Руины Менке - Menka или Menke ruins в разных источниках - малоизвестны ровно настолько, чтобы про них не было статьи даже в английской wiki. Маленькая прогулка на час - и вы на месте.
Таких развалин, похожих на полинезийские мараэ, в этих джунглях больше сотни. Во-о-от какие были высокие стены!
Встретили брошенную на несезон стоянку археологов, раскапывающих Menke Ruins. Пока они неторопливо копаются, про Менке известно только то, что тут молились богине хлебного дерева Синлаку и что она улетела с Косрае на остров Яп за день до прибытия миссионеров. Японским трекерам постепенно настает карачун.
Так археологи шутят.
Чувака красиво зовут Salik Wakuk, и ренту от этих исторических гектаров получает он.
Слева - куст piper methysticum, из корней которого делают знаменитый наркотический напиток сакау (каву), от которого торчит вся Океания. Потребление его на Косрае невелико, но зато остров является одним из крупнейших экспортеров piper methysticum на соседний Понапе и другие острова по всему Тихому океану.
Посреди леса встретилась доисторическая ступа для изготовления сакау.
Она же, уже в виде современного логотипа, на автомобильном номере штата. Как и в США, у штатов ФШМ тоже есть nicknames. Косрае - Island of the Sleeping Lady, потому что линия гор и холмов вроде бы похожа на силуэт спящей женщины, а красная глина, которую можно найти в определенном месторождении в горах и которую использовали для раскраски местных доевропейских каноэ, - ее кровь.
Наклейка Goarmy.com - реклама службы в армии США. У Палау, ФШМ и Маршалловых островов особый договор об обороне: страны охраняет США, взамен американская армия может использовать территории Микронезии (в обмен на дотации), а жители последней могут служить в армии защитника. Каждый микронезийский аэропорт украшен парадными армейскими портретами жителей региона, то ли прославившихся, то ли просто служащих в армии (по местным меркам это очень денежно, и в армию идут все, кто может).
В наши дни раскраску каноэ красной глиной эмулируют масляной краской поносного цвета.
Еще вариант станка для изготовления сакау.
В лесу можно встретить такую живность.
Ka tree (terminalia carolinensis): если по корням стукнуть, оно зазвучит как громадный пустой барабан, потому что корни полые.
Местные каноэ делали из них. Высота такого дерева метров 35!
Во время рассказа о травах, глаза правильного местного гида покрываются поволокой, а мысли уносятся далеко.
Кладка, вероятно, знакомая читателю по каменному городу Нан-Мадол на Понпеи, встречается и в руинах Лелу. Но у Лелу нет своей статьи в "Википедии". Да и вообще, покажите мне человека, который знает про этот доисторический город. Понпейские легенды говорят, что Нан-Мадол построили строители, переехавшие с Косрае, но в реальности Лелу моложе, он строился и действовал в 1400-1800-х. Соседние Менке заметно старше и, мне так кажется, принадлежат другой культуре.
Lelu ruins стоят на отдельном от большого острова Косрае острове Лелу (и до сих пор занимают от него одну треть). Как и в Нан-Мадоле, в Лелу жили вождь, священники и знать, а простые люди - на Косрае. Сегрегация в обществе была столь сильна, что, если простому человеку нужно было посетить Лелу, чтобы, например, сдать в качестве налога еду, то он не должен был стоять и ходить прямо, а разговаривать с представителями высших классов мог только шепотом.
Тут были каналы, как в Венеции, дворцы, храмы, крепостные стены, дома и мавзолеи. Но Нан-Мадол до наших дней сохранился, конечно, сильно лучше.
Сейчас маленький остров Лелу соединен с большим Косрае мостом, и на нем тоже живут. Вдоль берега - кольцевая асфальтовая дорога, типичные микронезийские домики и другие признаки микронезийской культуры.
Но если знать, к кому во двор свернуть, то там после кухни, мусорки и семейных могил (все указанное уже на территории древнего города)...
...будет всемирное наследие.
Американцы, незадолго перед уходом, привели Lelu ruins в вид, пригодный для посещения, но в наши дни от этого почти ничего не осталось.
Современные постройки постепенно наступают. Падение Лелу произошло, видимо, во время первых контактов с европейцами, когда из-за привезенных болезней число местных жителей уменьшилось с 10 тысяч до 300, а ослабленное общество было полностью обращено в христианство.
Принеся школы и письменность для полинезийского языка, христианство, насколько смогло, попыталось уничтожить доевропейскую культуру: под запретом было даже пересказывание местных легенд и танцы. Патриархат вместо матриархата, европейскую одежду и товарно-денежные отношения вряд ли можно оценить однозначно негативно или позитивно, а вот местный танец умер совсем, и его приходится восстанавливать с нуля: по рассказам, глядя на соседние острова Океании, где было не так жестко, да и что уж говорить, на фильмы про туземцев. Местами получается как в "Зене - королеве воинов". Самодеятельным танцорам требуется известное мужество, чтобы выйти в костюмах, изображающих доевропейскую одежду: в повседневной жизни женщина с Косрае никогда не открывает плечи, живот и колени.
Местами танец получается слишком буквальным. "Я гребла" - вот тут девушка одета правильно, и микронезийскую одежду обозначают только символическая пальмовая юбка и гирлянда цветов.
"Я стирала".
"Пора спать!"
Основная опасность, поджидающая белого в Микронезии, - шампанское, налитое в пивной стакан. Микронезийцы - те еще работники, поэтому главный секрет - найти для жизни, еды или дайвинга что-то, управляемое белыми-энтузиастами - годятся и европейские пенсионеры, и дауншифтеры средних лет.
Тогда будет и современная архитектура, переосмысляющая микронезийскую, и новогодняя вечерника с танцами в майках, мокрых от кокосовой воды.
01/10/2012