Путешествие меж двух морей - Российский Кавказ

Страницы: 1 2

Погранпереход в Грузии проходится очень быстро: даешь паспорт, снимаешься на веб-камеру - и свободен. Интересное начинается на российском переходе. Интересно, что расстояние между грузинским и российским постом - 3 километра. Нейтральная зона, пустая земля.

Только мы подъехали к посту, к нам подруливает какой-то местный чиновник, по ходу дела одновременно оценивающий взглядом машину (BMW 7-й серии 1995 года). Он сразу: "Ну привет, студенты!". Я ко многому привык, но не к хамству везде и всюду. Ребята, меня подвозившие, - азербайджанцы, и машина тоже азербайджанская, соответственно. Через "Верхний Ларс" они поехали впервые, не захотев делать крюк через Дагестан. Чинуша позвал Турала, водителя "бэхи" в свою каморку и там все решилось тысячей рублей и парой бутылок коньяка. Это чтобы нас не досматривали, не проводили через рентген и прочее-прочее. В любом случае не удалось избежать кучи бумажек - русский, все-таки мне родной язык, я помог ребятам с заполнением.

Следующая статья - страховка. На месяц аж почти 4000 руб. в Нижнем Ларсе. Вскоре за Нижним Ларсом нас тормозят ДПС, где, мол, страховка? Да вот она, - показали ребята. Мент чем-то был недоволен, но отпустил. Едем дальше. Тормозят недалеко от въезда во Владикавказ. Снова: документы, страховка, перевод паспортов и документов, лишние вопросы. Я сидел за глухой тонировкой, скрытый от взглядов, но порядком затянувшийся длинный разговор поднадоел, я высунулся в окно. ДПСники опешили. "А ты кто такой?" - спросил один, - "Куда едешь, откуда?". "Оттуда, с гор еду. Домой." - ответил я. Что-то еще они терли, предлагали хоть кортеж устроить для безопасности. Ах, какие молодцы!

Владикавказ, Россия / Фото из России
    Владикавказ, Россия // like-a-freedom.livejournal.com

Много машин люкс-класса с южно осетинскими номерами. Руководство "страны", мне думается. И в правду, как там жить ныне с такими кошельками?.. По началу хотелось поехать в Алагирское или Куртатинское ущелье, погулять там день-два-три, но почему-то передумалось. Откровенно тянуло домой. Но прежде хотелось еще кое-что посмотреть.

// like-a-freedom.livejournal.com

Беслан. Никому он так и не стал бы известен, если бы не известные печальные события 1 сентября 2004 года. Тогда террористы неожиданно и вероломно захватили в здании школы №1 заложников. Прямо со школьной линейки.

"9 часов 05 минут - 9 часов 15 минут. Автомашины с боевиками въезжают во двор средней школы № 1 г.Беслана. Стреляя из автоматов, террористы окружают людей, собравшихся на торжественную линейку во дворе школы, и, избивая их прикладами, оттесняют к стенам спортзала и окнам коридора, выходящим в школьный двор, принуждая забегать в здание. Часть людей успела покинуть территорию школы в первые минуты теракта."

Из показаний свидетеля Л.А.Цалиевой
    "Звонка еще не давали. Первый звонок обычно дает первоклассница и одиннадцатиклассник. Звонка еще не было. Я посмотрела на свою школу: это было что-то необыкновенное. Это были цветы, дети все красивые и уйма цветов. Вдруг крики, шум, гам и вооруженные с какими-то рюкзаками в черной маске. Я сразу не определила, что это может быть такое. Обычно у нас бывают учения при пожаре и так далее. Я не сразу врубилась. Но когда увидела, что их уйма - человек 20, это точно. Они нас окружили. Всю школу окружили стрельбой. И стали всех загонять в школу через две двери: через заловую дверь и через наш основной вход. Они это сделали очень быстро."

Из показаний свидетеля Ф.М.Дудиевой
    Источник: Доклад Парламентской комиссии по расследованию причин и обстоятельств совершения террористического акта в городе Беслане Республики Северная Осетия - Алания 1 - 3 сентября 2004 года

На протяжении трех дней террористы держали осаду здания. Более 1100 заложников. Пытающихся спастись бегством убивали. Ни воды, ни еды. Не буду здесь больше писать, это сложно и очень объемно. Множество материала можно почерпнуть с сайта http://www.pravdabeslana.ru

Я же приехал в Беслан, чтобы своими глазами увидеть эту школу. Тенистыми улочками, спрашивая местных жителей, я почти что вышел к искомому, но заблудился в трех соснах. У шедшей навстречу женщины я спросил, как же мне выйти к школе. "Это здесь, совсем рядом. Ты, может быть голоден, устал? Давай к нам в гости."

Я всегда рад зайти в гости, и не отказываюсь, как правило. А тут, честно говоря, замялся. Она по-матерински взяла меня за руку и повела в гости. Дом оказался в 100 шагах. Внутри просторно, делают ремонт - переделывают отопление.

Беслан, Россия / Фото из России
    Беслан, Россия // like-a-freedom.livejournal.com

Меня сразу усадили за стол. Получилось, что три семьи тогда были - они все помогали с ремонтом, все - осетины. Поначалу я и слова не мог сказать - мне только и подавали на блюдо осетинские пироги, домашний сыр, тарелку похлебки... Я и вправду был голоден - утром на завтрак была только бутылка "Боржоми". Домашние осетинские пироги - это что-то... Потом меня долго расспрашивали о обо всем и я с удовольствием отвечал.Светлана - она с ребеночком на руках, это её я встретил на улице в поисках школы.

// like-a-freedom.livejournal.com

Чуть позже я со Светланой пошел в школу. Черт побери, как же я был не тактичен и не дальновиден, ведь по ней можно было бы понять... У неё здесь погиб сын. В молчании я провел здесь почти полчаса - мне нечего было говорить, и незачем. Света тем временем рассказывала о том, как все было. Она видела это своими глазами.

Все стены в надписях в память о погибших. Фотографии с подписями. Умирали целыми семьями! Мать, отец, трое детей; мать, отец, двое детей... Столько молодых, светящихся простодушной детской непосредственностью лиц, горящих глаз. Отдельная доска памяти отряду "Альфа" - славным отважным мужам, отдавшим жизни во спасение других, детских жизней. Говорят, что уже в первый день боец отряда "Альфа" проник внутрь здания, но был приказ: отступить.

// like-a-freedom.livejournal.com

После школы меня отвезли в "Город ангелов". Это кладбище, на котором покоятся погибшие в теракте.

Среди погибших было несколько деток-армян.

// like-a-freedom.livejournal.com

Мы попрощались. Свету я обнял на прощание как родную маму. Ей тяжело пришлось, но жизнь на этом не заканчивается, Бог дал ей замечательных внуков и деток. Жизнь продолжается! Я в несколько расстроенных чувствах покинул Беслан.

Сразу поймал машину почти до поворота на Баксан. За рулем - чеченец. Мы весь путь разговаривали об истории и обычаях его народа. Самаил оказался на редкость приятным собеседником, спокойным и обстоятельным. Обещал в отвезти меня в леса Шатоя и другие интересные места Чечни, если буду здесь в следующий раз. А на этот раз я покинул его недалеко от Баксана. Еще одна машина - и у моста через речку Баксан.

// like-a-freedom.livejournal.com

Все интересное всегда происходит спонтанно, так и сейчас: я собирался ехать дальше в Пятигорск, но вдруг мелькнула мысль - куда я так лечу? Ухожу с трассы "Ростов-Баку" через круг на другое ответвление. Стоплю. Одна машина - я на окраине Тырныауза, вторая довозит меня до пос.Эльбрус с невероятной скоростью. Особенно водитель оказался занятной личностью. По разбитой дороге мы ехали никак не меньше 130 на чуде отечественного автопрома, мирно разговаривая.

- А не боишься так ездить?

- Да не, чё тут. Со свадьбы еду с Нальчика. Ну выпил коньяка немного, нормально.

... Проехали блокпост...

- А права не жалко отдать будет?

- Да их уже забрали. Здесь все так ездят.

Совсем стемнело. Ни зги не видать. Я поставил палатку за поселком, прямо у ревущего Баксана. Устал, и сон сегодня ничто не в силах потревожить.Только утром я понял, в каком грохоте я спал. Будильник мне уже не требовался, я стабильно каждый день вставал за полчаса до рассвета. Тем более, что будильник был только на потерянном мной в Турции телефоне.

Как свежо в горах утром - это нельзя передать. Это знают лишь те, кому хоть раз приходилось быть в горном походе и ночевать под открытым небом. Воздух к утру до сильно остывает, и высунутый из спальника нос грозит стать сосулькой. Самое сложное - вылезти из спальника и пойти умыться. Сам по себе воздух холоден и заставляет усиленно бегать кровь в только что проснувшемся организме, а тут еще и умывание в воде несколькими градусами теплее точки замерзания прогоняют совершенно последние мысли о сладком сне.

Солнце где-то уже поднялось над линией горизонта, позолотив верхушки гор. В ущелье солнышка еще долго не будет видно.

Баксан стремительно катится вниз:

Река Баксан, Россия / Фото из России
    Река Баксан, Россия // like-a-freedom.livejournal.com

Я собрал свой нехитрый лагерь буквально за 15 минут. Тент на палатку на ночь не накидывал - грех на такой свежести себя запирать. Пошел в Эльбрус на поиски магазина. По пути зашел на заправку, залил пол-литра бензина в горелку. В магазе купил покушать на пару-тройку дней и пошел к поляне Азау.

// like-a-freedom.livejournal.com

По пути стопил, а то до Азау порядочно идти. Через 10 минут меня подобрал МЧС'овец, подкинув до Терскола. В оном я зарегистрировался в МЧС на всякий случай и пошел на Азау. Автостопщик - ленивый человек. Я себя хоть автостопщиком и не считаю, но лениться люблю. Не пройдя и полкилометра мне остановился Крузер-200, подвез до Азау.

Как обычно, какого-то плана у меня не было. Просто сегодня я хотел идти туда, куда дойдется. С Азау я полез на "Кругозор". Пешком. Специально, чтоб попробовать свои силы. Все-таки высота, хоть и небольшая пока. До станции я дополз почти ровно за час, с двадцатикилограммовым рюкзаком и без палок, обогнав двух туристов налегке на акклиматизации.

// like-a-freedom.livejournal.com

Идти, конечно, нелегко. Зато виды открываются великолепные, цветочки-травулечки всякие:

Откуда силы берутся - ума не приложу. Я хоть и медленно, но шел стабильно и почти без отдыха, сделав только два стопа чтобы попить.

// like-a-freedom.livejournal.com

Половина пути от Азау сделана.

На Кругозоре пришлось посидеть, покушать. Дать высохнуть пропотевшей одежде. Дальше - выше и холоднее - можно и простыть. Пульс - отличный, 120-130 на подъеме, 75-85 на привале, после 5 минут отдыха. Вообще, две с половиной недели беспрерывных странствий делают из организма замечательную выносливую машину, не боящуюся сильных нагрузок и длинных переходов, кушается все, что можно съесть и без опаски, - организм, кажется, понимает, что калории ему будет больше неоткуда достать.

// like-a-freedom.livejournal.com

Следующий уровень я проехал на канатке с группой туристов на восхождение. С ними же от "Мира" я поехал на "ратраке" станции МЧС. Вообще, я впервые ездил на этом агрегате. Рюкзаки вешаются на крюки на ковше - все время немного стремно, что рюкзак слетит и отправится под ратрак. Я не знал, что эта адская машина берет такие крутые углы подъема. Нас в кузове набралось 11, кажется, человек. Еще в кабине один или два, еще водитель и какой-то местный. И вся эта дура вполне себе быстро ползет в гору, забрасывая всех мокрым снегом, летящим с гусениц.

Я даже кадры на ходу успевал сделать:

// like-a-freedom.livejournal.com

Мы высадились недалеко от базы МЧС. Ребята оказались екатеринбуржцами, и очень дружелюбно предложили поселиться с ними. Пока доползли до базы пару сотен метров, стало понятно, что такое высота. Набор сегодня хороший, особенно у меня. С одной ночевкой на 1700 под Эльбрусом я взлетел на 4100 здесь. Кто ходил в горы, скажет, что это плохо. И я соглашусь - не стоит так делать, если не уверен в себе. Я все таки делал скидку на свою некоторую подготовленность и выносливость.

Мы принялись откапывать домик, в котором будем селиться. Эдакий каркас с обшивкой из профлиста. Без утепления, зато хоть без ветра и не на снегу, и то хорошо. Внутри расположились тесно и стали готовить обед. Газ горел хреновастенько, поэтому пока был бензин, готовили на нем.

// like-a-freedom.livejournal.com

Оставшуюся часть дня ничего не делали. Покушали и отдыхали. Я себя чувствовал нормально. Быстрый шаг и интенсивные резкие движения, конечно, сбивали дыхание. Немного позагорал на теплых камнях. Здесь днем, если солнечно и безветренно, настоящее пекло. Куча снега вокруг, а жарит, словно в печке. Но раздеваться опасно - слишком жесток ультрафиолет, поэтому я только на 20 минут подставил себя солнцу. Про солнечные очки говорить не буду - это в горах одна из самых важных вещей.

Делать было откровенно нечего. Почти все уснули, я же днем засыпаю очень тяжело и ночью потом плохо сплю. Походил, пофотографировал. Далеко не уйдешь - днем весь фирн начинает таять и превращается в отвратительную слякоть, по которой идти довольно сложно, да еще и в первый день - моментально выдыхаешься.

// like-a-freedom.livejournal.com

Днем, кстати, тут вполне можно фотографировать. Очень яркое небо и ослепляюще яркие горы влазят в ДД матрицы очень плотно, давая хорошо проработанную картинку. Естественно, с сильным контрастом.

Вершины Эльбруса, Россия / Фото из России
    Вершины Эльбруса, Россия // like-a-freedom.livejournal.com

Снова вершины Эльбруса, дело к вечеру:

like_a_freedom
    28/02/2013

Страницы: 1 2

25.04.24 В столице открылась навигация на Москве-реке
    "Аэрофлот" обещает ветеранам бесплатные авиабилеты
    24.04.24 Из Перми запустят водный маршрут в Закамск и Краснокамск
    S7 Airlines полетит из Новосибирска в Алматы
    Red Wings начнет совершать рейсы из Челябинска в Минск
    17.04.24 S7 Airlines будет снова летать из Новосибирска в Калининград
    Red Wings возобновит рейсы между Екатеринбургом и Владикавказом
    Intercars продает билеты на рейсы между Минском и Москвой со скидкой