Я не люблю зиму. Пощипывающий за щеки мороз, сверкающий в солнечных лучах снег и захватывающее дух катание на горных лыжах – не для меня. Так я считала, пока не оказалась на горнолыжных курортах Даларны по приглашению оператора "Петросканд". Вслед за интернетом повторю банальную вещь: Даларну называют "самой шведской" Швецией. Это центральный регион страны, сохранивший множество традиций и обычаев шведского народа. На этом цитирование статей из Всемирной паутины заканчивается, и я приступаю к собственному повествованию.
"Вы не беспокойтесь, мы сейчас заберем человека из другого терминала и приедем за вами", - приятный голос в моем мобильном начал успокаивать меня задолго до того, как я собралась начать волноваться. Это Светлана, она в "Петросканде" - все: организатор, экскурсовод, генератор идей наконец. Как мы могли убедиться во время путешествия, своих туристов она опекает и в обиду никому не дает. И точно – вскоре в немноголюдном пятом терминале "Арланды" появились "русо туристо", возглавляемые Светой. Мы погрузились в автобус и тут же взяли курс на Даларну. По дороге мы могли любоваться шведскими пейзажами и слушать Светины рассказы о Швеции, благодаря которым эта страна становилась ближе и понятнее.
Мура
Первый пункт назначения – городок Мура, расположенный примерно в 400 километрах от Стокгольма.
Мы разместились в уютном отеле Mora Spa неподалеку от старинного собора и музея художника Андриша Зорна. Хотя это имя мало что говорит русскому путешественнику, избалованному обилием знаменитых соотечественников-живописцев, музей посетить все-таки стоит. И не только потому, что Зорн – талантливый художник. Его биография вполне может стать сюжетом захватывающего романа, а спроектированный им самим дом можно осматривать часами. Экскурсоводы, говорящие по-английски, с удовольствием расскажут вам историю этого дома и его хозяина. Вот только фотографировать там строго-настрого запрещено.
Андриш Зорн родился в деревне неподалеку от Муры, в небогатой семье. Образование получил в Академии художеств, куда поступил в 15 лет и где прославился как самый молодой студент. Посетителям музея непременно рассказывают романтическую историю о том, как будучи студентом, Зорн подрабатывал, делая портреты на заказ, и как влюбился в дочь богатого заказчика, Эмму. Из-за социальной разницы и материального положения Андриша пожениться они не могли. Тем не менее влюбленная пара тайно обвенчалась, после чего Зорн уехал за границу на заработки и сумел сколотить приличное состояние. Когда художник вернулся, смог попросить руки Эммы и получил согласие.
После свадьбы Андриш и Эмма переехали в Муру, где построили дом по собственному проекту Андриша. Для первого десятилетия XX века дом был оборудован просто роскошно. Художник купил первый холодильник General Motors и пылесос, который сохранился в его доме до сих пор и котируется как одна из самых удивительных вещей в коллекции музея - глядя на приличных размеров ящик, можно сделать сколь угодно смелые предположения, но вам вряд ли удастся опознать в странной коробке привычный бытовой прибор. Но не буду рассказывать обо всех подробностях посещения дома Зорна, иначе тем, кто решит побывать в музее, будет неинтересно.
После экскурсии по дому Зорна нам пришлось поторопиться, поскольку в программе значилось посещение еще одного дома и его хозяин заждался нас, а на кухне стыл свежеиспеченный пирог.
21/07/2008