежала мощным гентским торговцам, сделавшим бизнес на местном порту, ведь Святой Николай считается покровителем торговли. Для предотвращения разрушения башни в 14 веке храм был значительно расширен. Ведь эта самая башня играла серьезную роль в жизни города: она служила сторожевой колокольней до самого завершения строительства настоящей городской колокольни. У этого храма была нелегкая судьба. Его не минули Иконоборцы в 1566 году. Эта группа протестантов уничтожила все готические украшения церкви, поскольку отрицала поклонение статуям и картинам. К сожалению, множество храмов в Бельгии и Нидерландах постигла та же участь. Во время Французской революции, когда страна была захвачена французской революционной армией, церковь Св. Николая была превращена в конюшню для лошадей. И лишь в 19 веке началось ее восстановление. Здание считали погибшим для истории и практически никто не помнил, как оно выглядело изначально. Реконструкция по крупицам продолжается и до наших дней. Церковь Св. Николая вновь вошла в число наиболее впечатляющих исторических памятников Гента.
Справа - церковь Святого Николая, видно,что было перед ней и вокруг летом 2009 года.
Мы стоим на мосту святого Михаила, а это здание носит название " Панд",в переводе с нидерландского означает просто "здание".
Движемся по мосту святого Михаила.
С моста святого Михаила две лестницы вниз, на старинные набережные,бывшую Травяную и Хлебную, теперь это Граслей и Коренлей, между которыми протекает река Лейе,берущая начало на севере Франции, в регионе Пикардия. Эти пристани в Средние века были сердцем зернового порта Гент( Гент возник в 7 веке на слиянии рек Лейе и Шельда ), который имел право на четвертую часть всего зерна,идущего в суднах по Лейе, Гент был богатым городом Фландрии.Хлеб продавался пекарям и пивоварам Гента, а только потом всем проживающим в черте города.
Это большое здание Панд доминиканский монастырь 13 века. В средневековье был приютом для бедных. В 1955 году университет Гента купил весь комплекс и превратил его в культурный центр, где теперь проводятся концерты и выставки. В этом здании находятся энтографические и археологические коллекции университета. В период второго иконоборства в 16 веке протестанты на этом месте бросили прямо в реку 30 000 рукописей. Согласно легенде, тогда реку можно было перейти не замочив ног.
Перед нами цеховые дома, 52-х метровая башня с часами и Панд на набережной Коренлей.
У моста раскинулась Старая гавань - здесь в Средние века кипела жизнь. Все корабли с грузом зерна, шедшие по Шельде и Лису, обязаны были непременно оставлять одну четверть своего груза в одном из многих зерновых хранилищ гавани. Гентские пекари и крестьяне первыми покупали эту пшеницу, рожь и ячмень. И только оставшееся зерно могло быть продано здесь же, на зерновом рынке. Таким образом, жители города были обеспечены лучшим зерном. Установленный порядок давал рабочие места городу - разгрузка, взвешивание, хранение... Это было первой важной привелегией Гента, которая сохранялась у Гента вплоть до 1734 года.
И, конечно, на набережной стояли склады и дома гильдий. Правая сторона набережной называется Коренлей, левая с 18 века носит название Граслей.
Слева здание серого цвета из турнэйского гранита, его не спутаешь ни с чем, самое старое зернохранилище, оно построено уже в XIII веке! Узкие окна наверху, а на втором этаже - парапет. С него мешки с зерном и загружались внутрь. Сейчас в этом доме ресторан.
Справа от склада стоит совсем маленький домик. Он кажется зажатым между внушительными соседями. Это здание заставы 17 века в стиле барокко, таможня. Для сбора налогов с товаров, которыми торговали в порту нужно гораздо меньше места, чем для хранения зерна!
Справа от таможни (маленький домик)- второй дом измерителей зерна 17 века с элементами барокко. Сначала это было здание гильдии "свободных моряков". Стало складом, когда упразднили вторую важную привилегию Гента - "перегрузка". Каждый судовладелец, не принадлежащий к гильдии "свободных шкиперов(моряков)" был обязан перегрузить свой товар на городское судно, которое и доставляло товар к цели. Только Гент обладал монополией на беспошлинный проход по Лису и Шельде. У заезжих купцов был богатый выбор - либо платить пошлину, либо расплачиваться с судовладельцами Гента.
Привилегия "перегрузки" была для города колоссальным источником дохода. В XVII столетии её упразднили и здание гильдии "свободных моряков" перестроили под зернохранилище.
Крайний дом справа - цеховой дом "свободных шкиперов", которые имели монополию на грузовое судоходство на реках и каналах Гента. Над дверью есть тип парусника, на котором Христофор Колумб открыл Америку в 1492 году.
Справа - таможня. Слева - второе зернохранилище.
Цеховой дом "свободных шкиперов"(справа) ближе, над входом в здание виден тот самый тип парусника.
Дом слева от старого зернохранилища(серого цвета) - первое зернохранилище XV века, а вернее, первый дом измерителей зерна во фламандском стиле Возрождения. Но оно было полностью перестроено к выставке 1913 года!
Измерители зерна должны были " измерить" зерно, выгруженное в этом порту: они высыпали зерно в бронзовые, тарированные бочки до крав и смахивали излишки зерна палкой.
Дом в центре с вертикальными линиями, рядом с первым зернохранилищем XVвека, называют Домом Ангела. Фигурку небожителя поместили на самом верху фронтона, по сторонам - гербы Гента и Фландрии. Он был задуман как копия гильдии вольных каменщиков, только на один этаж выше, построили в 16 веке в брабантском готическом стиле. На фасаде -герб Карла Пятого, уроженца Гента.
Итак, слева четвертое здание - Дом Ангела, затем - первый дом измерителей зерна XV в, затем - самое старое зернохранилище(именуемое склад),затем - виден краюшек здания заставы, таможни.
На реке много прогулочных лодок и катеров, увешенных флагами мира. Мы купили билеты и отправились в увлекательное путешествие по каналам города. Экскурсоводом оказалась энергичная девушка,она и лодкой рулила и рассказывала обо всем на трех языках, по очереди, английском, французском, фламандском. А русскоговорящим раздала обзорный буклет.
14/06/2013
Страницы: 1 2