25 фактов об Израиле

    Страницы: 1 2 

    Природа

    Одним словом. Экзотическая.
    Несколькими словами. Край коричневых пустынь и тропической зелени. Хотя все зеленое буйство, как мне объяснили, держится только на искусственном поливе. И действительно, на любой мало-мальски приличной клумбочке или в палисаднике проложены трубки системы капельного полива. Тем не менее, чаще всего все это выглядит просто супер. Очень зеленая страна, особенно города. Но это все стоит огромного труда. Вот, например, такой факт. Кругом полно финиковых плантаций. Финиковая пальма через какое-то время перестает плодоносить, но растет еще очень долго. Так вот, такие отслужившие свой срок пальмы выкапывают и увозят в города на озеленение, а на плантации сажают новые. В Тель-Авиве полно парков, сквериков и просто маленьких кусочков зелени, очень ухоженных и невероятно красивых. Еще когда самолет заходил на посадку над городом, я обратил внимание на то, что все дома просто утопают в зелени.

    Но города городами, а проезжая по стране, тоже всякого можно увидеть. На юг простираются пустыни, с раскиданными кое-где оазисами и пальмовыми рощами, мертвые большую часть времени в году, но безумно красивые весной. Северная часть более зеленая, тоже выглядит весьма экзотично.

    Дороги

    Самый короткий абзац. Дороги великолепные — больше сказать нечего. Их сеть необычайно густая. Но… всегда есть маленькое злобное "но". Семь полос в каждую сторону смотрятся очень внушительно, но еще внушительнее смотрится пробка на все эти семь полос. В центре же улочки очень узкие, поэтому все ездят с поцарапанными бортами и крыльями и абсолютно не обращают на это внимания.

    Правила дорожного движения все соблюдают очень образцово. Машины пропускают пешеходов, на красный никто не ездит. Кстати, очень часто правый поворот организован до линии светофора, так что поворачивать фактически можно на любой свет, естественно, уступив дорогу транспорту на основном направлении — по-моему, очень удобно. На хайвеях ограничения скорости 100 — 120 км, так практически никто их не превышает. Очень много мотоциклов и мопедов — на них очень легко передвигаться в пробках. Половину из них хозяева даже не привязывают ни к чему, оставляя на ночь перед домом — и ничего, никто не ворует. Точно также перед домами ночуют и машины.

    Общественный транспорт

    Главный (и единственный) транспорт в Тель-Авиве — автобус. Можно еще пользовать поезд, но это только если ваша начальная и конечная цели расположены рядом с шоссе Айалон. Хотя поезд, конечно, хорош, и проехаться на нем пару остановок, скажем, от Азриэли Центра до Университета, вполне стоит хотя бы затем, чтобы узнать, что в мире, оказывается, существует альтернатива грязным советским электричкам. Эта альтернатива чиста, двухэтажна, снабжена очень удобными и красивыми сиденьями и кондиционированным воздухом. Правда не все поезда такие, бывают и более старые модели, но они отличаются только количеством этажей и менее красивыми сиденьями. А еще меня поразило в израильском поезде то, что все время приходилось смотреть в окно, чтобы понять, что ты едешь: настолько плавно и бесшумно он движется.

    Но вернемся к автобусам — их все-таки больше. Разовый проезд по Тель-Авиву стоит 5 шекелей. Существует огромное количество проездных: на день, на неделю, на количество поездок и т.п. Как ни странно, но при этом поездка, например, до Ашдода (40 километров от Тель-Авива) стоит всего 7,5 шекелей. Хочу упомянуть про центральный Тель-Авивский автовокзал. Это безумно монструозное сооружение, насчитывающее четыре или пять ярусов, окруженное многоуровневыми эстакадами, населенное огромным количеством автобусов. Когда туда попадаешь, чувствуешь себя абсолютно мелкой, никому не нужной песчинкой в мире машин и железобетона. Плюс, сориентироваться внутри, читая указатели на иврите — задача не из легких.

    Ну и последнее по очереди, но не по значению: такси. Оно везде, причем машины не из старых и некомфортабельных: Мерседесы, Фольксвагены, Шкоды, японки. Посадка стоит 8,5 шекелей, при этом несколько первых километров тебя везут бесплатно. Сколько стоит километр я не выяснил, но по стоимости получается немного дороже, чем в Москве. Обязательны счетчики, которые к тому же могут выбивать чек. Таксисты — сама любезность, многие хотят рассказывать "где мы едем" или просто беседовать "за жизнь".

    Безопасность

    Очень важный для многих. Мои родители, к примеру, провожали меня как на войну, в полной уверенности, что под каждым кустом притаилось по арабскому террористу, которые только и поджидают Лешу. На самом деле, все совсем не так. Террористов под каждым кустом двое. Шучу. Все очень тихо и спокойно. Взрывы гремят на севере, на границе с Газой, ну и еще в Иерусалиме. Я просто снимаю шляпу перед израильскими спецслужбами — если б не они, эту страну уже давно бы похоронили. Хотя и они, к сожалению, не могут обеспечить 100% безопасность. Но 95 могут точно. Про аэропорт, надеюсь, помните. В самом Израиле невозможно попасть в любое общественное место без досмотра вещей и проверки портативным металлоискателем. Процедура относится абсолютно ко всем: от маленьких детей до бабушек и дедушек. Но при этом все настолько вежливо, корректно, с улыбкой, что чувствуешь себя обязанным за то, что тебя досмотрели. Один раз девушка-секьюрити настолько эротично водила мне металлоискателем по разным местам, что захотелось тут же выйти через другой выход и попытаться зайти снова.

    P.S. "Когда верстался номер…" я прочитал сообщение о теракте в Ашдодском порту. Ашдод — небольшой тихий город, населенный в основном выходцами из России. Порт, правда, там действительно большой и очень значимый для израильской экономики. Эти взрывы буквально перечеркивают весь предыдущий абзац. Ну что ж, жаль, у всех бывают косяки, все равно израильские спецслужбы — лучшие в мире.

    Шабат

    Страшное слово. Означает "суббота". То, что в этот день закрыты государственные учреждения, я пережил достаточно легко. То, что половина магазинов и кафе — уже болезненней. Но неработа общественного транспорта (включая междугородные поезда) просто выбила меня из колеи. Так что, если у вас нет машины, не планируйте никаких перемещений на этот день. Не забудьте также, что в соответствии с самым первым эпиграфом день в Израиле начинается вечером, следовательно, шабат наступает в пятницу, где-то после трех дня, правда по той же самой причине заканчивается он тоже в субботу после обеда.

    Кондиционеры

    Они везде. Израильтянин не представляет свою жизнь без кондиционера, также как и без хумуса. В домах, в машинах, в городских автобусах, в поездах. Судя по всему, климатические системы закладываются в конструкцию зданий, потому что практически нигде не висит уродливых сплитов. Все это было бы хорошо, если бы я приехал в эту гостеприимную страну летом. Жарким израильским летом. Но я приехал в конце февраля, абсолютно озверевший от "русской зимы", в надежде погреть свои уже не очень молодые кости под теплым южным солнышком. На улице роскошно — двадцать пять-тридцать градусов, но стоит зайти в любой дом или, скажем, в поезд — начинаешь умирать от холода. Местным все равно — это их образ жизни. Доходит до абсурда: под вечер сидишь в здании, смотришь в окно и понимаешь, что на улице полная ж…: пасмурно, холодно, и вечер испорчен, и погулять не удастся. Но попав на эту самую улицу мгновенно понимаешь, что просто стекла в офисе тонированные наполовину и кондиционер включен на максимум. Повторюсь, летом — кондиционер незаменимая вещь, единственная надежда на спасение от раскаленного пекла вокруг.

    Архитектура

    Такая же оригинальная, как и природа. За неделю пребывания в Израиле я не видел ни одного дома а-ля советская коробка. Думаю, что их там просто не существует. Зато существует множество оригинальных вещей в дизайне зданий. Общее направление — прямые линии и острые углы. Это прослеживается и в коттеджах, и в многоквартирных домах, и в небоскребах. Смотрится невероятно эффектно и красиво. Большинство домов выкрашены в светлый цвет; утопают в тропической зелени. Так что рассказывать тут особенно нечего, надо просто посмотреть.

    Бахайский храм в Хайфе

    Говорят, это "современное чудо света". Не знаю, я других чудес не видел, сравнивать мне не с чем, но то, что я лицезрел в Хайфе вполне достойно этого скромного титула. Бахайская религия достаточно молодая, всего сто лет, но внимания достойна не она и даже не ее храм, а парк вокруг него. Описывать его бесполезно, возможно несколько скромных фотографий передадут мой восторг. Говорят, садовники просто надрываются чтобы поддерживать всю эту красоту в надлежащем состоянии. Охотно верю. К тому же, вход на территорию бесплатный, правда только до двенадцати дня, потом — все, закрыто.

    "Азриэли Центр" в Тель-Авиве

    Вот это действительно современное чудо света, по крайней мере, на мой взгляд. Если бы я писал сочинение на тему "Что мне больше всего понравилось в Тель-Авиве", я бы не задумываясь написал о нем. Конечно, может кто-то и не найдет ничего примечательного в обычном 50-ти этажном небоскребе, но для нас, только вчера спустившихся с гор, это нечто потрясающее. Кстати, когда я стоял у его подножия, испытывал примерно те же чувства, как перед серьезным горным хребтом.

    На самом деле это не один небоскреб, а два — круглого сечения и треугольного; рядом строят третий — квадратный. Внизу торговый центр и станция железной дороги футуристического дизайна. По крыше торгового центра можно гулять, там есть даже небольшой концертный зал под открытым небом. Но самое интересное поджидает нас на сорок девятом этаже круглой башни — обзорная площадка. Вид, скажу я вам, достойнейший. Но и это не все. Внизу при входе можно получить специальный звуковой модуль, где на многих языках (включая русский) записано подробное описание всего, что видно с обзорной площадки. Подходишь к окну, набираешь его номер и под приятную музычку слушаешь рассказ про открывающиеся виды. Правда я практически сразу запутался в еврейских именах и названиях, но все равно — все это было безумно интересно. Невероятно эффектно он также выглядит ночью, весь залитый белым светом.

    Кейсария

    Древний город на берегу Средиземного моря по дороге из Тель-Авива в Хайфу, рядом с Нетанией. В путеводителях написано, что его строил еще царь Ирод. Там есть и порт, и амфитеатр, и ипподром. Кое-что восстановлено с закосом под старину, что-то оставлено в доисторических руинах. Рядом высятся корпуса и трубы одной из четырех израильских теплоэлектростанций, что придает еще больше колорита древним развалинам. Все огромно и, даже находясь в руинах, подавляет своей монументальностью. Особенно красив порт: древние развалины спускаются к воде и исчезают в море, рассыпаясь на камни. Рай для дайверов. Амфитеатр полностью восстановлен, там проводятся концерты. Вечером все эти руины очень красиво подсвечены. Территория комплекса велика, гулять по ней можно целый день, обедая в кафе и купаясь в море.

    Старая Яффа

    Еще один древний город, на этот раз прямо в Тель-Авиве. Безумно древнее место, если верить путеводителям, ему 4000 лет. Ну что ж, это заметно: узкие улочки, стискивающие их двух-трехэтажные каменные домики, в центре какие-то раскопки… Чувствуешь себя на съемках исторического фильма, точно так же, как в Кейсарии, хотя архитектура несколько другая: в Кейсарии все огромное и монументальное, а здесь — маленькое и компактное. Из центра Яффы, с холма, открывается великолепный вид на Тель-Авив. Внизу, у моря, есть древний порт, который сейчас используется как пристанище всевозможных яхт и яхточек, которые, в свою очередь, с удовольствием прокатят вас по волнам Средиземного моря.

    Кстати, напомню, что именно здесь я ел величайший в моей жизни шашлык из ягненка (не в смысле размера, а в смысле вкуса).

    Недалеко от самого города находится одноименный рынок. Хотел написать "классический арабский рынок", да вот только не был я ни на одном, сравнивать не с чем. Поэтому ограничимся эпитетом "колоритный". Рядом лежат сувениры для туристов и какие-то ржавые железки, через дорогу ковры соседствуют с древними радиоприемниками. В середине пытаются ездить машины, создавая пробки, постоянно сигналя и ругаясь устами водителей. Продавцы тоже молча не сидят, так что тихим и спокойным это место не назовешь. Тем более, стоит по нему прогуляться.

    Кошки

    Отдельный абзац я посвящу этим животным. Кошка в Израиле — зверь почти святой, не такой, как в Египте, но, тем не менее, весьма уважаемый. Эти умные существа прекрасно об этом знают и с удовольствием своим статусом пользуются. Количество кошек на квадратный метр в Тель-Авиве как минимум удивляет. Причем они непуганые, важные, толстые, потому что их подкармливают все, кому не лень. Апофеоз этой взаимной любви я наблюдал в парке рядом со своим отелем. Ровно в восемь там появляется человек с пакетом сухого корма. При этом он не совершает никаких призывных действий, кошки сами сбегаются к нему изо всех уголков парка. Их какое-то не поддающееся счету количество, они стелятся ковром, мяукают, урчат, трутся об ноги своего благодетеля, играют и дерутся друг с другом. Картина аналогов не имеет. Для такого фаната кошек, как я, лучшего зрелища представить сложно.

    Мертвое море

    Сразу скажу, что во время этой поездки мне несказанно, невероятно повезло. Дело в том, что несолнечных дней там всего тридцать в году, из них дождливых не больше половины. Так что разве нельзя считать удачей, что я попал туда в противный моросящий дождь с холодным ветром? Многие евреи ездят на Мертвое море постоянно и не могут застать такую погоду, мне же это удалось с первого раза. Из-за гадкого дождя мы не попали в заповедник Эйн-Геди (судя по фотографиям, потеряли очень много), из-за него же я не смог в полной мере насладиться купанием в Мертвом море. Нет, я, конечно, полез в него (неизвестно, когда еще удастся сюда попасть), причем я даже барахтался в нем не один (судя по всему, вместе со своими соотечественниками, ни один другой нормальный народ в такую погоду купаться не захотел).

    Ощущения, конечно, сказочные. Одно дело читать про сверхплотную воду, которая сама тебя поддерживает, не дает погрузиться, утонуть, а совсем другое — чувствовать ее действие на себе. Естественно, натерся грязью, которая стоит тут же в чанах. Кстати, кожа потом пахнет солями несколько дней, никакой душ этот запах не смывает. Не пугайтесь, пахнет приятно. Для гурманов и мерзляков есть бассейны под закрытым небом. Там точно такая же вода, добытая из-под земли. Причем под землей она еще и горячая, так что температура воды в бассейнах 37-40 градусов.

    Окрестности там сказочные: дикие, без малейшего островка зелени, горы и глинистые пустыни. Солнце все-таки выглянуло за полчаса до отъезда, и вся эта первобытная дичь мгновенно преобразилась, заиграв совсем другими красками. Море из серого превратилось в голубое. Пустыня и горы стали желто-красными. Хочу еще раз туда попасть и очень надеюсь, что мне повезет меньше.

    Про любимую многими косметику Мертвого моря. По пути заехали на фабрику фирмы "AHAVA" — одного из ведущих ее производителей. Фабрику — это громко сказано, ибо стоит посреди пустыни небольшой домик, половина его отдана под цех, другая — магазин для туристов. Ну цены там действительно самые низкие, плюс куча всяких дополнительных акций с подарками и скидками. Также неплохие цены в аэропорту в Дьюти-Фри. Самые дорогие — в Тель-Авиве в магазинах.

    В конце экскурсии нам открыли тайну. Ответ на вопрос, который меня, например, мучает уже очень давно. Что же такое SPA? Оказывается, это имя небольшого европейского городка в котором в средние века впервые стали лечить с применением природных источников и грязей. С тех пор SPA — любые водные процедуры. Вот так все просто.

    Смесь порядка и бардака

    Да, именно так. Меня это постоянно удивляло. С одной стороны — европейский порядок, западный стиль жизни, с другой — восточный шум и беготня. Неизвестно, чего больше, но вот такой вот колоритный сплав, просматривающийся во всех аспектах жизни израильтян.

    Я снова в России

    Часа хватило, чтобы:

    • понять, что сбербанковский банкомат как всегда не работает и заплатить за это понимание $3 комиссии в соседнем, "чужом" банкомате;
    • слегка поскандалить с представительницей Аэрофлота (она почему-то была жутко недовольна меня видеть, впрочем, не только меня, но и всех остальных пассажиров тоже);
    • убедиться, что перекусить в кафе в аэропорту стоит столько же, если не дороже, чем в Израиле. Но так как у них не было хумуса, я счел такие цены безосновательными и не стал давать им своих денег.

    Алексей Смоляный
    16/01/2006

    Страницы: 1 2 

    25 фактов об Израиле - фотографии из Израиля - Travel.ru
    25 фактов об Израиле - фотографии из Израиля - Travel.ru
    25 фактов об Израиле - фотографии из Израиля - Travel.ru
    25 фактов об Израиле - фотографии из Израиля - Travel.ru
    25 фактов об Израиле - фотографии из Израиля - Travel.ru
    25 фактов об Израиле - фотографии из Израиля - Travel.ru
    25 фактов об Израиле - фотографии из Израиля - Travel.ru
    25 фактов об Израиле - фотографии из Израиля - Travel.ru
    25 фактов об Израиле - фотографии из Израиля - Travel.ru
    25 фактов об Израиле - фотографии из Израиля - Travel.ru
    25 фактов об Израиле - фотографии из Израиля - Travel.ru
    25 фактов об Израиле - фотографии из Израиля - Travel.ru
    25 фактов об Израиле - фотографии из Израиля - Travel.ru
    25 фактов об Израиле - фотографии из Израиля - Travel.ru
    25 фактов об Израиле - фотографии из Израиля - Travel.ru
    25 фактов об Израиле - фотографии из Израиля - Travel.ru
    25 фактов об Израиле - фотографии из Израиля - Travel.ru

    Новости из Израиля

    23.01.24 Иностранные авиакомпании постепенно возобновляют рейсы в Израиль
    18.12.23 "Азимут" назначил новые рейсы из Сочи на период новогодних праздников
    23.10.23 Туристам рекомендуют не ездить в Израиль, Ливан, Иорданию, туркомпаниям – не продавать туры
    12.10.23 Red Wings назначила специальные рейсы из Тель-Авива в Москву
    10.10.23 Российские авиакомпании продолжили летать в Израиль
    09.10.23 Минэкономразвития рекомендует российским туристам не ездить в Израиль
    Авиакомпании переносят и отменяют рейсы в Израиль
    12.09.23 Red Wings будет летать из Санкт-Петербурга в Тель-Авив
    09.09.23 Куда за границу в сентябре 2023 года можно улететь без пересадок
    16.08.23 В Иерусалиме открыли самый длинный подвесной мост