Подводные скалы Кокоса обладают магнетической силой, притягивая сотни и сотни молотоголовых акул. Считается, что эти скалы являются для них важным ориентиром, своего рода маяком, ключевыми точками миграционных маршрутов. Во время спуска в сильном течении на глубину 25-30 метров, где обитают "молотки", сперва не видно ни души - завидев группу дайверов с их ужасно страшными для подводных обитателей пузырями, стаи рассыпаются, а акулы разбегаются в разные стороны.
Нужно закрепиться на рифе и набраться немного терпения - уже через пару минут вокруг плавают десятки, а еще через пять-десять минут - сотни хищников, если подождать еще подольше, то некоторые из них, особо любопытные, начнут подходить к непонятным существам с блестящими баллонами за спиной совсем близко, изучая невиданных до селе зверушек. В светлое время суток молотоголовые акулы активно не охотятся, поэтому считается, что общение с ними условно безопасно. Но если погрузиться в точках их скопления после захода солнца, не думаю, что удастся всплыть назад - "молотки" переходят в одиночный агрессивный режим, пробуя на вкус все, что встречается на их пути, и, надо полагать, каждую ночь многие тонны рыбы (ну и сколько-то тонн дайверов) идут на прокорм огромного числа этих хищников, размер которых зачастую превышает 3 метра в длину.
В отличие от социальных серебристых, молотоголовые акулы совершенно не спешат познакомиться с дайверами поближе, по крайней мере, сразу. Характером они наделены прагматичным и осторожным, поэтому обычно при спуске группы все местные "молотки" разбегаются в разные стороны, чисто на всякий случай. Иногда нужно потратить достаточно длительное время (10-15 минут), для того чтобы наконец-то любопытство взяло верх над осторожностью, и расстояние до крайних точек их круговых траекторий сократилось метров до трех-пяти.
И только совсем редко появляются очень любопытные экземпляры типа изображенного на фото - в момент, когда был сделан снимок, я вполне мог потрогать его рукой - почти трехметровая туша пронеслась над моей головой всего в 60-80 сантиметрах.
Ночью, конечно, все по-другому. Ночью "молотки" готовы на близкое, даже слишком близкое знакомство. Правда, не могу никому порекомендовать оказаться рядом с ними после захода солнца - сожрут-с. :)
Если для того чтобы перестать обращать внимание на молотоголовых акул, нам потребовалась пара дней - то белоперых уже на втором дайве никто не принимал всерьез. Однако одним из самых сильных впечатлений от Кокоса стали ночные погружения в мелководье, где нет опасных для дайверов крупных акул, но полно охотящихся белоперок - плавание в акульем супе с парой-тройкой сотен полутораметровых хищниц - приключение не для слабонервных.
Еще один кадр из ночных погружений на мелководье у скалы Мануэлита. В отличие от белоперых акул мраморные скаты не очень активно реагируют на свет и не спешат приблизиться к дайверам, но, тем не менее, ночью число активно охотящихся их особей достаточно велико. Вообще с мраморными скатами у меня в эту поездку получился самый обидный облом - провалились попытки снять один из культовых образов с десятками этих созданий, парящими под сводами арки большого Дос-Амигос, - технические накладки с фото плюс проблемы с оборудованием лишили меня этого кадра :( Зато неплохо парящие скаты получились у Наташки, на ее маленький Canon IXY, удивительно что даже на самую простую современную камеру можно снять очень многое.
Как я уже рассказывал, ярчайшее впечатление осталось от ночных погружений на отмелях скалы Мануэлита, где нам удалось понаблюдать за охотой белоперых акул, которые, подобно насекомым, очень активно реагируют на свет и преследуют группу дайверов с фонарями - нам объяснили, что свет помогает им лучше выслеживать добычу. Буквально сотни полуметровых серых хищников кишат вокруг, часто касаясь дайверов своими телами, впрочем многие не прочь сами просто погладить акул, словно котят. :) Надо сказать, что, по всей видимости, свет скорее мешает им охотится, т. к. непосредственно еды на такую толпу на столь маленькой освещенной территории явно недостаточно - удалось всего несколько раз увидеть собственно акт пожирания чего-либо. Все живое на рифе во время охоты акул стремится забиться под камни, в дырки, пещерки и не высовывать носа. Акулы явно об этом знают и пытаются подлезть под все эти камни и залезть во все эти дырки, часто застревая в процессе.
С китовыми акулами у меня сложные отношения - они меня боятся. Ни на Палау, ни на Мальдивах, ни на Рангироа мне не посчастливилось с ними встретиться, хотя сезоны и погода вполне располагали. И в этот раз, выслушав на первом брифинге радостную информацию о том, что группа до нас встречала китовых дважды, я особо ни на что не надеялся. К последнему дню на Кокосе я, в общем-то, даже подзабыл об их существовании - настолько насыщенным и интересным был дайвинг. И вот в последний день, перед самым последним дайвом, я сидел и благостно копался в ноутбуке, когда ко мне прилетела Наташка с огромными глазами и заявила, что почему-то люди с нижней палубы срочно прыгают в воду. В общем-то, больше она мне ничего сказать не успела - ровно за минуту я умудрился слететь на нижнюю палубу, собрать камеру – процесс, на который обычно уходит минут пять, напялить на себя ласты с маской и очутиться в воде, рядом с грациозно рассекающей у поверхности 10-метровой китовой акулой, которая пришла к кораблю сама, как гора к Магомету. :) Впервые в жизни. 10 метров для китовой - это не сильно большой размер, и нам попался очень шустрый экземпляр - как я ни старался, заплыть спереди не смог, только висел над ней где-то посередке. Наша команда устроила в воде настоящее бултыхальное безумие, и снимать красавицу было крайне сложно - но несколько снимков все-таки получилось. Не сильно драматичных - за драматичными снимками китовых мы поедем зимой в Австралию, на риф Нингалу (Ningaloo reef). Снимки получились больше художественными благодаря лучам солнца, видимым на мелководье. В общем, китово-акуловое крещение состоялось - прекрасный прощальный подарок от острова Кокос.
Черепашек на Кокосе явно меньше, чем акул, поэтому было очень смешно наблюдать, как измученная "молотками" группа дайверов кидалась на редких и очень несчастных рептилий, которым "повезло" оказаться на нашем пути. Закон, который я вынес для себя с точки Альцион, прост - если уже решил сфотографировать черепашку, то будь готов долго вычищать "хаммеров" в фотошопе.
10/09/2007