Страницы: 1
Друзья могут меня поймать на том, что я довольно часто признаюсь в любви к городам. Я не знаю, что со мной происходит, когда я приезжаю в незнакомый город. Но почему-то кривые улочки, старинные здания и брусчатка под ногами волнуют меня гораздо больше, чем голливудские актрисы и модели из журналов. Может быть потому, что некоторые города любому путешественнику дарят свою теплоту и настроение, а может быть потому, что к ним можно прикоснуться, а еще быть может и потому, что они настоящие и искренние, в отличие от картинных улыбок и наигранных томных взглядов с плакатов. Да, в моем списке появился еще один любимый город. И имя ему - Гент.
Как плохой писатель, я начну издалека. И с описания совсем другого места. Но утро этого дня, когда мы проснулись в нашем маленьком номере в Брюгге, началось именно так. С такой картины из окна номера:
Я скажу банальную вещь, но мне показалось это прекрасным началом дня. Дня, который, как вскоре выяснилось, оказался непредсказуемым и весьма длинным. Дня, на который мы и запланировали поездку в Гент. Дня, в котором мы в Генте чуть не остались ночевать. Ночевать на улице.
Расстояние от Брюгге до Гента преодолевается на поезде за каких-то полчаса. Еще не успев покинуть одну сказку, ты уже оказываешься в другой. Причем с головой окунаешься в нее сразу, выходя из вагона. Уже городской вокзал напоминает какую-то средневековую крепость.
Следуя подсказкам опытных и не очень путешественников, мы сели в трамвай, остановка которого располагается напротив вокзала. И через десять минут были уже у настоящего замка. Замка Гравенстин.
Из фотоотчета к фотоотчету тиражируется информация, что это единственный средневековый замок Фландрии, дошедший до наших времен. Я не люблю копировать сведения из виртуальных энциклопедий, да и роль знатока бельгийской истории примерять на себя не собираюсь, бельгиец из меня тот еще. Поэтому просто расскажу о своих ощущениях.
Замок стоит того, чтобы по нему пройтись. Он поражает воображение даже не своей архитектурой. А своей, какой-то непередаваемой словами аурой. Высокие сводчатые потолки, каменные ступени, зубцы башен. На самом деле кроме стен здесь мало что можно увидеть. Но, наверное, нужно принять эти правила игры. И просто попытаться представить, как жили люди в это время. Попробовать окунуться в прошлое, и тогда прошлое ответит тебе взаимностью...
...и проскрипит открываемой дверью...
...и покажет тебе твою коллекцию мечей.
...и позволит взглянуть на свои владения с высоты птичьего полета...
Конечно же, время не пощадило и замок Гравенстин. Нам он предстал уже в восстановленном в виде. На стенах одного из залов можно увидеть черно-белые фотографии начала XX века. Полуразрушенные башни и оголившаяся каменная кладка. Документальное свидетельство и пример любому правителю прошлого, настоящего и будущего, что ничье величие не бывает вечным.
С башен замка открывается прекрасный вид за площадь Веерплейн. Когда-то здесь казнили преступников, или тех, кого считали таковыми. Сейчас на этом месте спокойно утоляют голод туристы, улыбаясь и подмигивая друг другу, и не особо задумываясь над жестокими средневековыми обычаями.
Мы последний раз окинули взглядом город из крепости и поспешили покинуть её холодные стены. И сделали это как нельзя вовремя. На экскурсию привели целую ораву ребятишек, чьи громкие возгласы, как сказали бы еще несколько веков назад, было слышно за несколько графств.
Оставив замок позади, почему-то не покидало ощущение, что мы преодолели весь этот путь не на поезде, а на какой-то хитрой машине времени. Но это ощущение было совсем не таким, как в Брюгге. Брюгге - город, как будто застывший в прошлом, покрытый янтарем, и в таком виде дошедший до нашего времени. Гент - город, в котором переплелось само время, века нагромождаются друг на друга лавиной, а из-за здания XVII века выглядывает современная постройка.
Аналогии с Брюгге, разумеется, напрашивались сами собой. Здесь так же выделяются три архитектурные доминанты. И первая из них - церковь Святого Николая.
Красивая снаружи, она не менее величественна внутри. Да что там говорить, я лучше помолчу и покажу.
Наши предки были очень умными людьми. Специально для тех, кто злоупотребляет ботоксом, они установили несколько плит, чтобы наглядно продемонстрировать: время побеждает даже камень. Что уж говорить про губы, щеки и подбородки.
Но наши предки еще и были более предсказуемыми людьми. Выйдя из церкви Святого Николая я ожидал увидеть все, что угодно, но только не это сооружение. Неказистый купол его казался явно не к месту. Может быть я просто не смог понять задумку современного архитектора. Впрочем, не могу понять до сих пор.
Чтобы преодолеть эту внезапную дисгармонию, которую я периодически встречаю в Москве, пришлось скрыться в следующей высотке Гента. В башне Белфорт (Беффруа) нас встретил кассир, прекрасно и почти без акцента говорящий по-русски. Он вручил нам заламинированный путеводитель на русском языке. И напоследок добродушно улыбнулся.
На вершине Белфорта находится дракон. Уже третий по счету. Его предшественники хранятся в башне. До него над городом возвышался этот экземпляр. Время, кажется, нанесло отпечаток и на него, но все же силуэт остался почти в первозданном виде.
Гораздо меньше повезло дракону, который символизировал силу и славу города изначально. И сила и слава предстала нашим глазам в весьма потрепанном виде. Но, как я уже отмечал, в Генте как ни в каком другом городе понимаешь, что время берет верх над всем.
С Белфорта же открывается вид на третью достопримечательность города - собор Святого Бавона.
Здесь я сделаю еще одну небольшую драматическую паузу.
Бельгийская сказка жила внутри нас, пускала свои корни, и ей было сложно сопротивляться. Она заманивала силуэтами, интерьерами и барельефами. Ну кто бы смог такому воспротивиться?
Хотя дьяволята на одном из зданий предупреждали: не стоит расслабляться.
Хотя продавец сладостей, искушавшая нас конфетами, сразу показалась подозрительной.
Хотя церковь Святого Михаила самим своим обликом доказывала - история может повернуться самым неожиданным образом, и планировавшееся грандиозным сооружение из-за отсутствия денег может оставить след в истории вместо величайшей башни каким-то архитектурным огрызком.
Мы были слишком доверчивыми путешественниками. Слишком наивными. Слишком поверившими в эту сказку. Все казалось родным и милым. Даже трамвай, который обещал отвезти нас в Москву. Именно этому московскому трамваю мы и доверились, прочитав на каких-то форумах, что трамвайные пути выведут нас к вокзалу.
Мы шли вдоль трамвайных путей, а солнце медленно клонилось к закату. Сказка постепенно уступала место обычной осенней ночи. В ногах чувствовалась усталость, и только вера в то, что сказки заканчиваются хэппи-эндом, заставляла идти вперед. Впрочем, эта вера после нескольких километров пройденного пути начинала уже пошатываться. Поэтому мы решили зайти в магазин по пути и спросить дорогу.
Улыбчивый продавец-араб знал английский язык еще, кажется, меньше нас. Но. несмотря на это, уверенно показал нам направление. Благодаря ему мы дошли до этого места. Темнота уже стала плотной и ощутимой. А городские пейзажи все менее привлекательными. Мы шли по направлению к Москве. К тому месту, где квартировались офицеры русской армии в 1813 году. Это я сейчас, проанализировав наш путь, могу с уверенностью так говорить. Думаю, в тот момент мы мало чем от этих офицеров отличались, у нас не было мобильной связи, навигаторов и карт. Нет, теперь я точно не доверяю продавцам-арабам.
Верные последователи Ломоносова, мы не теряли силы духа. Ведь главное двигаться вперед, и к чему-нибудь прийти в итоге можно. Проблема была только в одном: прохожие исчезли. А часовая стрелка тем временем плавно подходила к цифре десять.
Дальше было понимание того, что мы ошиблись. Дальше была посадка на трамвай и зачем-то суетливый выход из него посередине пути. Еще дальше были расспросы уже редких в это время местных жителей и на удивление их участие в нашей судьбе и советы идти напрямую через парк. Парк безопасный, объясняли они, заблудиться сложно. Разумеется, нет ничего безопаснее незнакомого парка в незнакомом городе почти в полночь.
Какой-то путеводный клубок нас все же вывел к вокзалу. Не буду приукрашивать историю, нет, мы сели не на последний поезд. На предпоследний. Комфортно разместились на втором этаже вагона, чтобы выдохнуть и пережить приключения. Гент оказался весьма крепким орешком. Но мы его раскусили. Надеюсь, в следующий раз уже ему придется раскусывать нас. Уж я к этому подготовлюсь.
07/01/2013
Страницы: 1