Дубровник. Выбор места
Скоропостижный отпуск завершен, мы вернулись. Где они теперь, синяя Адриатика, белые скалы, цветущий жасмин и дивный старый город за крепостной стеной? Остались далеко, в трех часах лёту от насморочной Москвы...
Дом под красной черепицей ошую от местного поэта ХVIII века Ивана Гундулича (памятник) - наше жилье. Из окна спальни открывается вид на барочный фонтан (фонтан трехголовый, но промеж львиных голов существует сегрегация: вода истекает только из двух), а из мансардного окна клозета - на иезуитский коллегиум. Сейчас раннее утро, но через несколько минут на площадь соберутся торговцы сыром, лавандой, сушеным инжиром и местным самогоном траварницей. Шум рынка, звон колокола и вопли чаек - единственные звуки, которые слышны в Дубровнике утром. Машин в старом городе нет. Почти. Я за неделю видела три: это были почтовый фургон, скорая помощь и мусороуборочная машинка.
В нескольких шагах от Гундуличевой поляны расположены главные "сокровища" города - Княжеский дворец и Собор св. Влахо. Пользуясь сомнительной исторической аналогией - это собор Сан Марко и Палаццо Дукале. О сходстве, различии и давнем взаимном влиянии-соперничестве Венеции и Дубровника напишу отдельно. Дворец, кстати, построили итальянцы.
Дубровник очень мал. Я не имею в виду его пляжно-курортную часть, растянувшуюся вдоль побережья. Но старый город за крепостной стеной - не больше Кремля. Здесь все известно и описано - количество улиц, домов (чуть больше восьмисот), людей. кошек. И даже старая черепица, разбитая во время войны при сербских артобстрелах, сосчитана поштучно и внесена в счет агрессору.
Улица хоть и напоминает щель или колодец, как каждая приличная средневековая улица, но все же довольно пологая. Большая часть дубровницких улиц - это крутые лестницы, уходящие от главной улицы к крепостным стенам. Очень романтично, но не для местных домохозяек. вынужденных таскать кошелки с продуктами пешком к себе на третий ярус...
Улицы Дубровника вымощены камнем, поэтому здесь не растут деревья иначе, как в кадках, любовно выставляемых горожанами на обочины... Но несколько оазисов здесь есть, один из них - внутренний двор францисканского монастыря. Про клуатры будет тоже отдельная пестня, а пока - апельсиновое дерево. Жаль, что я не могу воспроизвести сладкий запах цветущего флердоранжа, смешанный с запахом нагретого на солце камня... Меланхолическое место (когда, разумеется, здесь нет туристов из Японии)
Колокольня францисканского монастыря замыкает Плацу или Страдун - главную улицу Дубровника - со стороны ворот Пиле. У ворот Плоче с противоположной стороны возвышается колокольня доминиканского монастыря. Между ними и пролегает главный променад города. На Плацу лучше приходить или ранним утром, когда из кафе только-только выносят плетеные стулья и столики, или поздним вечером.
Если в десять утра занять зрительское место на одной из террас с чашкой кофе или натурального лимонада, можно увидеть душераздирающее зрелище. В десять часов раздается колокольный звон, и из ворот Пиле появляются первые круизные группы. Зрители-шакалы. Они идут тяжелым слоновьим шагом клином, "свиньей", влекомые экскурсоводом, одна группа за другой, и через несколько минут заполняют собою всё. Ну буквально все - площадь, прилегающие к ней лавки, кафе, монастыри, музеи... А ведь это май, low season... Нет, неспроста мы удрали на острова...
Элафитские острова
Мы с долей правдоподобия изображали морских волков. Волчиц. Морской бриз дул нам в лицо, мы мужественно хватались за перильца во время волнения на море и смело потребляли местный самогон для поднятия духа на борту. Ну разве что мы не пели "А утром качались на волнах лишь щепки того челнока..." И то, чтоб не накликать.
Так мы сплавали на Элафитские острова. Их три: Лопуд, Колочеп и Шипан. В каком порядке они следовали один за другим, я уже не вспомню: качка и алкоголь сделали свое дело. Но смутно помню, что острова вполне живописны.
Эту версию нашего морского путешествия я излагаю, чтобы вас завлечь посмотреть картинки, которые будут ниже. На самом-то деле все происходило гораздо более прозаично. В старом порту Дубровника с утра выстраиваются продавцы воздуха морских прогулок. В ассортименте у них упомянутые три острова, корабль, переделанный из старого парусника в туристический бот, бесплатная выпивка на борту, рулевой и матрос.
Стандартный южнодалматский остров очень живописен. Но красота его несколько однообразна. Мы сплавали на четыре острова и выяснили, что их комплектация в принципе стандартна. Остров представляет собою основание из белого камня, поросшее дикой или одичавшей флорой. В избранных местах флору одомашнивают, и такой остров содержит ботанический сад, или природный заповедник, или когда-то регулярный, но давно запущенный парк. И наконец, местный остров оснащен некоторой туристической инфраструктурой: пристанью, подобием пляжа (хорватские пляжи представляют собою или валуны, на которых загорать удобно, или мелкую травматичную гальку).
Еще уважающий себя остров имеет руинку (века как правило XV-XVI): монастырь, цитадель или дворец. Руинку честно сохраняют в запущенном виде, что придает ей налет романтичности. Местный путеводитель называет колоритные развалины "останками" особняков. И это похоже на правду.
Остров номер раз самый малонаселенный. Весь опутан ступенями, ведущими практически в никуда. Причалив ко второму острову, мы сначала нашли запущенный цитрусовый сад, в котором плоды и цветы висели на деревьях одновременно, а в отдалении - довольно ветхий замок, летняя резиденция какого-то из дубровницких аристократов.
Окрестные лестницы тоже выглядели довольно средневеково, а острые стебли кактусов - как пыточные орудия. Говорю, имея эмпирический опыт - один такой вонзился мне в ногу.
Третий остров - Лопуд - самый населенный и живописный. Он с давних пор считался островом капитанов. Кроме капитанов, здесь есть небольшой ботанический сад, вход в который охраняют вот обветренные морские львы. Внутри цветет жасмин (густой запах жасминовых деревьев окутывает весь остров, и это совершенно блаженное ощущение) и среди розанов, как им и положено, растут барочные амурчики-гламурчики.
17/07/2006