Страницы: 1 2
Такие дворцы чаще встречаются в детских полуснах, чем наяву. Полусон - это, когда ты уже под одеялом, уже остывает на щеке мамин поцелуй, разговор взрослых за дверью становится все неразборчивее, а тени на стенах не такими пугающими. В эти оставшиеся до глубокого сна мгновенья на поляну перед именно таким дворцом успевает въехать карета, принцесса в золушкином платье входит в бальную залу, а потом ты проваливаешься в этот увлекательный мир, как в кроличью нору, до самого утра. Такие дворцы живут в памяти, как сладкие воспоминания о детстве и их совсем не ожидаешь увидеть в своей взрослой жизни. А увидев, испытываешь поистине детский восторг.
Вполне возможно, что этот дворец тоже пригрезился в полусне его первому владельцу, польскому королю Яну III Собескому. А может быть, он долго и скрупулезно продумывал каждую мелочь наяву. В любом случае, свою жизнь там вдали от городской суеты с любимой женой Марысенькой король хотел превратить в сказку. Поэтому, место для строительства было выбрано подальше от Варшавы и от государственных дел. Сейчас, конечно же, дворец имеет варшавский адрес, хоть и находится на самой окраине города.
Дворец строился долго и в несколько этапов - с 1677 года по 1696-ой. Год окончания строительства стал годом смерти короля - Ян Собеский умер здесь же, в Вилянувском дворце в возрасте 66 лет.
Ян Собеский принадлежал к дворянскому роду и был избран на престол в результате успешно проведенных военных кампаний. Его выдвижению поспособствовала жена, богатая французская дворянка Мария Казимира Луиза де ла Гранж д'Аркьен, состоявшая до этого замужества в свите тогдашней польской королевы Марии Людовики, тоже французского происхождения. Мария Казимира вышла замуж за Яна Собеского в 1665 году, будучи уже вдовой, и с тех самых пор стала зваться Марысенькой.
Марысеньку свою король любил необыкновенно - 13 детей тому подтверждение. Из них, правда, только четверо достигли зрелого возраста, остальные умерли младенцами.
Вилянувский дворец строился в том числе и как "любовное гнездышко" во французском стиле, таком привычном для Марысеньки.
Дворец украшался многочисленными статуями; изображениями греческих богов и богинь, которые должны были символизировать королевские добродетели; сценами военных побед короля.
На стенах дворца хватило места для всех - для королей, полководцев и ученых мужей. И, конечно же, для любимой Марысеньки.
Не берусь утверждать, но, судя по сохранившемся портретам, это и есть польская королева.
Марысенька пережила Яна Собеского на 20 лет, но окончила свою жизнь не в Польше, а во Франции, в замке Блуа на Луаре. Поздее ее прах был перевезен в Краков и захоронен рядом с прахом мужа в Вавельском замке. А Вилянувский дворец перешел новым владельцам: сначала потомкам короля, а потом другим представителям магнатских семей - Синявским, Чарторыским, Любомирским, Потоцким и Браницким. В период с 1730 по 1733 годы дворец был резиденцией очередного польского короля Августа Второго.
Каждый новый хозяин здесь что-то перестраивал, добавлял, украшал и расширял.
Большое внимание уделялось не только зданию, но и саду.
В 1805 году тогдашний владелец дворца Станислав Костка Потоцкий открыл в нем музей. Для обозрения были выставлены коллекции произведений искусства и открыты жилые комнаты короля Яна Собеского. Сам Станислав тоже был заядлым коллекционером, в первую очередь его интересовала археология. Эти собрания также можно увидеть сейчас во дворце.
Обзор начинается со второго этажа, где находится галерея польского портрета 16 - 19 веков. Среди них есть портреты владельцев этого дворца и, конечно же, Марысеньки.
Самое интересное, на мой взгляд, - это дворцовые интерьеры. Они максимально точно восстановлены после того, как во время Второй Мировой войны дворец был разграблен немцами и определен ими же под госпиталь и казармы. Само здание дворца не пострадало, хотя почти все ценности были оттуда вывезены. К счастью, значительную часть их потом удалось вернуть обратно.
01/05/2013
Страницы: 1 2