Страницы: 1 2
Трамвай считается практически исключительно городским видом транспорта. Трамвайные вагончики гармонично и привычно выглядят на фоне городских пейзажей среди царства автомобилей, бетона, асфальта и стекла. За пределами своей урбанистической среды обитания этот вид общественного транспорта выглядит довольно экзотично, особенно если фоном выступает скалистая местность, покрытая густым лесом и пересекаемая множеством горных ручейков. Именно о такой уникальной трамвайной линии будет мой сегодняшний рассказ.
Этот лесной трамвайчик называется Кирничтальбан. Что в дословном переводе с немецкого значит "железная дорога, проходящая вдоль долины речки Кирнич". Об этой достопримечательности национального парка "Саксонская Швейцария" я узнал еще несколько лет назад и в 2010 году посетил это место. В то время у меня с собой была только мыльница, и сохранилось всего несколько фотографий, поэтому этим летом я решил второй раз съездить в это замечательное не только благодаря трамвайной линии место и написать об этом фотоотчет.
Для начала пару слов о национальном парке "Саксонская Швейцария". Это один из красивейших в Германии национальных парков с уникальным ландшафтом, образованным массивом песчаниковых гор. Три четверти парка находится на немецкой территории, а четверть на чешской, и называется соответственно Чешская Швейцария. Самая знаменитая туристическая достопримечательность Саксонской Швейцарии - Бастайский мост, фотография которого вошла в официальную коллекцию обоев для рабочего стола для Windows 7. Как правило, знакомство туристов с Саксонской Швейцарией ограничивается лишь этим мостом и прилегающими к нему смотровыми площадками. Хотя национальный парк богат на разного рода достопримечательности и изобилует открыточными видами.
Добраться сюда можно многими путями, включая старинные колесные пароходы Саксонского пароходства, регулярно курсирующие в эту местность в летний сезон. Но самый быстрый и удобный путь - пригородная электричка, отправляющаяся из Дрездена каждые полчаса. Комфортабельный двухэтажный поезд доезжает сюда за минут сорок, причем дорога проходит по весьма и весьма живописной местности, так что рекомендую занять место у окна на втором этаже и наслаждаться мелькающей за окнами красотой.
Но цель моей поездки сегодня не горы, а трамвай, поэтому я спокойно проезжаю все самые знаменитые туристические достопримечательности Саксонской Швейцарии и выхожу на станции маленького городка Bad Shandau.
Дрезденская пригородная электричка и встречный чешский товарняк:
Железная дорога проходит на противоположном от Саксонской Швейцарии берегу, поэтому, чтобы попасть в городок Bad Shandau, придется воспользоваться паромной переправой.
Бад-Шандау хоть и маленький городок, но очень уютный и красивый:
В подобных местах редко увидишь толпы туристов, поэтому ничто не нарушает спокойной атмосферы на уютных старинных улочках.
Во дворах сушится белье, а на переднем плане речушка Кирнич, которая дала название местной трамвайной линии.
Найти трамвайную остановку не составит труда, так как на каждой городской улочке есть стрелка с указателем на главную достопримечательность. Десять минут неспешной прогулки по городу, и я в парке Бад-Шандау, где начинается трамвайная линия.
Обслуживают линию очаровательные старенькие трамваи времен ГДР вагоностроительной фабрики Гота.
Примечательно, что такие трамваи поставлялись также в некоторые города СССР. В свое время они использовались львовским трамвайным хозяйством, и самое удивительное, что Гота-трамваи работают на одной из трамвайных линий в Евпатории и по сей день.
Трамваи Гота были переняты Кирничтальбаном в б/у состоянии у восточногерманских трамвайных хозяйств таких городов, как Йена, Плауэн, Цвиккау, и в 90-х годах после основательной модернизации продолжили работу в столь экзотичном месте.
Рабочее место водителя:
Интерьер трамвая обшит деревянными панелями, отчего внутри по-домашнему уютно:
Что мне не понравилось - это современные сиденья, которые выглядят пришельцами из будущего в этом царстве классики и немного портят стилистическую целостность интерьера.
Сцепка вагонов:
Ширина колеи Кирничтальбана - 1 метр. Колея на протяжении всего маршрута однопутная с несколькими разъездами на остановках.
Трамвай отправляется в путь, а я сажусь возле окна и фотографирую местность по дороге к конечной станции.
Прежде чем продолжить рассказ об этой поездке, постараюсь вкратце рассказать историю этой уникальной трамвайной линии:
В конце XIX века стремительно увеличивается туристический поток в Саксонскую Швейцарию, и в 1893 году создается комитет по строительству и эксплуатации трамвая от станции Шандау через долину речки Кирнич. Изначальные планы предусматривали строительство кольцевой железной дороги от центра городка Бад-Шандау до чешской границы, через приграничные чешские городки и назад в Бад-Шандау. После того как план строительства железной дороги был одобрен, возникли споры о типе привода. По причине дороговизны электрического привода (нужно было строить электростанцию) городской совет Бад-Шандау склонялся к постройке трамвайной линии на паровой тяге. Но саксонское правительство отклонило этот вариант и после споров, которые длились вплоть до 1898 года, было решено строить электрический трамвай. В январе 1898 года было начато строительство электростанции, и были достроены пути до Лихтенхайнского водопада. По причине дороговизны изначальный проект кольцевой дороги так никогда и не был реализован.
27 мая 1898 года состоялось торжественное открытие линии трамвая Кирничтальбан, которая соединила городской парк Бад-Шандау и Лихтенхайнский водопад. На то время это был исключительно прогулочный трамвай, который эксплуатировался лишь в летний сезон с мая по октябрь.
Для трамвайной линии Кирничтальбан были закуплены шесть трамваев, построенных фирмой "Waggon- und Maschinenfabrik AG vorm. Busch" из саксонского города Баутцен (фото: Dresdner Verkehrsbetriebe AG).
В первые годы эксплуатации Кирничтальбан столкнулся с многими проблемами - трамваи часто сходили с рельс, отказывали двигатели. Но несмотря на это количество пассажиров с каждым годом росло. Трамвай даже смог пережить тяжелое время Первой мировой войны и последующей гиперинфляции. А построенная для трамвайной линии электростанция с 1911 года обеспечивала электричеством несколько городов (Бад-Шандау, Зибниц, Кёнигштайн) и около трех десятков деревень.
Гостиница возле Лихтенхайнского водопада - конечная станция трамвая, 1900 год (фото: дрезденская почтовая открытка, автор неизвестен).
26 июля 1927 года стало черным днем в истории трамвая Кирничтальбан. В самый разгар сезона перевозок в депо произошел пожар, уничтоживший полностью весь трамвайный парк. Трамвайное сообщение остановилось на две недели и было под угрозой остановиться навсегда. Чтобы спасти трамвайную линию 12 августа 1927 года были временно позаимствованы трамваи линии Lößnitzbahn, соединяющей Дрезден с пригородом Радебойлем, которые проработали до конца сезона 1927 года на Кирничтальбане.
Зимой 1927-1928 года было восстановлено сгоревшее депо, и в марте 1928 года трамвайное хозяйство закупило 11 вагонов фирмы MAN. Уникальная трамвайная линия была спасена, и с 1938 года трамвайное движение по ней осуществлялось уже круглогодично.
В 1939 году велись дебаты о замене трамвайного движения на троллейбусное, но наступившая война помешала этим планам. В военное время трамвайная линия Кирничтальбан не пострадала и после месячного простоя в июне 1945-го возобновила работу.
К началу 60-х годов состояние путей заметно ухудшилось и стали учащаться случаи схода трамваев с рельс. В 1969 году произошел сход трамвая с рельс, в результате которого трамвай перевернулся, 20 пассажиров были травмированы. После этого несчастного случая линия была временно закрыта, и ее существованию снова стала угрожать опасность.
Ремонт путей все время откладывался из-за нехватки средств, материалов и рабочей силы. Лишь к 1972 году была отремонтирована часть пути длиною 2,6 километра, по которой было возобновлено движение трамвая. Полностью ремонт всей линии был закончен к концу мая 1973 года и Кирничтальбан снова вернулся к полноценной работе.
После того как была выведена из эксплуатации трамвайная линия Lockwitztalbahn, функционирующая в южных пригородах Дрездена, Кирничтальбан получил в 1977 году пять старых трамваев этой линии, построенных между 1938 и 1942 годом. Четыре из этих трамваев пришли на замену старичкам, эксплуатирующимся еще с 1928 года, а пятый использовался как база запасных деталей.
21/11/2012
Страницы: 1 2