К новой архитектуре можно отнести Reval Hotel (Elizabetes iela, 55) (www.revalhotels.com), в котором я живу. Он был построен в советское время и вмещает 1000 посетителей. Вся эта тысяча человек носится туда-сюда с чемоданами, говорит на разных языках, лифт приходится ждать по 20 минут. Поневоле вспоминаешь Вавилонскую башню. Из окна номера на 13-м этаже открывается вид на красивейший город. Вечером я рассматриваю огни автомобильных пробок.
Ночью есть смысл пойти в Sky-bar на последнем (26-м) этаже гостиницы, открытый для всех, не только для постояльцев. Окна во всю стену и Рига перед глазами, почти невозможно найти свободный столик, зато очень душевная атмосфера – люди всех стран и возрастов пришли сюда, чтобы выпить с ночной Ригой, танцы, болтовня.
Перед зданием гостиницы с удивлением замечаю памятник ленте Мёбиуса, известной математической модели бесконечности.
Впоследствии таксист рассказывает: это памятник 800-летию города, сделанный так хитро, чтобы с любой точки можно было увидеть цифру 800.
Идем в Национальную Оперу. С 1837 по 1839 год главным капельмейстером Риги был Рихард Вагнер, наделавший долгов и бежавший в Англию. По пути он написал оперу "Летучий голландец". В 1882 году здание сгорело и было перестроено. С тех пор Оперу неоднократно закрывали и перестраивали, последнюю реконструкцию проводили в конце двадцатого века, и Опера в ее окончательном виде открылась в 2001 году.
Сейчас здание выглядит роскошно. На каждом кресле партера можно увидеть металлическую табличку с именем или названием компании. Это люди, пожертвовавшие средства на реконструкцию Оперы – простые горожане и известные господа.
Впрочем, на балет мне пойти не довелось – в тот же вечер в Домском соборе пел ливерпульский кафедральный хор, и я решила исполнить давнишнюю мечту – послушать концерт в этом соборе. И, надо сказать, ни капли не пожалела. В готических соборах любой звук, будь то шелест страницы или молитвенный шепот, проживает длинную пространственную жизнь. И в пении хора можно услышать каждый голос и все сразу. Целый вечер я упивалась голосами мальчиков и мужчин, звуком органа, вылавливала их из соцветия и переплетала по-своему. Во всем этом действии есть особенная эстетическая религиозность, когда становится так невыносимо красиво, что ни о каком грехе невозможно думать. Конечно же, в воскресенье я снова пошла в собор слушать службу.
Службу проводят на латышском языке, но это нисколько не мешает проникнуться общей религиозностью. Только когда люди начали брать друг друга за руки и что-то говорить, я не поняла что делать. Ко мне повернулась женщина и по-русски пожелала мне добра и любви. И я ей.
По соседству с Домским собором в старой Риге находится презабавное здание – дом Черноголовых, прежде бывший клубом неженатых купцов.
В 1941 году здание было разрушено и недавно отстроено вновь.
Выглядит празднично-прянично, внутри – роскошь необыкновенная.
07/01/2008