Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни

    Страницы: 1 2 3 4 5 

    Мы попрощались с группой в центре Найроби. Наши теперь уже бывшие попутчики отправились в аэропорт, а мы с Женей побрели в отель "Comfort Inn" , который путеводитель Lonely Planet" очень даже хвалит. Наверное, за безопасность: повсюду охрана, даже этажи запираются, подобно лестничным клеткам. Одноместный номер стоит 26 долларов (правда нас потом предупредили, что цены поднимутся до сорока). Когда с Женей вышли на улицу в поисках ближайшего интернет-кафе, то смогли оценить по достоинству значение слова Nairobbery. Нет, нас не грабили, но смотрели так, как будто уже собирались начать. Физиономии у публики, толкавшейся вокруг нас, были отталкивающими, и отталкивали они назад, в теплое лоно отеля с комфортабельным названием. Первым желанием было запереться в номере и никуда не выходить до послезавтрашнего дня, когда должен был начаться второй этап путешествия по Восточной Африке. Но это было бы совсем неблагоразумно.

    Короткими перебежками мы добрались до здания, где располагался крохотный интернет-центр. Женя проверял результаты матчей и суммы, поступившие на его счет от проигравших, а я отправил короткое письмо компаньонам, которых должен был встречать послезавтра в аэропорту имени Джомо Кениятты, первого президента этой благословенной, дружелюбной страны. Письмо действительно было кратким: "Здесь очень холодно. Берите теплые вещи!". На том конце Всемирной Паутины кто-то засмеялся, приняв сие послание за шутку, но потом, поразмыслив, решил всё-таки последовать совету.

    У нас был целый свободный день. Быстро решив некоторые оргвопросы, я отправился в Национальный музей Кении. Самое ценное в нем - рисунки Джой Адамсон, сделанные ею в конце 1940-х годов. На них - ушедшая эпоха: разукрашенные люди в перьях, с копьями, со щитами, охотники, знахари. Драгоценные осколки всего этого великолепия остались разбросанными только на севере Кении, куда мало кто ездит, предпочитая национальные парки центра и юга страны. А вот госпожа Адамсон имела возможность рисовать с натуры практически в любом месте!

    И насколько прекрасным кажется погибший языческий мир по сравнению с запрудившими кенийские города толпами жалких люмпенов, оторванными от своих корней, традиций и смысла жизни! Англичане не спроста запрещали "нгомы" - коллективные танцы, особенно с участием старейшин. И как интересно получается: испанцы пришли в Америку под предлогом её христианизации, обращения заблудших индейских душ в истинную веру, англичане пришли в Африку под предлогом борьбы с работорговлей, американцы пришли в Ирак под предлогом борьбы за права человека. И никто не хочет признаться в истинных намерениях. Единственный завоеватель в новейшей истории, который честно рассказал, чего же он хочет на самом деле, был Адольф Гитлер (соотечественник Джой Адамсон - Фредерики Гесснер). Но он продержался недолго.

    Ещё интересна в музее (вернее, в его дворе), стеклянная статуя слона Ахмеда, обладателя самых длинных бивней. Президент Джомо Кениятта объявил слона национальным достоянием. Ну и конечно, в музее представлены черепа и кости наших первопредков (я имею ввиду человекоподобных приматов). Особенно трогательна скульптурная композиция при входе в музей - улыбающиеся предки человека на фоне Африки. Смотрится очень оптимистично.

    В музее есть экспозиция, посвященная найденной не так давно удивительной "ископаемой" рыбине - колоканту. В Индийском океане такие рыбы водятся также подле южного побережья Африки и у Мадагаскара. В соседнем зале - скелет кашалота; специально для тех, кто видел в Африке крокодилов, бегемотов, обезьян и зеленого попугая, а вот кашалотов не видел.

    По самому городу я в этот раз погулял не очень много, оставив его детальное исследование на потом. Больше всего меня поразили местные попрошайки. Никогда и нигде ещё в странах Африки мне не приходилось слышать того, что я услышал в Кении. В других местах меня вежливо и жалостливо просили: "Мистер, плиз, гив ми мани!" ("Господин, пожалуйста, дайте мне денег!"), мотивируя свою просьбу тем, что голодны, тем, что студенты, тем, что сироты (в тридцать-то лет!), тем, что не хватает денег на учебники и на авторучки, тем, что мама больна и папа пьет, но здесь, в Кении, у вас денег не просят. У вас их вежливо требуют.

    МИСТЕР! ГИВ МИ МАЙ МАНИ!" - "Господин! Дай мне МОИ деньги!".

    И в глазах не увидишь просьбы: есть требование, есть полная и абсолютная уверенность в том, что ты - белый человек, просто обязан дать ему денег. Ты - белый, он - черный. Этим все сказано. Это финал. Финал стратегии по глобализации и проникновению европейской "цивилизации" в страны Третьего мира. Спасибо вам, господа миссионеры и колониальные чиновники! Сначала вы превратили гордые и красивые народы в оборванцев и попрошаек, а теперь сами посадили их себе на шею. И будете их так носить, холить и лелеять, покамест однажды среди ночи в лондонском предместье вас не поднимут с теплого ложа, приставив к горлу нож, и чья-то темная фигура не процедит сквозь белоснежные зубы: "Мистер! Гив ми май мани!".

    Рано поутру мы отправились в аэропорт встречать наших компаньонов, прилетавших из жаркой Москвы в промозглую экваториальную Африку. Такси до аэропорта стоит 1000 шиллингов; если с вас спрашивают больше, смело ищите другое такси. Когда же вы хотите выехать из аэропорта, то для поиска трансфера лучше пройти в скверик наискосок: там кучкуются несколько десятков машин, и выбрать есть из чего и из кого. Как правило, таксисты уже знают, куда везти "тракеров" - все "сухопутные экспедиции" стартуют из кемпинга Национального парка Найроби, расположенного к югу от столицы. Это оживленный перевалочный пункт; здесь не только начинают и заканчивают "оверленды", но и пересаживаются с одного маршрута на другой.

    Собственно говоря, из всего перечня оверлендов, меня интересовал только маршрут в Уганду и Руанду к горным гориллам, поскольку цена последнего выгодно отличалась от той, которую предлагали обычные угандийские туроператоры. На первый взгляд, предложение британского "Оверленд-Клуба" выглядело действительно заманчиво. На деле же мне пришлось совершить самое бестолковое путешествие в своей жизни.

    Маленькое отступление (теоретическое):

    Африканский континент испещрен глубокими колеями, оставленными грузовиками, перевозящими не лес, не щебень, а туристов. Это может показаться очень странным, но садомазохизм здесь ни при чем: сухой европейский рационализм диктует свои требования. Давайте вспомним недалекое советское прошлое: разве не было у нас автобусов на базе грузовика "ЗИЛ", который довольно резво бегал по проселочным дорогам от райцентра к колхозам? Да и знаменитый жегловский "Студебеккер" представляет собою типичный гибрид автобуса и грузовика.

    У нынешних "гибридов" гораздо более масштабная задача. На них можно пересечь Африку от Каира до Кейптауна, от Касабланки до Аддис-Абебы. И это не фантастика: любителей длительных путешествий в неспешном духе XIX века хоть отбавляй. В этом мы убедились сами, проехав по дорогам Восточной Африки в самый разгар "высокого сезона". У животных в национальных парках Кении и Танзании начинается период "большой миграции". Такой же период начинается и у туристов.

    Этот вид путешествий называется Overland Expeditions. Его приверженцы - overlanders (оверлендеры). Единственный удобоваримый русский перевод этих терминов: "сухопутные экспедиции" и "сухопутники". Если "бэкпекеров" ещё можно назвать "рюкзачниками", то "сухопутники" звучат совсем уж странно... Поэтому, пока собственно русский термин не появился, лучше пользоваться английским словом "оверлендер". Гибрид же грузовика и автобуса называют просто - truck (грузовик), что не совсем точно по сути. Однако именно отсюда происходит ещё одно именование "оверлендеров" - "trucker". Короче говоря, если вы захотите попробовать себя в качестве "грузового сухопутника", советую внимательно прочитать эту статью. Давайте попробуем, как говорится, разложить всё по полочкам.

    ТРАНСПОРТ. На двух или трёхосный грузовик (Man, Scania, Mercedes и т.п.) водружается салон, как правило закрытый. Окна - полиэтилен или пластик. Сиденья для пассажиров могут располагаться как в обычном автобусе, так и по периметру всего салона "лицом друг к другу". Часто в салоне присутствуют столики, холодильник, боксы для личных вещей. Кондиционер, естественно, отсутствует. Непосредственно под салоном располагается довольно вместительное багажное отделение, разделенное на секции. "Походная кухня" может быть встроена в грузовик, или же просто паковаться в отдельные ящики. На крыше салона тоже может быть отведено специальное место для багажа. "Погрузка и загрузка" пассажиров в автобус производится посредством выдвижного трапа, что требует от участников экспедиции определенной натренированности в плане лазанья по пожарным лестницам.

    ЗАЧЕМ ВСЁ ЭТО? Конечно, когда грузовик-автобус мчится по асфальтированной автомагистрали где-нибудь в ЮАР, Кении или Марокко, такой вопрос вполне обоснован. Но вот на разбитых дорогах Республики Чад или Анголы он отпадает. Также, как и на проселочных грунтовых дорогах во всех странах в сезон дождей. Кроме того, совершать сафари (гейм-драйвы) в национальных парках на таких грузовиках тоже весьма удобно, хотя это применимо только в тех случаях, когда грузовик небольшой.

    МАРШРУТЫ. Самые разнообразные, продолжительностью от двух до сорока недель, а то и больше. Охватывают иногда десятки стран. Как вам такой вариант: Египет, Судан, Эфиопия, Кения, Танзания, Замбия, Малави, Зимбабве, ЮАР? Или: Марокко, Алжир, Мали, Буркина-Фасо, Гана, Того, Бенин, Нигер, Чад, Камерун? На рынке "сухопутных экспедиций" работают туркомпании Великобритании, Германии, ЮАР, Франции, Нидерландов, Испании и даже Австралии. Россия не представлена, хотя наши "КАМАЗы" и даже "Уралы" могли бы произвести настоящий фурор, т.к. наши танки грязи боятся ещё меньше, как известно из рекламы.

    ПРЕИМУЩЕСТВА. Относительная дешевизна. Основные расходы приходятся на сам транспорт (грузовик),визы и так называемые "активити" ( экскурсии, экстримальные приключения типа рафтинга, сафари). Проживание в палатках, в кемпингах и в "чистом поле", много не стоят. Путешествие полного цикла, к примеру, на 60 дней, может стоить порядка 3000 долларов (не включая авиабилеты). Можно присоединяться к экспедиции на любом этапе. За одну поездку можно посетить сразу несколько стран, зачастую находящихся в разряде "редких", вроде Бенина, Камеруна, Анголы или Конго. Организованный туризм в многих странах может находиться в зачаточном состоянии, а иногда вообще отсутствовать, но когда находишься в "автономном плавании на борту грузовика, то это уже не столь важно. Нет гостиниц - с собою есть палатки. Нет ресторанов - еда с собой. Нет дорог - "танки грязи не боятся!" (см. выше).

    УЧАСТНИКИ. В основном "фрилансеры", безработные, студенты, просто фанаты длительных путешествий. Для многих эти экспедиции не столько путешествие, сколько способ времяпровождения. Как правило, команда оверлендеров собирается из нескольких стран; иногда в одном автобусе можно встретить представителей всех континентов, за исключением, пожалуй, Антарктиды.

    ПИТАНИЕ. Спасение утопающих, как известно, дело рук самих утопающих. Это основной принцип организации питания оверлендеров. Упор делается на блюда, приготовленные самими участниками путешествия. Впрочем, иногда с экспедицией едет собствевнный "кок", который берет на себя процесс закупки продуктов и приготовления пищи. Таким образом, обеспечивается двухразовое питание. Однако, прежде чем отправляться в тот или иной тур на грузовике, этот вопрос надо заранее "провинтилировать". Если у вас отсутствует кулинарный талант и вы испытываете стойкое отвращение к мытью посуды, то могут возникнуть определенные проблемы, которые придут со стороны остальных участников "оверленда"...

    ЭКСКУРСИИ и РАЗВЛЕЧЕНИЯ. В мире "оверленда" существуют два типа "ценообразования". Первый тип подразумевает базовую цену и так называемую "корзину" - kitty. В базовую цену входит само путешествие на грузовике как таковое, работа сопровождающих, размещение в кемпингах. В "корзину" же организаторы "кладут" ваше питание и "расходы на местах". Все экскурсии, сафари, спортивные мероприятия оплачиваются отдельно. Естественно, при таком подходе начальная, базовая цена тура окажется значительно ниже реальной, если, конечно, вы не будете просиживать целыми днями в кемпинге. К примеру, базовая цена "наземки" составялет 800 долларов, а "опции" тянут на 1200, но без этих опций всё равно ваше путешествие не имеет особого смысла. Поэтому второй тип предпочтительнее. К примеру, экспедиция по ЮАР, Намибии, Ботсване и Зимбабве на 28 дней стоит 1700 долларов, но сюда уже входит питание, экскурсии, сафари; оставшиеся опции (каякинг на реке Окаванго и трекинг в Калахари) "тянут" на 200 долларов, но это уже по желанию "клиента".

    ОСОБЕННОСТИ. Большинство "оверлендов" курируются и осуществляются западными компаниями. Подавляющее большинство участников - европейцы, американцы, австралийцы. Т.е. публика, которую не очень любят в странах Третьего мира. Опасения за собственную безопасность диктуют ритм и траекторию передвижения. К сожалению, в большинстве случаев поездка состоит из однообразных переездов из кемпинга в кемпинг, с минимумом остановок в деревнях и маленьких городках. Ваша просьба остановиться в живописном месте, чтобы сделать пару фото, или изменить маршрут, чтобы посмотреть водопад, скорее всего останется неуслышанной. Как уже было сказано, для многих участие в экспедиции - своего рода способ "убийства" свободного времени, и вы будете весьма удивлены, наблюдая как ваши попутчики просиживают целыми днями в баре вместо того, чтобы сходить и посмотреть что-либо действительно интересное вокруг. Кроме того, для жителей благополучных стран это путешествие напоминает игру в скаутов, в которую они, скорее всего, не наигрались вдоволь в детстве. Спать в палатках у обочины шоссе, готовить еду на костре под проливным дождем, мыть посуду в тазике с мыльной водой - всё это кажется им атрибутом "настоящего путешествия", пусть даже за углом находится кафе, в котором можно сытно поужинать за 3 доллара. Кстати говоря, советую перед заказом тура поинтересоваться у огранизаторов, какой бюджет заложен "на еду". Иные туроператоры закладывают на питание своих "подопечных" не более 2 долларов в день. В большинстве кемпингов есть выбор: можно спать в палатке, "выданной" вам в грузовике-автобусе, или в бунгало, дормиториях (спальнях на 10-30 человек) или гостиничных номерах. К примеру, стоимость бунгало составлялет 10 долларов, а за место под палатку организаторы платят 3 доллара. Таким образом, если вам надоело спать в палатке и вы хотите провести ночь на нормальной кровати, то вам нужно будет доплатить только разницу в стоимости, т.к. 3 доллара вы уже заплатили.

    МИНУСЫ. Помимо возможных различий во взглядах на жизнь между экспедиционерами из разных стран, существуют другие "подводные камни", поджидающие потенциальных "оверлендеров". Самым большим, на мой взгляд, является "природный". Поскольку путешествие полного цикла длится несколько месяцев, то получается, что экспедиция пересекает разные природные зоны очень часто без учета климатических особенностей. Т.е. из "сезона дождей" вы попадаете в зону засухи. В заповедник Серенгети вы приезжаете тогда, когда оттуда ушли все животные в поисках водопоя в Кению, а в Эфиопии, в долине Омо, оказываетесь тогда, когда все дороги развезло от дождей, а вокруг роятся тучи малярийных комаров. Кстати говоря, большой процент "малярийных больных" среди оверлендеров объясняется не только их беспечностью, порою просто поразительной, но и тем, что им приходится путешествовать в самый разгар размножения возбудителя этой болезни. Затруднения может вызвать и процесс получения виз. Дело даже не в получении приглашениий и хождениях по посольствам. Просто пока открываешь одну визу, действие другой может уже закончиться... Как же выходят оверлендеры из этого положения? Во-первых, оформлять визы в сопредельные страны гораздо проще уже находясь "там". К примеру, открыть визу Зимбабве быстрее в Замбии или ЮАР. Очень часто весь процесс занимает один день. Во-вторых, у оверлендеров - "режим наибольшего благоприятствования" в тех странах, которые реально заинтересованы хоть в каких-то туристах. Визы ставят прямо на границе, без приглашений, подтверждений броней отелей и заполненных анкет с фотографией. Однако, если вы думаете, что европейцы, американцы и "осси" (австралийцы) путешествуют по Африке вообще без виз, то ошибаетесь. Визы им тоже нужны и более того, зачастую стоят они в два раза дороже, чем для россиян. Так что здесь мы можем собою гордиться!

    ЧТО ДЕЛАТЬ? Этот вопрос не имеет в данном случае отношения к Чернышевскому. Просто хочется дать несколько наставлений и рекомендаций тем, кто захочет отправиться в "сухопутную экспедицию".

    Найти нужный вам маршрут довольно просто: в любой поисковой интернет-системе достаточно набрать словосочтание Overland Expeditions и название страны или региона, куда вы хотите поехать. Затем по выбранной ссылке перейти на сайт организаторов, и там уже начать изучение возможных вариантов. Здесь прежде всего надо для себя определить, какой уровень комфорта вам предпочтительней. Оптата тура, как правило, делится на три части: основная, которая платится организаторам посредством банковского перевода или кредитной карты; "корзина" (kitty) - локальные, "текущие расходы", которая оплачивается в пункте прибытия гиду; "опции", оплата которых идет по ходу дела.

    Другой вопрос - оказывает ли туроператор-организатор экспедиции визовую поддержку. Для некоторых стран, например ЮАР, это очень важно. Также необходимо выяснить, какие гарантии дают организаторы в случае поломки грузовика. Как правило, все оверленд-туроператоры связаны между собой официальными или джентельменскими соглашениями: в случае чего, на дороге вас, как говорится, "подберут" и вы сможете продолжить путешествие в другой компании.

    Насчет компании. Хорошая компания - половина успеха любого путешествия, особенно если оно заявляет о себе как "экспедиции". Международный коллектив, конечно, хорошо, но существует разница в формах и сути общения между "ними" и нами. Полунощные посиделки у костра с песнями "под водочку" у западной публики, мягко говоря, не приняты. Ко всему прочему, загадочная русская душа всё время чего-то ищет, а отсюда и большая требовательность русских овелендеров к интеллектуальной наполняемости экспедиции. Нам нужно всё внимательно посмотреть, изучить, снять на фото и видео эстетично и в разных ракурсах. Что ни говори, но школа "Клуба кинопутешествий" и "Вокруг света" даёт о себе знать. Поэтому постарайтесь собрать вокруг себя команду единомышленников и вместе отправиться в "сухопутную экспедицию", к тому же, всегда существует минимум, при котором рентабельно будет арендовать отдельный автобус-грузовик.

    Николай Баландинский
    07/11/2005

    Страницы: 1 2 3 4 5 

    Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни - фотографии из Кении - Travel.ru
    Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни - фотографии из Кении - Travel.ru
    Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни - фотографии из Кении - Travel.ru
    Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни - фотографии из Кении - Travel.ru
    Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни - фотографии из Кении - Travel.ru
    Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни - фотографии из Кении - Travel.ru
    Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни - фотографии из Кении - Travel.ru
    Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни - фотографии из Кении - Travel.ru
    Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни - фотографии из Кении - Travel.ru
    Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни - фотографии из Кении - Travel.ru
    Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни - фотографии из Кении - Travel.ru
    Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни - фотографии из Кении - Travel.ru
    Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни - фотографии из Кении - Travel.ru
    Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни - фотографии из Кении - Travel.ru
    Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни - фотографии из Кении - Travel.ru
    Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни - фотографии из Кении - Travel.ru
    Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни - фотографии из Кении - Travel.ru
    Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни - фотографии из Кении - Travel.ru
    Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни - фотографии из Кении - Travel.ru
    Путешествие в сердце Африки в поисках смысла жизни - фотографии из Кении - Travel.ru

    Новости из Кении

    01.11.23 Etihad Airways планирует выполнять рейсы из Абу-Даби в Найроби
    27.09.23 flydubai начнет выполнять рейсы из Дубая в Момбасу
    25.11.22 Куда россияне могут полететь на пляж зимой
    31.10.22 Пляжный отдых в Африке осенью и зимой 2022–2023 года
    26.09.22 Кения начала пускать непривитых туристов
    08.12.21 Отдых в декабре — какие страны открыты для туристов из России
    22.08.21 Открытые страны: куда поехать в сентябре 2021 года
    31.08.17 Вниманию туристов: в Кению нельзя ввозить полиэтиленовые пакеты
    22.02.16 20 лучших мест для сафари
    14.01.16 Кения удешевляет отдых туристов