|
Израиль — это страна,
где неделя начинается в воскресенье,
день — вечером, а год — где-то в сентябре,
причем, каждый раз другого числа.
anekdot.ru
Вступление
— Леша, еврейская у тебя натура, — постоянно слышу я от друзей и коллег по работе…
— Вот еврей! — восклицает жена…
— Алексей, у тебя еврейский склад характера, — заявил мне начальник (а уж он-то знает в этом толк).
Ну нету, нету у меня ни капли еврейской кровинушки! Хотя никогда нельзя знать заранее, какая прабабушка, когда и с кем развлекалась. Так что прояснить этот вопрос можно было только одним способом: посетить Святую землю, прислушаться к себе и к ней, найти незримые нити… Или не найти, но отправиться домой с гордым видом: дескать, был, видел, прикасался!
Подготовка
Путь к исторической родине возможных предков оказался длинен и тернист. Впрочем, как обычно. (Тянет написать "в начале каждой зарубежной поездки меня преследуют катастрофы", но это всего лишь вторая, хотя тенденция уже наметилась). Сначала меня с позором выгнали из посольства, придравшись к мелочи в документах. Но я упрямо вернулся и со второй попытки мой загранпаспорт украсился пестрой бумажкой, называемой израильской визой. Кстати, говорят, мне теперь заказан путь в арабские страны, ну да ладно, в Израиле тоже Красное море есть. Дальше я озадачился выбором авиакомпании. Выбор был обширен. Если не считать всякой экзотики типа Air France за 600 баксов, он состоял из трех пунктов: Аэрофлот, Трансаэро и El-Al. Аэрофлот отпал сразу, ибо этот летающий осколок Советского Союза уже достал, да и между "Ту-154" и "Боингом" я почему-то выбрал второй. Про Трансаэро мне нарассказывали всяких ужасов, да и опять таки, интуитивно чувствовал, что сервис на El-Al'е будет лучше. И к тому же последняя, несмотря на иностранное происхождение, оказалась самой дешевой. (Вообще, там несколько странное ценообразование, но если лететь туда и обратно с перерывом в неделю-две, то El-Al действительно получается немного дешевле.) Так я продолжил создавать себе проблемы. Потому что в Ростове я нашел всего одно агентство, согласившееся купить для меня билет и доставить в Ростов. Приехать в Москву на день раньше я не мог из-за свой невероятно сильной (до извращения) любви к работе. Таким образом, из-за всяких накладок я получил билет только пол-одиннадцатого вечером, накануне вылета. Но все-таки все срослось, и на утро я прибыл в аэропорт, волоча за собой на веревочке огромный чемодан.
Государственная граница
На границе люди ходят хмуро…
За границей ходят веселей!
Команда КВН г. Пятигорска
Да уж, в каждой шутке есть доля шутки... Совсем небольшая, все остальное — суровая правда. Возможно, для кого-то вылет из Шереметьева — обычные будни, но мне он подарил огромное количество новых эмоций. Я провел там полдня и мне есть что рассказать.
Во-первых, русский пограничный контроль. Его вообще не было. Как-то привычно слушать истории про злобных зверей, отбирающих последние деньги. Опять же, вспоминаются чудные 12 часов, проведенные на польской границе. Тут же — даже не посмотрели. Я аж обиделся. Зато израильские коллеги оттянулись по полной. "Уважаемые пассажиры. Приносим свои извинения, но вы должны пройти собеседование по безопасности. Еще раз извиняемся, но это делается для вашего же спокойствия". Вот такое с виду безобидное объявление висит у регистрационной стойки El-Al. Его результат — двадцатиминутный разговор с сотрудником СБ, в ходе которого я раз пять остро понимал, что в Израиль меня не пустят. Кроме шуток, человек разговаривал очень жестко, постоянно задавал всякие каверзные вопросы. В конце, когда он перебрал мои вещи, выяснил историю моей жизни за последние несколько лет и получил краткий курс Prepaid Basic в моем изложении (очень много вопросов задавалось относительно моей профессиональной деятельности), и я уже хотел извиниться и уйти домой, он неожиданно потерял ко мне интерес и велел проходить. Но в Израиле мне рассказали, что это все фигня, я нормально прошел контроль, потому что зависнуть там можно было легко и на пару часов. Я еще буду дальше писать про израильских секьюрити.
Туалет в Шереметьево; слева кабинки, справа писсуары. Уборщица убирает. Многие люди стесняются в ее присутствии пользоваться писсуарами, но некоторые — нет, так как все кабинки заняты. Но тем, кто не стесняется, все равно не везет, так как она на них машет шваброй и кричит: "Не сметь! Я же тут мою!". "Женщина, мы вас не боимся", — отвечают ей, но она шваброй отгоняет людей от писсуаров. Вот так советская уборщица победила современный сервис.
Дьюти-Фри. Неплохой выбор всяких дорожных сумок по нормальным ценам. Купил надувную подушку под голову за 6 евро. Но! Обычный хот-дог рядом в ларьке стоит 7 евро! Бутылка колы — 5. В конце концов, решил дождаться обеда в самолете. Кстати, сдачу в Дьюти-Фри дают только в долларах, чем бы не платил. Так что я стал гордым обладателем 3 долларовых купюр и десятицентовой монетки.
В конце концов, после бесконечных проверок безопасности я уже сам начал сомневаться в собственной лояльности и тайно ощупывать карманы в поисках бомбы, а вещи мои наверняка светятся от немереного количества рентгенов. Но тем не менее, я внутри самолета — уже на территории Израиля.
Полет
Боинг — хороший самолет, но еще лучше это понимаешь, когда всего парой часов ранее трясся в Ту-134. В общем-то, разница примерно такая же, как между "Ладой" и "Тойотой".
Погода не радовала, поэтому всю дорогу я мог наблюдать лишь облака. Зато на обратном пути удалось посмотреть с высоты птичьего, а точнее, самолетного полета и на Кипр, и на Турцию, и даже на Крым.
Что еще нужно человеку для счастья? Правильно, хороший обед. А если он еще и кошерный, то счастья приходит вдвое больше. Не верите? В El-Al все честно — можете посмотреть сертификат. Кстати, знатоки, расскажите, как кормят на международных линиях Аэрофлота? Так же отстойно, как на внутренних, или лучше? Просто интересно сравнить. Потому что El-Al кормил меня от пуза, а когда я просил добавки, никто не делал возмущенно-удивленное выражение лица; ее просто приносили.
Отель
Ну вот, я уже на Святой земле. Стою на ней, неуверенно ковыряя ногой бетон летного поля. Воздух — какой там воздух! Сразу при выходе из самолета меня обуял чужой ветерок, наполненный, тем не менее, очень приятными ароматами. Впереди одна формальность — поселение в отель и длинный-длинный уикенд. Отель мне понравился, хотя по местным меркам он весьма средний. Называется "Carlton". Находится там же, где и большинство отелей Тель-Авива — на берегу моря. В связи с тем, что корыстные евреи затребовали дополнительных 30 баксов за вид на море, мне пришлось смотреть на него с крыши (что тоже, уверяю вас, было совсем неплохо), а из окна наслаждаться другим весьма достойным видом — панорамой города. На ресепшене мы взаимно удивили друг друга: я — тем, что предложил им заплатить сразу за все проживание, а они — тем, что категорически мне отказали. "Давайте, я лучше заплачу", — говорил я, — "и вам, и мне спокойнее…" Но они лишь удовлетворились наличием у меня кредитки (и не подумав проверить на ней баланс) и ответили: "Не беспокойтесь, сэр, будете уезжать — заплатите).
Завтрак в отеле. Многие уже знают, какое огромное значение я всегда уделяю еде, а кто не знает — очень скоро поймет. Поэтому мне всегда очень важно, кто меня кормит, чем, в каких количествах и почем. В этом смысле ресторану Carlton'а можно поставить твердую пятерку. Много, вкусно, бесплатно (завтрак включен в стоимость номера). Единственно, их не обошли все нюансы, связанные с еврейской кухней (об этом — ниже), но они же в этом не виноваты.
Еда и питье
А хорошо зайти в ваш кабачок,
Махнуть, как флагом,
Ярким шекелем гарсону…
Тимур Шаов
Кстати, о шекеле. Он действительно яркий неимоверно; больше похож на открытку. В первый вечер я пошел в банкомат снимать деньги и долго вертел в руках разноцветные бумажки, вылезшие из щели. Если бы мне на улице дал их валютный барыга, я бы подумал, что меня развели. Но банкомату я поверил, хотя расплачивался первый раз этими деньгами с опаской.
Но вернемся к еде. Раскроем тему. Все объяснения об израильской кухне можно свести к одному слову: "кошерно". (Некошерно тоже бывает, но это обычная, привычная всем еда, о ней говорить смысла нет. На большинстве ресторанов висит табличка, кошерно они собираются вас кормить или нет.) Я, конечно, небольшой знаток, но суть вещей постиг. Что же такое "некошерно"? Свинина, любое мясо с любым молочным, панцирные водоплавающие (раки, креветки, устрицы). Правда, странно: пиво — кошерно, а креветки — нет. Вот так бедные израильтяне и мучаются всю жизнь. Рассказывают, что у Макдоналдса в свое время была куча проблем, ибо гамбургер — плевок в лицо кошерности, и пока они не изобрели какой-то специальный "немолочный" сыр для своих сэндвичей, с открытием у них были большие проблемы. Все остальное мясо кроме свинины вроде кошерно, но, тем не менее, преобладает рыбная кухня. С одной стороны, я вроде бы ничего против не имею, но с другой — периодически очень хотелось сочненького мяска. Хотя с третьей стороны, в одном из ресторанчиков в Старой Яффе мне подали такой нежный шашлык из ягненка, которого я не ел даже на Кавказе. Мясо просто таяло во рту, как мороженное.
Еще надо обязательно рассказать про хумус. Это великая вещь, по значимости сравнимая с кнедликами для чехов. По вкусу — тоже. На самом деле, хумус — соус из бобов, сдобренный различными специями. На мой взгляд — абсолютно безвкусная вещь, но ни один уважающий себя еврей не сядет обедать без хумуса. Впрочем, мне говорили, что мне просто не повезло и не удалось вкусить настоящего продукта. Возможно, удастся еще восполнить этот пробел. Как бы то ни было, в Тель-Авиве существуют рестораны, которые просто закрываются, если у них вдруг заканчивается хумус. Еще все и всегда смело едят лук и чеснок, которые входят во множество блюд, что меня порадовало безмерно.
Про пиво. Опять же, постоянным читателям знаком мой нездоровый интерес к этому напитку. Было бы странно ожидать от израильтян повторения чешских успехов, но тем не менее они приблизились к ним весьма близко. По крайней мере, в "Brew House". Это такое питейное заведение (кому интересно — в Тель-Авиве, на бульваре Ротшильда). Именно питейное, потому что в нем представлен огроменный выбор напитков любой градусности. Но из них только пиво они готовят сами, и, свидетельствую, весьма недурное пиво. Кое в чем они пошли даже дальше чехов: в зале не просто установлен котел, где варится напиток, но и на экране монитора можно в реальном времени следить за технологическим процессом (тем, кто хоть что-нибудь в нем понимает).
Еще о напитках, на сей раз безалкогольных. Вещь, которая меня потрясла, называется Лимо-Нана ("нана" на иврите — мята, "лимо", как ни странно, означает "лимон"). Так что никакого ноу-хау — просто свежевыжатый лимонный сок и мята. Эта немудреная комбинация имеет очень оригинальный вкус и великолепно освежает в жару. Бывает также заключена в бутылки и банки.
Деньги
Абзац очень важный, хоть и аж седьмой по счету. Например, предыдущий абзац без этого просто невозможен (поэтому там тоже упоминается про деньги). Ну про яркий шекель я уже писал. Четыре с половиной таких ярких деньги примерно равны одному блеклому доллару. Их копейка называется acorot. Евреи как всегда хитрее всех, поэтому, несмотря на то, что одной копейки в природе не существует, кругом можно встретить цены типа 9.99. Так что не обольщайтесь, никто вам сдачу давать не собирается, даже просто по-приколу. Цены высоки. Выше, чем в России. Просто более высокий уровень жизни: больше зарплаты — больше цены. Многие считают, что они вполне сравнимы с московскими, но с нашими кавказскими — точно не сравнить. Поэтому русский человек может испытывать ощущение дискомфорта при взгляде на ценники. Например: простой обед стоит 50 шекелей, проезд в городском автобусе — 5, пол-литра "Колы" — 6-7 шекелей и т.п. Мне удалось обнаружить единственную вещь, более дешевую, чем в России: косметику Мертвого моря, но об этом — в соответствующем абзаце.
Израильтяне
Немного об этом народе. Как и все восточные люди, очень эмоциональные. Как и все европейцы и американцы, очень раскованные, открытые. Жаркий климат располагает к очень свободному стилю в одежде. Мне даже было заявлено, когда я был у друга и хотел погладить себе майку: "Леха, забей. В Израиле никто не ходит в глаженых майках. Это некошерно". Кругом газоны, на которых с удовольствием гуляют, сидят и лежат люди. Газоны, кстати, совершенно потрясающие: очень упругая травка — идешь по ней, как по резине. Видимо, по этой причине они практически не вытаптываются и уж точно поэтому на них невероятно приятно валяться.
Я застал еврейский народный праздник Пурим, в который положено ходить ряжеными. Так вот это правило, оказывается, касается не только людей на улицах, но и продавцов в магазинах, водителей автобусов, стюардесс в самолете и т.д. Очень необычно, очень эффектно, очень красиво — многие проявляют оригинальную фантазию, конструируя свой облик в Пурим.
Или вот еще такая сцена. На перекрестке вдруг раздается непонятный шум. Оказывается, у одного из водителей в машине орет музыка на всю улицу, но ему этого мало, поэтому он высунул голову в окно и подпевает, стараясь ее перекричать. Причем лицо его при этом выражает такой восторг, что хочется просто стать рядом и орать вместе с ним.
Израильтянки
На женщинах щедрая природа Израиля почему-то отдохнула. Причем отдохнула очень основательно, может быть, даже выспалась. Не повезло израильтянам. Я теперь понимаю, почему приехав к нам, мои друзья и коллеги первым делом хватаются не за работу, а за… ну, вы сами понимаете, за что. Женский пол страшен (мягко говоря). Конечно, приятные исключения встречаются, но тем ярче подчеркивают основное правило. А еще у всех есть забавная мода: независимо от возраста, веса и прочих параметров тела носить джинсы на бедрах или ниже и майку до пупка. В результате, то что посередине (часто это просто жир) вываливается наружу и весело болтается при ходьбе.
Язык
Израильский язык называется иврит. Как и все в этой стране, он абсолютно не похож ни на что, привычное нашему уху и глазу. Все слова — набор непонятных закорючек, к тому же написанных справа налево, так что читать я не научился, даже ни одной буквы не выучил. Зато выучил несколько простых слов, так что могу теперь поздороваться, спросить "как дела" и ответить, что у самого в порядке, а также попрощаться и уйти. Вот краткий список базового набора ивритской лексики:
шалом — здравствуйте, а также до свиданья
манешма — как дела? (положено отвечать — беседер)
беседер — порядок, полный аналог американского окей
кен — да
лё — нет
тода — спасибо
тов — хорошо (тоже можно отвечать на вопрос манешма)
бокер тов — доброе утро
лейла тов — спокойной ночи
и т.д. и т.п.
А вообще, говорят, язык очень простой. Но если вдруг он все-таки покажется сложным — не расстраивайтесь — способов объясниться масса. Во-первых — английский — его знают очень многие, даже дети. Во-вторых, русский — пятая часть всего населения Израиля приехала из России, остальные тоже пытаются владеть хотя бы базовыми словами. Ну, и самый универсальный в мире способ — язык жестов. Мне, кстати, пришлось к нему прибегнуть однажды — попался таксист, ни слова не понимающий ни по-русски, ни по-английски. Но это редкость, музейный экспонат, знания русского или английского вполне достаточно, чтобы не пропасть в Израиле.
Алексей Смоляный 16/01/2006
Страницы:
1 2
|
|