День тринадцатый
В Пномпене очень много нищих калек. И это сразу бросается в глаза. Эти люди – жертвы режима Пол Пота и многолетней гражданской войны (я на эту тему особо распространяться не буду, так как про Пол Пота написано уже не один десяток книг). В результате правления Пол Пота и последующей войны в Камбодже сейчас самое молодое население в мире, так как большинство взрослых просто было вырезано. На многих рабочих местах работают дети. Количество жертв войны все еще увеличивается с каждым днем – Камбоджа являлась страной с самой высокой плотностью противопехотных мин на единицу площади. (Странам ЮВА вообще очень досталось в 20-м веке: Лаос, например, - это страна, на единицу площади которой пришлось самое большое количество сброшенных бомб.) И эти мины продолжают находить свои жертвы практически каждую неделю, так как эффективно разминированы только места пребывания туристов (Ангкор, например).
На той неделе, когда мы были в Камбодже, произошел новый инцидент: крестьянская семья, 6 человек, возвращаясь с поля на тракторе, подорвалась на минах. В результате один человек погиб, остальные ранены. Самое страшное в противопехотных минах то, что они не убивают на месте, они калечат. Потому, как по арифметике войны убитый – это минус один противник, раненый – это минус три. В Камбодже полностью отсутствует какая-либо система социальной защиты инвалидов, и поэтому, в поисках пропитания они стекаются к местам скопления туристов. Просить милостыню – это их единственный способ выжить. Один из "видов" Пномпеня, который точно останется у меня в памяти на всю жизнь – это ребенок-инвалид без правой руки и левой ноги, едущий рядом с нами на грубой деревянной повозке, лежа на ней и отталкиваясь уцелевшей ногой.
(Большинство членов современного правительства Камбоджи в той или иной степени сотрудничало с Красными Кхмерами (Пол Потом) в годы геноцида. Международные проверки банковских счетов, проведенные после терактов в США выявили, что члены Камбоджийского правительства имеют счета в иностранных банках с астрономическими суммами на них.)
В этот день у нас были экскурсии по специфическим достопримечательностям Пномпеня: Туол Слен – бывшая тюрьма, а теперь музей геноцида Пол Пота (с камерами 1х2 метра и многими очень специфическими фотографиями) и Поля Смерти в Чоун Эк – место массовых убийств и захоронений жертв Пол Пота. При входе вас встречает большая стеклянная пагода, полная черепов – то, что собрали на этих полях. Ничего кроме черепов собирать не стали, поэтому вы там буквально ходите по человеческим костям и остаткам одежды, выступающим из земли.
Обедали мы на "Русском" рынке в Пномпене. Существует множество историй, придуманных специально для туристов, по поводу того, почему этот рынок называется русским. Истина, как это бывает часто, банальна – во время пребывания советских специалистов в Пномпене, они делали покупки именно на этом рынке. Наш гид рассказал, что еще пять лет назад на рынках по стране можно было без особых проблем купить автомат или пару гранат. Сейчас правительству более-менее удалось изъять оружие из "свободной" продажи.
Возвращаясь с "Полей смерти" мы решили остановиться у обочины и попробовать местной пальмовой браги. Мы сидели на деревянном помосте вместе с кампанией местных завсегдатаев, поджав под себя ноги в соответствие с этикетом, пили пальмовую брагу из половинок скорлупы кокосовых орехов и смотрели по телевизору трансляцию из Таиланда соревнования по Муай-Тай (который, кстати, родом из Камбоджи; вот только не говорите об этом тайцам). Я попросил на закуску жареных лягушек, но хозяин только развел руками – сегодня в меню была только илистая рыба. Ее я пробовать не стал – рыба она и в Азии рыба. А брага, кстати, была достаточно противная.
По каким-то странным соображениям, туристическая достопримечательность номер 2 в Пномпене – Ват Пном – не была включена в программу пребывания. И поэтому я и еще два человека из нашей группы отправились туда самостоятельно. А вечером, после ужина в ресторане, наш тур-лидер преподнес нам сюрприз. В этом ресторане, оказывается, частью обслуживания был массаж. И когда нам принесли десерт, откуда-то появилась толпа официанток и официантов (дети лет 12-14), который массировали нам шеи, плечи и руки, пока мы наслаждались десертом. Масса улыбок и шуток, и доллар с носа чаевых персональному "масcажеру".
День четырнадцатый
В этот день мы покидали Пномпень и на лодке отправлялись по реке Тонле-Сап и одноименному озеру в город Сиемреап – основную отправную точку для поездок в древний Ангкор – национальную гордость Камбоджи, самый крупный храмовый комплекс в мире и одно из современных чудес света. Плыли мы в течение 6 часов и за это время повидали массу деревень, стоящих на воде, и рыбаков. (Кстати, классическая кхмерская кухня на 90% состоит из пресноводной рыбы.)
По прибытии в Сиемреап мы имели возможность лицезреть, что такое тропический ливень – отголосок дождливого сезона, который только недавно закончился. После обеда был наш первый выезд в Ангкор. Мы поехали осматривать храм Та Пром – буддийский храм 12-го столетия в джунглях, главной достопримечательностью которого является то, что в настоящее время он еще не расчищен от растительности, то есть предстает именно в том виде, в котором он предстал перед взором людей, открывших его. Именно за это его кодовое имя у западных туристов – храм Индианы Джонса. Рассказывать о нем бессмысленно – это надо видеть!
Ну и как достойный финал этого дня был ужин в баре "Dead Fish", где проход в туалет пролегал по узкому мостику без перил, проходящим над канавой, где обитали несколько десятков живых и голодных крокодилов! Пьяных я в этом баре не наблюдал.
День пятнадцатый
Сегодня у нас был подъем в 4 утра – мы поехали смотреть восход солнца на фоне Ангкор-Вата. Почему в 4, когда сам восход в 6? Чтобы успеть занять места и наблюдать восход, не замутненный головами других туристов, приехавших раньше!
Когда оно взошло, мы пошли завтракать. Перед закусочной толпились юные торговцы (лет 6-10, они в Ангкоре везде), пытавшиеся продать нам открытки с видами Ангкора и путеводители. Они говорили на сносном английском языке и, узнав, что мы приехали из Лондона, выдавали такие подробности об истории и населении города, которые не каждый коренной англичанин знает. Поскольку я давно хотел приобрести книжку об Ангкоре, то я решил купить что-нибудь у них, предварительно, конечно, поторговавшись. Я купил одну книжку у одной девочки за 6 долларов (начальная цена была 10) и решил еще купить другую книжку у другой. Она запросила 15 долларов, а когда я предложил 5 (совершенно серьезно, не издеваясь – я эту книгу видел в городе именно за 5 долларов), oна очень обиделась. В итоге, сторговавшись за 5 долларов, я решил испробовать на ней лаосский прием и накинул еще доллар сверху, надеясь на ответную улыбку. Не прошло – выражение на лице осталось кислым. Эти юные торговцы уже были отравлены проказой массового туризма.
Всю первую половину дня мы осматривали Ангкор-Ват – огромный индуистский храм, центр комплекса Ангкор. Не буду отнимать время рассказом – смотрите фотографии. А во второй половине дня мы поехали смотреть храмы города Ангкор Том – города в джунглях. Центром этого древнего города являлся буддийский храм Байон – каменная пирамида с террасами и башнями. На каждой из башен из камня вырезаны четыре огромных лица, смотрящих в направлении четырех сторон света. Общее число таких лиц в храме Байон – 216.
Также в этот день мы посетили "террасу слонов" и "террасу прокаженного короля" (которая на самом деле являлась храмом Ямы – бога подземного царства, и местом кремации королей).
День шестнадцатый
В Ангкоре целый день. Осмотрено 5 храмов, совершена коротка прогулка пешком по джунглям (с фотографированием различных обитателей) и встречен закат с вершины одного из храмов.
День семнадцатый
Последний день в Ангкоре. Утром посетили храм Бантей Срай – самый хорошо сохранившийся храм комплекса Ангкор (только потому, что его нашли в джунглях сравнительно недавно) с великолепно-сохранившейся резьбой.
А после обеда, по многочисленным просьбам большинства группы было решено еще раз съездить в тот самый лесной храм Индианы Джонса – Ват Та Пром – и посмотреть на него при дневном свете. Поскольку там была толпа туристов, то фотографировать приходилось очень быстро.
10/02/2006