Страницы: 1
Такого со мной еще никогда не случалось, чтобы оказаться в стране, абсолютно того не планируя. Однако в этот раз получилось именно так, и произошло это, к большой радости, с Финляндией. Многие путают Финляндию со Швецией, стокгольмский синдром с хельсинским, и даже может быть "Эрикссон" с "Нокия".
Но в этот раз Финляндию со Швецией перепутал тот, от кого, казалось, такого удара в спину вообще нельзя было ожидать - паромная компания.
В Финляндию из Петербурга довольно удобно добраться на машине или автобусе. Есть также поезд с самолетом. Морем дорога до Хельсинки занимает всего одну ночь. Из Петербурга ходит паром, на который можно погрузиться даже с собственной машиной.
Каюта на пароме напоминает пассажирское купе поезда, с откидными полками, но в отличие от поезда также еще имеет душ с туалетом.
Согласно купленному через интернет билету, паром должен был направляться из Петербурга в Стокгольм и прибыть туда следующим утром. Однако, уже находясь на борту, выяснилось, что вместо Стокгольма паром идет в Хельсинки, а только на следующий день в Стокгольм. Оказалось, что на эту неделю паром взяла в чартер турфирма "Нева", которая просто поменяла расписание по своему усмотрению, конечно же, обладая на это полным правом. Я оценил юмор и эффективность работы системы онлайн-бронирования паромной компании после того, как немного попугал пассажиров расспросами типа "а куда собссно этот пароход направляется". Пришлось переносить на день встречу с другом в Стокгольме. Хотя, с другой стороны, не входивший в планы Хельсинки приятным сюрпризом в них вошел.
Настоящий необитаемый пиратский остров проплыл мимо на выходе из порта Петербурга на фарватер. С "веселым Роджером" на пальме и бочкой, видимо, сокровищ.
Петербург прощался с нами великолепной погодой и приятным закатом.
Ну а Хельсинки встретил очень не по-скандинавски, безоблачным небом и довольно теплым солнцем. Небольшой недостаток международных путешествий на паромах - это длинные очереди на таможне. Процедура такая же, как и в аэропорту, только пассажиров на пароходе несравнимо больше, чем в самолете, все также, как и с самолета, хотят выйти вместе и сразу, поэтому образуется очередь. Впрочем, это распространяется только на паромы из России. Пассажиры паромов, прибывших из стран Евросоюза, проходят беспрепятственно, так как не подвергаются паспортному контролю.
Финляндия или Суоми, как называют ее сами финны, и что означает поэтичное "страна болот" - северная страна с холодным климатом и малым населением в 5,4 миллиона человек, что не превышает даже населения Санкт-Петербурга. Маленькая Суоми подарила миру не только муми-троллей, но также такие известные всем вещи, как сауна, Nokia, Linux, масло Valio, группы The Rasmus и Apocalyptica. Также она постоянно и твердо занимает первое место в мире по свободе от коррупции, разделяя его, как правило, с Данией и Новой Зеландией.
Вообще говоря, Хельсинки впервые стал столицей только после вхождения Финляндии в состав Российской империи под именем Великого княжества Финляндского. До этого столицей был город Турку, что намного ближе к Швеции во всех смыслах, и, видимо, это повлияло на перемещение центра поближе к России. Местами Хельсинки похож на хорошо отмытый Петербург.
В принципе все самые популярные достопримечательности Хельсинки - так или иначе связаны с Российской империей и ее наследием. На центральной площади города, именуемой Сенатской, в самом ее центре, стоит памятник Александру II, который придал финскому языку статус государственного на этой земле, за что, видимо, и был отлит тут из бронзы в порыве благодарности. На заднем плане церковь Святого Николая, сильно смахивающая на Исаакиевский собор в Петербурге.
Церковь похожа на православную, однако она лютеранская. Внутри под сводами купола гармонично расположился орган.
Но православная церковь в Хельсинки тоже есть, и называется она Успенский собор. Построена была тоже, естественно, во времена Великого княжества Финляндского.
Но все-таки Хельсинки - город европейский. По-скандинавски сурового, но очень красивого вида архитектура преобладает в историческом центре.
Ну вот так примерно выглядит свадебный лимузин финских молодоженов, немножко украшен ленточками, а сзади привязаны банки для шума и пущего веселья. Ретрокрасота, не увядающая с годами.
Европа любит дизельные автомобили из-за их экономичности в расходе топлива, и хельсинские улицы и переулки щедро заставлены такими машинами. Однако высокие налоги на регистрацию дизеля весомо компенсируют это достоинство. Также очень интересно расположились решетки ливнестока прямо под водосточными трубами.
Финский кукловод развлекает прохожих своими марионетками под музыку. Выглядит просто замечательно. Вообще исторические центры городов очень хороши тем, что там собирается много творческих людей, особенно когда творчество их редко и интересно.
Хельсинки расположен на очень каменистой местности. Камня тут настолько много, что используют его повсеместно, даже в виде натуральных ограждений...
... не говоря уже о том, что почти все дороги центра города выложены из брусчатки.
Раз уж камня так много, то его активно используют для строительства, выкладывая плиточные дворики и облицовывая фундаменты и фасады зданий.
А этот двор вполне себе мог бы быть петербуржским, если убрать велосипеды, пробить дыру посередине в асфальте, залив ее лужей, написать пару матерных слов на дверях и чуть запылить окна.
Вообще, то ли день такой выдался, то ли все очень тихо и спокойно в финской столице. Отойдя чуть подальше от центра, город немного пустеет.
Солнечный день продавца антиквариата, похоже, течет по-фински размеренно. Вообще неторопливость свойственна северным народам, а уж про финскую медлительность даже шутки складывают. С другой стороны, попробуйте-ка быстро сказать "antikvariaatti".
Ну вот так примерно выглядит квартирный дом в, видимо, очень популярном районе Хельсинки.
А спортивные площадки чем-то похожи на наши, только на наших я давно не видел потягивающихся пенсионеров.
Вообще Финляндия предательски разбивает в пух и перья теорию о прямой взаимосвязи разбитых дорог и холодного климата. Те, кто въезжал в страну из России по шоссе, представляют, о чем я.
Хельсинская береговая линия сильно изрезана, что делает ее очень живописной, а также, видимо, непростой для навигации в плохую погоду. Близость воды и развитие экономики порождают хорошее кораблестроение, и в этом Финляндия схожа с Японией. Если взглянуть на список самых больших пассажирских судов мира, то почти все они построены на верфях Турку в Финляндии. У финнов есть довольно уникальный навык в кораблестроении, который тяжело доступен другим странам - строительство ледоколов. Даже некоторые небольшие советские ледоколы были построены здесь.
Недостатка в воде в Финляндии не наблюдается. В стране, ни много ни мало, около 190 000 озер, а качество пресной воды одно из самых высоких в мире.
Туристический автобус с открытым верхом тут не просто двухэтажный автобус, но и кабриолет со сдвижной крышей, не Сингапур все-таки, может и зима случиться. Также на нем спереди написано, что идет он по "желтому маршруту", что очень удобно, если свериться со схемой. Это вам не Serpukhovsko-Timiryazevskaya line.
Никаких тебе строительных лесов для ремонта фасада, вся работа делается с машины. Кстати вход расположен так высоко, скорее всего, чтобы не "утонуть" в снегу зимой.
Серьезного вида человек в военной форме, скорее всего, не военный корреспондент, а хельсинский контролер уличного движения. Подозреваю, что на камеру он записывает нарушения вместе с автомобильными номерами.
Интересно, что во время Второй мировой войны маленькая Финляндия успела повоевать как против Советского Союза, так и против Германии, при этом сохранив собственную независимость как от одних, так и от других.
Еще довольно интересно подметить, что шведский язык имеет официальный статус государственного наравне с финским. Ну а также заслуживает внимания довольно известный факт, что Финляндия находилась под управлением женщины-президента последние 12 лет с 2000 года.
Резюмируя и пытаясь уложить в несколько слов впечатление от этой северной страны с фантастической красоты природой и прохладным, но все же гостеприимством. Думается: природа, свобода, достаток, тишина и покой, культура с историей - sounds like Suomi.
15/12/2012
Страницы: 1