Страницы: 1
Люди, живущие в США, рано или поздно сталкиваются с выражением "Holy Toledo!" со стороны местного населения. Перевести его можно как "Ух, ты!", или "Вот это да!", произносимое в момент сильного удивления. Казалось бы - причем тут Толедо...
По одной из версий, выражение пошло от испанских евреев-сефардов ("Сефарад" - древнееврейское название Испании), массово эмигрировавших на американский континент в связи с притеснениями в Старом Свете. В то время как их гнобили по всей Европе, в испанском Толедо мирно существовала еврейская община (Жудерия), образованная и богатая. До поры до времени, конечно - ей тоже пришел конец. Но в памяти эмигрантов Толедо навсегда остался "святым".
Но даже не касаясь еврейского вопроса, Толедо вполне заслуживает такое определение. Толедский Кафедральный собор Святой Марии до сих пор является одним из крупнейших в Испании и входит в шестерку величайших христианских храмов Европы. Да и резиденция католических архиепископов всё-таки осталась здесь, хотя столицей город перестал быть в середине XVI века.
Толедо удивительно выглядит со спутника. Больше всего он похож на остров округлой формы, неизвестным образом затесавшийся прямо в середину Испании.
Расположенный всего в 75 км к югу от Мадрида, пункт назначения "Толедо" является отличным вариантом для автомобильного маршрута выходного дня, наряду с уже посмотренными Эль-Эскориалом и Сеговией.
Достопримечательности в Толедо всё больше исторического характера: уже упомянутый Кафедральный собор, Алькасар - толедская крепость, старейшая в Европе синагога Санта-Мария-ла-Бланка, римские амфитеатр и акведук (в развалинах) , музей Эль Греко... Но начать мы хотели не с них, а с круговой дороги Ronda de Toledo, плавно огибающей город, с частыми смотровыми площадками, дающими возможность рассмотреть улочки и здания с разных углов.
Со смотровой площадки, расположенной на окружной дороге на берегу реки Тахо (Tajo), видно, как невелик в сущности Толедо, всего километра два с небольшим в диаметре. Одна его окраина выходит к мосту Алькантара. Его возвели для крепости Толетум римляне две тысячи лет назад, позднее арабы дали ему свое название. На противоположном конце города - другой мост. Ему семьсот лет, называется он Сан-Мартин и символизирует христианскую эпоху.
Громоздящиеся друг над другом дома, церкви, арки, галереи, лестницы, деревья, а над ними господствует дворец - бывшая арабская крепость Алькасар.
На машине в центр города ехать не следует. Улочки мелкие, извитые как червячки, местами напоминающие марокканские медины. Удобнее всего оставить машину в гараже у Алькасара (2 евро в час) и подняться в город на лифте. Дальше - пешочком по достопримечательностям, они довольно плотно концентрируются на небольшом пространстве.
Как бы вы не относились к соборам и церквям, толедский Catedral определенно стоит посещения - это один из самых вместительных и богатых храмов католического мира. Во время служб вход бесплатный; в остальное время он функционирует как музей. Билеты продаются в кассе напротив главного входа, 8 евро с аудиогидом. Последний не такой интересный, как в Эль-Эскориале, слишком перегружен сухими фактами и датами, вполне можно обойтись одним на двоих.
Внутри в первую очередь привлекает внимание алтарь. Согласно испанским церковным канонам, огромная скульптурная икона за алтарем всегда выполнялась из дерева. В соборе Толедо мастера отдали предпочтение лиственнице, раскрашенной в яркие цвета и в отдельных местах покрытой золотом. Невероятная насыщенность статуями, рельефами, готическими балдахинами и резными консолями, а также огромное количество героев и богатство красок сделали толедское retablo предметом восхищения современников, не видевших ничего подобного в испанских храмах. В документах отмечено, что заказал его легендарный кардинал Франсиско Хименес ди Сиснерос, покровитель Христофора Колумба и большой знаток искусства.
Художественная часть композиции состоит из такого множества сцен, что истинное их количество не знают даже современные служители собора. Если не считать отдельных фигур святых и персонажей Ветхого Завета, заалтарная икона включает в себя около 20 изображений Страстей Господних и сцен из жизни Богоматери. Верхнюю часть венчает колоссальное "Распятие" с Девой Марией и Иоанном. Ниже представлены "Непорочное зачатие" и "Благовещение". Фотографировать тяжело - свет очень скудный, а вспышкой пользоваться запрещено. За этим очень бдительно следят многочисленные работники собора, и не стесняются делать замечания направо и налево.
В течение 50 лет в главном храме города велись работы по устройству дарохранительницы Эль Транспаренте с обратной стороны алтаря. Способный зодчий Нарсисо Томе с помощью отца и братьев создал невероятное по замыслу сооружение из мрамора, бронзы, плотной массы статуй, соединенных с рельефами и отдельными деталями. Фантастическое творение художника получило адекватную оценку заказчиков, а сам он вскоре после начала работы стал главным архитектором собора.
Дарохранительница обрела имя собственное от названия овального отверстия в потолке, из которого в зал падал широкий солнечный луч. Водопад света заставлял переливаться, мерцать и сиять все материалы с гладкими поверхностями, что придавало памятнику динамизм. Ангелы на витражах окна в потолке выглядели так, словно падали с неба. Потрясающая задумка, нигде больше не доводилось такого видеть!
El Transparente:
Зал капитула - высшего духовного совета епархии. Вдоль стен зала размещены портреты всех прелатов, занимавших престол Толедо на протяжении 1900 лет (по крайней мере половина портретов - чистая фантазия художников; некоторые с абсолютно клонированными лицами). Но многочисленных посетителей собора привлекает в зал не столько эта внушительная галерея, сколько деревянный потолок, покрытый великолепной резьбой. Никто не знает, кто были мастера-резчики: арабы ли, обращенные в христианство, или испанцы, научившиеся у арабов их ремеслу.
Украшения на решетке в сокровищницу - "саграрио":
Архитектурный и декоративный стиль, представляющий собой смесь арабского и европейского влияний, называется в Испании "мудехар" (mudejar). Его черты находят не только в резных потолках, но и в вычурных прямоугольных колокольнях, похожих на минареты, в тихих внутренних двориках с фонтанами и решетчатыми беседками, в мозаиках из глазурованных плиток, где прекрасно смотрятся вместе восточные геометрические мотивы и растительный орнамент, присущий средневековому искусству Европы.
За три евро можно подняться на одну из башен собора вместе с гидом (правда короткая экскурсия проводится только на испанском). Но наверху всё забрано мелкой решеткой так, что не особо пофотографируешь. На контрасте вспомнился миланский Дуомо, где не только не было решеток, но можно было свободно гулять по крыше.
Ближе к вечеру, легко перекусив в одном из кафе на центральной площади Zocodover, мы вновь погрузились в машину и отправились... нет, не обратно в Мадрид, а еще южнее. Всё вокруг заливал мягкий, оранжевый свет, в котором обязательно хотели поснимать белоснежные мельницы Ла-Манчи. Но об этом в следующем репортаже.
08/05/2013
Страницы: 1