Бесплатные школы готовят хороших людей, которые плохо умеют считать и писать.
В комнате сидят два класса, на оба - один учитель.
На островах продают тунца. Другую рыбу для еды в Океании ловят очень мало.
На острове Хива-Оа провел свои последние годы жизни знаменитый художник Гоген.
На этом острове всё до сих пор выглядит так, будто Гоген не умер, а просто вышел за морфином.
На Хива-Оа есть музей Гогена с галереей распечатанных на цифровых принтерах репродукций.
На Хива-Оа много развалин и артефактов, но найти большинство из них сложно: где-то нет указателей, где-то - дорог и приметных путей, и надо искать проводника.
Вот с "Улыбающимся тики" всё просто: заботливый туристический офис установил на главной дороге указатель и понятно разметил тропу через джунгли.
А вот и сама дорога.
Истуканы уже совсем рядом!
Объявление при входе: вход - 300 полинезийских франков, оплата в палатке в соседней деревне.
Вот эта самая палатка.
Полинезийцы были язычниками: у каждого острова, семьи и профессии были свои боги с разным, взаимодополняющим функционалом. Мараэ ("храм"; marae говорят по-таитянски; на языке Маркизских островов будет me'ae; на Тонге говорят mala'e; на Самоа - malae) применялись для вступления людей в контакт с богами (atua): в marae atua, вызванные с помощью особых ритуалов жрецами (tahu'a), спускались на землю и вселялись в тики (тики по-маркизски "идол"; по-таитянски будет ti'i; по-гавайски ki'i) или в to'o (тоже идол, не знаю, чем отличались). Забавно, что идолы на острове Пасхи называются mo'ai.
Спустившись, atua повышали у людей божественную силу (mana), нужную для здоровья, плодородия, хорошей войны, рыбалки и всего такого. Мана предоставлялась в ходе ритуалов в обмен на "дары" богам (поскольку у полинезийцев любой подарок почти всегда гарантирует подарок в обмен), и лучшим подарком богам было, конечно, человеческое жертвоприношение. Любой успех предопределялся большим количеством накопленной маны, тех, у кого маны было мало, ждали неудачи. Долгое отсутствие богов на земле ману снижало. "No mana, no funa", - должно быть говорили полинезийцы в те времена.
Мараэ можно найти на всех архипелагах Полинезии, они не такие уж древние: их строили начиная с XV века и позже. Мараэ выглядели примерно как мощёный камнями и окруженный каменной стеной (te patu) двор (te tehua), с алтарём (te ahu) в дальнем конце. "Аху" был похож на каменный стол или многоэтажную пирамиду. Ещё внутри мараэ были te fata ai'ai и te fata rau - деревянные платформы для жертвоприношений и деревянные же (из хлебного дерева!) антропоморфные, зооморфные или в форме абстрактных геометрических фигур идолы (unu), символизировавшие ярчайшие звёзды неба (в представлении некоторых - колонны, на которых держится небесный свод) и посвященные богам или духам, охраняющим семью - владелицу мараэ. Считается, что unu могли красить в священный красный цвет. Вокруг мараэ - здания разной степени святости для богов, жертв, мёртвых, сокровищ и прочего. На алтарь для молитв забирались только вожди (tahu'a и ari'i), для всех остальных они были строжайшим табу (tapu). Женщинам и детям нельзя было даже входить на священный двор tehua - табу, за исключением случаев, когда женщина была вождем (в этом смысле в Полинезии всегда было полное равноправие).
Хива-Оа, один из Маркизских островов - лучшее в мире место для наблюдения за полинезийскими каменными истуканами тики, гораздо круче острова Пасхи с его моаи, и вот почему. В большинстве полинезийских культур от Новой Зеландии до Гавайев тики были почти всегда деревянными, и оригиналы до наших дней дожили в небольшом количестве по музеям.
Некоторые острова делали каменные тики, но меньше, и сейчас их тоже попрятали по музеям, и, получается, что масштабные тики в условно-естественной среде остались разве что на Маркизских островах (95 штук) и острове Пасхи (887 штук).
Чтобы добраться до Хива-Оа регулярными авиарейсами, надо сделать 5-6 пересадок, что, конечно, не идет ни в какое сравнение с жалкими двумя для острова Пасхи.
Остров Пасхи пустынен и прост, а Хива-Оа состоит из джунглей и эпических грунтовок по горам.
99 процентов читателей этого текста узнали, что истуканы есть где-то кроме Пасхи, именно из него. Понятно, что съездить туда и тиснуть ещё один первооткрывательский отчётик уже не получится, но, по крайней мере, можно хотя бы удивить коллег по работе.
И, наконец, на Маркизских островах есть щекочущая нервы опасность, так любимая путешественниками! На Нуку-Хиве в 2011 году немецкого туриста съели каннибалы. Если почитать историю "Баунти", то понятно, что еще в XVIII-XIX веках найти остров без людоедства в Полинезии было очень сложно, но были ли связаны человеческие жертвоприношения для получения маны с людоедством? Только ли людоедские острова получали манну, скармливая людей богам? Были ли острова, где людей не ели, а только убивали на алтарях? Я не знаю! Из фактов о людоедстве в Полинезии мой любимый тот, что кормовых людей называли "длинными свиньями" - за схожесть внешнего вида и вкуса.
20/02/2012