Пешком и на троттибайке по горам Гриндельвальда
Лучшее время для отдыха в Гриндельвальде - июнь, сентябрь, октябрь, январь и март.
Во время всего спуска нас сопровождали ели и длинные "европейские" сосны, и это была совсем не утомительная прогулка, она подходила даже для неподготовленных туристов.
Трекинг получился не только оздоровительный, но и познавательный: очень часто возле какой-то особой травки и цветочка была воткнута табличка с описанием растения.
До Гриндельвальда оставалось еще прилично - и мы опробовали самый увлекательный способ спуска с горы: встали на троттибайки, как называют самокаты с багажником и двумя тормозами, ехать на которых приходится на полусогнутых ногах.
Спуск по склонам обратно в деревню на них возможен на заасфальтированном участке - в нашем случае он плавно перешел в автомобильный серпантин. На всех парах мы неслись мимо шале, мирно пасущихся коров и фермерских полей. Если отпустить тормоза, кажется, что эта нехитрая машина разгоняется до скорости реактивного самолета. Машины при виде нас прижимались к правой обочине и сбавляли скорость.
Безаварийно добравшись до Гриндельвальда, мы сели на поезд и отправились в Интерлакен. Нам предстоял ужин и ночевка в самом роскошном историческом отеле города Victoria Jungfrau. В августе 1880 года здесь останавливался Салтыков-Щедрин, так написавший об Интерлакене: "Меня словно колдовство пришпилило к этому месту".
На велосипеде, поезде и пароходе вокруг Интерлакена
На протяжении нескольких столетий Интерлакен был излюбленным местом отдыха русских артистов, аристократов, художников и музыкантов. Первопроходцем был Павел I, который посетил город еще в 1782 году вместе с супругой. Царский маршрут вскоре повторили Н.Карамзин и В.Жуковский, который много рисовал, находясь в Альпах. Жуковский будет неоднократно приезжать в этот регион, а в 1849 году переберется сюда с семьёй, скрываясь от волнений европейской революции. В этом крае бывали Л.Толстой, Ф.Тютчев; Глинка, Рахманинов и Чайковский черпали здесь вдохновение, посвящая описанию Интерлакена красивые строки. В 1897 году в город приезжает Василий Суриков, писать этюды к своей знаменитой картине "Переход Суворова через Альпы".
Интерлакен, в полном соответствии со своим названием, лежит между двух красивейших озер, которые называются Тун и Бриенц. Этот город-курорт в Бернских Альпах - место спокойное, многие его жители занимаются сельским хозяйством. В этом легко убедиться, стоит немного отъехать от бульвара Höheweg, где располагался наш отель Victoria-Jungfrau. Бульвар тянется от Западного вокзала (Интерлакен-Вест) до Восточного вокзала (Интерлакен-Ист), и, как положено центральной улице города, пестрит магазинчиками, сувенирными лавками, бутиками, по нему неспешно прогуливаются туристы, а лошади, запряженные в повозку, везут гостей города к отелю или к озеру. Я провела на балконе своего номера добрые полчаса, умиротворенно наблюдая за тем, как на большой зеленый луг, по другую сторону бульвара, один за другим приземлялись парапланеристы. В хорошую погоду это зрелище красоты необыкновенной: на фоне знаменитой горной троицы Эйгер (3970 м), Монк (4099 м) и Юнгфрау (4158 м) (Eiger, Monch, Jungfrau), в ста метрах от отеля спортсмены неспешно завершают свой полет.
О многом говорит и тот факт, что в городе только один ночной клуб, Johnny's, завсегдатаями там являются в основном подростки и молодежь до 25 лет. Здесь все занимаются спортом, более того - ни один другой курорт страны не предлагает такого количества спортивных летних и зимних развлечений: катание на лошадях, веломаршруты, горные лыжи и сноуборд, дайвинг, хождение под парусом, скалолазание, парапланеризм, вейкборд, роуп-джампинг, рафтинг, гидромотоциклы. Всего не перечислить! Мы решили не отставать от рядового жителя Интерлакена и вкусили швейцарского образа жизни. Мы провели в городе два дня, но не исследовали и половины его возможностей. Утро началось с катания на электровелосипеде, он же e-bike.
Он тяжелее обычного велосипеда за счет аккумулятора, который прикреплен на раму. Я всегда скептически относилась к этому средству передвижения, полагая, что придуман e-bike для людей ленивых и не желающих крутить педали. Пришлось признать, что была не права: во-первых, всегда можно выбрать режим "no battery" и выкладываться по полной, во-вторых, езда в режиме "economy" или "high" позволяет вдумчиво изучать пейзажи, а не тратить все силы на езду в горку. Заряда батареи хватает на целый день. Здесь можно прочитать описание маршрута, по которому мы проехали в тот день.
Компания Flying Wheels, у которой мы арендовали велосипеды, считается лучшей в городе по организации активных туров. Большая удача, если вашим гидом будет ее основатель, добродушный швейцарец Франки, краевед и прекрасный рассказчик. Мы увидели сельский Интерлакен, нетронутую природу и частные фермы, где пасутся куры и коровы. Мы зашли на одну ферму, где в холодильнике хранились фасованные свежие яйца и герметично запаянный сыр. Цены указаны, тут же коробочка для денег. "Дети знают, что это деньги фермеров, и никогда не берут их", - объясняет Франки. Я купила 4 яйца за 2.60 фр. - вкуснейшие, пить их одно удовольствие.
Франки объяснил, почему цвет рек отличается от цвета небесно-голубого цвета озер. "Все дело в минералах, которые находятся в реке. Озеро Бриенц большей частью питается талой водой альпийских гор, а озеро Тун наполняется источниками, которые спускаются с лесных холмов. Река Ааре, которая соединяет эти два озера, протекает через Интерлакен и на всем протяжении города имеет бирюзово-зеленый цвет, поскольку содержит минералы. Но когда река впадает в озеро Тун, она тут же "меняет" свой цвет и становится более голубой, сливаясь с цветом воды озера. Это связано с тем, что минералы оседают на дне озера сразу после того, как Ааре присоединяется к более глубокому озеру Тун".
Здесь все близко: велодорожки соседствуют с конными тропами, справа виднеются поля для гольфа, а вот мост через реку Ааре, по которой сплавляются каноисты. А если задрать голову, то видно популярное место старта парапланеристов. Бабушки, дедушки, дети и их родители, даже собаки - все уделяют спорту хотя бы два часа в день.
Если простого обзорного велотура по окрестностям Интерлакена мало, на ваш выбор четыре других маршрута: панорамный тур вокруг озера Бриенц, поездка к долине 72 водопадов, автобусная экскурсия к сыровару, который живет высоко в горах или велоспуск от Гриндельвальда до Интерлакена.
Следующая остановка - городок Бриенц на берегу одноименного озера, которое не раз признавалось самым чистым озером страны. Город славится отсутствием толп туристов, гордится своими мастерами резьбы по дереву, есть здесь и старинная зубчатая железная дорога Rothorn Bahn - последняя в стране, которая приводится в движение при помощи пара. Ей-то мы и воспользовались, чтобы подняться на гору Ротхорн.
Дорога работает с июня по октябрь, поездка длится около часа, общий перепад высоты - 1678 метров (иногда закладывало уши, особенно во время езды по тоннелям). Если вы путешествуете по Swiss Pass, то билет обойдется в полцены.
Вообще, развитая система транспорта, продуманность и разнообразие маршрутов делает путешествие на поездах, пароходах гораздо более удобным, чем на арендованной машине.
До станции Rothorn Culm добираются так же, как и в начале XX века: состав тянет локомотив конца XIX века, машинист вручную переводит стрелки, уступая дорогу встречному поезду.
Мне было с чем сравнить эту поездку - два года назад я поднималась на зубчатой железной дороге на гору Пилатус в кантоне Люцерн. Так вот подъем на Ротхорн и вид на альпийские луга производит гораздо большее впечатление.
Долгожданный обед в высокогорном ресторанчике. Очень жарко, и все активно пользуются защитными кремами от солнца, не менее 30 spf.
Заказываем самое популярное блюдо - рёшти, или тёртый жареный картофель, который часто готовят с яйцом, помидорами и луком.
Существуют десятки рецептов приготовления рёшти. Обязательно попробуйте традиционный освежающий лимонад на травах Rivello rot или blau. Неожиданно для всех гостей в ресторан пришли певцы-йодлеры в традиционной для этого кантона одежде и исполнили особую песню без слов, йодль, в фольклорной манере горцев альпийских районов. Костюмы женщин были расшиты и украшены чистым серебром.
После спуска в Бриенц мы сменили транспорт и пересели на теплоход - началась водная часть нашего маршрута.
Наш путь лежал к величественному водопаду Гиссбах.
О нем известный мемуарист А.В.Никитенко писал так: "Гисбахский водопад принадлежит к тем чудесам природы, которые можно описывать только статистически или географически, - передать же их красоты нечего и стараться".
После мы отправились на аперитив в отель Giessbach с богатой историей, построенный в стиле Belle Epoque, где наблюдали пышную свадьбу между швейцарцем и кореянкой. Местные мужчины предпочитают кротких и покорных восточных женщин активным, соревнующимся с мужчинами швейцаркам.
День получился очень насыщенным. Вернувшись в Интерлакен и заселившись в отель Metropole, мы по старой доброй традиции за ужином делились самыми яркими впечатлениями дня - как всегда, выбрать лучшее оказалось не так-то просто.
30/07/2012