Строительная техника на острове Косрае вместо желтой мигалки снабжена оранжево-белым флагом в шашечку.
Диверсифицированный мелкий бизнес на энергоносителях - продажа дров и бензина. Бензин - на разлив в канистрах.
Автозаправка: датчик, измеряющий отпуск, сломался.
В мешках, в которых у нас продают удобрения и землю для цветов, тут продают корм для свиней.
Это бизнес-центр на Косрае: на первом этаже - единственное, по-моему, отделение банка на острове; на втором - какая-то секта на подъеме, которая расплодилась по островам Океании. На переднем плане - чувак с трубкой. Он это не просто так, он - капитан небольшой парусной яхты Little Qwin под шведским флагом. Когда ты едешь в жопу мира, у ее врат ты неизбежно сталкиваешься с каким-нибудь интересным русским. Исключений нет. Так вот, капитана зовут Александр Сухарев, он с 1992 года путешествует по миру, не возвращаясь домой, а с 1998 - непрерывно идет на своей Little Qwin вокруг Земли. Называется это - экспедиция "Вокруг света в Иерусалим за единение христиан". Все бы ничего, но у него есть блог.
Японцы, перед Второй мировой владевшие Косрае, думали, что тут будет высадка и крупная наземная операция американцев и поэтому серьезно фортифицировали остров: в горных джунглях огромное количество подземных ходов и ржавеющего со времен войны оборудования, оружия и ТМЦ.
Тут стояло 5000 императорских солдат, но битвы так и не было.
Входы местами обвалились и похожи на ловушки, а где-то до сих пор имеют правильную прямоугольную форму с сохранившимися следами обработки.
На поверхности земли много брошенных орудий и бочек из-под ГСМ, есть до сих пор действующий японский водопровод.
Габариты тоннелей заставляют пригибаться. Если вы думаете, что у вас странное хобби, и стесняетесь его, смотрите, что еще бывает: чувак ездит по отдаленным уголкам мира с металлоискателем и саперной лопаткой, чтобы ходить в треки с целью найти какую-нибудь древность, клад или что-нибудь антикварное.
На Косрае почему-то не осталось ничего испанского и немецкого, но он полон японского наследия времен Второй мировой: можно даже наткнуться на черепки японской армейской посуды, разбитой в 1940-е! Черепки настоящие (удивитесь тому, что у японской армии была такая же звезда, как у СССР, только синяя), но лежат здесь из-за необычного устройства местной туриндустрии: как принято в Океании, все горы, мангровые каналы, мегалитические развалины, японские туннели и прочее расположены на чьей-то частной земле и являются чьей-то частной собственностью. Но если в других местах Океании с вас возьмут за вход 1-3 доллара и махнут рукой в сторону достопримечательности в джунглях, тут, на Косрае, владельцы зарабатывают на земле и море не только сельским хозяйством, но и водя в трек туристов за неиллюзорные 10-20 долларов с человека.
Все устроено более чем серьезно: работу выполняют качественно. Таких проводников-частников со своими проектами, насколько это возможно в Океании, поддерживает штат; некоторые сами ездят куда-то за границу на конференции по въездному туризму. Эти несколько тысяч гектаров леса в районе японских катакомб принадлежат вполне конкретному мужику, а аутентичные японские черепки он где-то раскопал и положил у тропы, чтобы было интереснее.
Вся эта история хорошо прячется, и проводник необходим даже не потому, что это - частная собственность: джунгли уничтожают тропу быстрее, чем ее могут протоптать редкие посетители.
Треки на Косрае не просты: постоянно идет дождь, ноги скользят по гнилой листве. Наступи неудачно, и вместе с пластом размокшей глины упадешь с высоты третьего этажа.
Расслабься, и какое-нибудь растение прорастет прямо в тебя.
Проводник показывает, как правильно ставить ловушку на диких свиней.
Японцы привезли на остров бамбук и мандарины. Бамбук вырвался и теперь растет в джунглях, а местные мандарины развили какой-то другой, незнакомый вкус.
Японское кладбище - на столбиках видны надписи иероглифами. Это теперь чей-то частный двор-огород, и видно, как вокруг растут бананы и таро.
Это японская лестница, ведущая, в общем, в никуда.
01/10/2012