Вот такие единственные ворота ведут с набережной в Джеймстаун. Слева на них примитивное изображение белой лилии - национального цветка, чтобы это ни значило. Его можно встретить вылепленным на некоторых зданиях в Джеймстауне.
Сверху над воротами - ржанка, редкий местный эндемик (200 штук всего осталось!).
С другой стороны над воротами - герб Ост-Индской компании.
Джеймстаун с Half Tree Hollow соединяет лестница Иакова (да, это название из Библии). Это самая длинная прямая лестница в мире, построенная в 1829 году.
В лестнице 699 ступеней, а перепад высоты - 200 метров.
Туристы на остров Святой Елены ездят из-за Наполеона. Но для нас, людей, влюбленных в города, Джеймстаун и лестница Иакова - конечно, главные достопримечательности.
CIA World Factbook считает, что расовый состав острова - 50% африканцев, 25% китайцев и 25% белых. Неправда - жители давно сплавились все вместе в особую однородную расу. Белых до сих пор видно на улицах, но это, главным образом, недавние иммигранты из Великобритании. Самоназвание жителей Святой Елены - saints ("святые").
В истории острова Святой Елены бывало все хорошо с экономикой: в 1770-1890-х годах, когда парусники, следующие за торговыми ветрами, останавливались тут пополнить запасы (пока их не убили пароходы и Суэцкий канал), и когда в 1900-1960-х годах тут существовала индустрия переработки новозеландского флакса на бечевку для королевской почты (пока ее не обрушило появление полимеров). Теперь недельная зарплата местного жителя, если он не ходит на RMS St. Helena и не работает на острове Вознесения или за пределами страны, порядка 60 фунтов в неделю (около 70 евро). Сегодня город выглядит как смесь викторианской Англии и брошенного поселка на Чукотке.
На Святой Елене встречается автохлам 1940-60-х, который так любят фотографы, но все же за ним лучше ехать на Кубу. В реальной жизни местные ездят на машинах 1970-90-х годов.
А могила Наполеона выглядит вот так. На самом деле она громадных размеров - наверное, 3 на 3 метра. Могила давно пуста, прах Наполеона эксгумировали и увезли во Францию спустя 7 лет после похорон. От местной асфальтированной дороги к ней через тропический лес ведет тропа длиной метров 500 и шириной где-то в автомобильную полосу, покрытая аккуратно подстриженным английским газоном.
По выходным могила закрыта для посещений, так что для того, чтобы попасть туда, пришлось перешагнуть цепочку в начале тропы (была всегда), перелезть через ворота спустя метров 100 (говорят, появились недавно), вскрыть калитку метров за 50 до места и переправиться через метровый ров, который теперь зачем-то окружает эту поляну. Впрочем, есть и бонус от такого неформатного посещения: в рабочие часы меня бы близко не подпустили, а заставили бы осматривать достопримечательность с почтенных 15 метров. Как-то это все сильно контрастирует с общим представлением о безопасности на Святой Елене, где можно зайти куда угодно и когда угодно.
12/07/2010